Социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 05:52, реферат

Описание работы

Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. Функция– это та польза, которую социальный институт приносит обществу. Ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последствия деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий.

Файлы: 1 файл

соц инстит сейчас.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.

 

 

Закрытые - открытые группы

 

 

Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке...

 

 

 

 

Группы членства - референтные

 

 

Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.

 

 

Диффузные группы

 

 

Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

 

 

Группа-ассоциация

 

 

Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)

 

 

Группа-корпорация

 

 

В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников)

 

 

Коллектив

 

 

Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно- значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.

 

 

Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:

 

 

По типу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга).

 

 

По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные)

 

 

По мере организации (неорганизованные, случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)

 

 

По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные)

 

 

По уровню непосредственного воздействия на личность (первично-вторичные, основные-неосновные, референтные)

 

 

По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые)

 

 

По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные)

 

 

По продолжительности существования (кратковременные, долговременные)

 

 

Важной характеристикой группы, связанной с эффективностью ее деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя границ. Часть психологов считает нижней границей малой группы количество в два человека.

 

 

Диады

 

 

Диада, или группа, состоящая из двух человек, (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбивает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.

 

 

Часть психологов считает, что группа должна состоять не менее чем из 3 человек.

 

 

Триады

 

 

Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу": именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецком социолога Х1Х в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастном посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".

 

 

Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок может стать на сторону одного из них.

 

 

Помимо нижней количественной границы группы, споры также ведутся и на счет верхней границы, хотя на мой взгляд, гораздо важнее не количественный состав, а функциональная необходимость, цель и характер деятельности группы, ее взаимодействие с другими группами, общей ситуации. Так , известный психолог К.К.Платонов считает, что обучающая или экскурсионная группа является наиболее эффективной при составе в 20-25 человек; оптимальное количество группы ученых, которые разрабатывают конкретную проблему - 5-7 человек; группы по изучению иностранного языка - 3-5 человек.

 

 

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме тот, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Не удивительно, что члены более крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малых групп (Томас, Финк, 1965).

 

 

Существуют данные, что группы с четном числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.

 

 

Согласно точке зрения некоторых исследователей, число пять имеет особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с проблемами, которые мы только что отметили. В то же время их члены не страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. В группах из пяти человек каждый глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Кроме того, в этих группах диссиденты получают поддержку со стороны некоторых ее членов, им не угрожает полный разрыв со всей группой. Если же в группу входит более пяти человек, некоторые из се членов могут почувствовать себя в изоляции (Хэй, 1962).

 

 

Анализируя группы, прежде всего следует понять, почему люди вступают в них.

 

 

Известные американские специалисты в области управления М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хдоури выделяют главные причины, которые определяют вступление человека в неформальную группу.

2.1 Основные виды социальных общностей. Их классификация

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы.

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

Виды социальных общностей

 

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.

 

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.

 

По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.

 

По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.

 

Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.

 

Общественное мнение как институт гражданского общества.

 

 

 

Гражданское общество - это совокупность независимых, имеющих возможность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений.

 

Общественное мнение - способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т. д.), либо стихийно — под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. В любом случае происходит регуляция поведения индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать и отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы.

 

В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, события, факты, которые вызывают общественный интерес, отличаются актуальностью и в принципе допускают многозначное толкование, возможность дискуссии. По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным (формы тоталитаризма, автократии) и плюралистичным (открытые демократические общества), состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.

 

В огромной степени развитость общественного мнения как института зависит от состояния общественного сознания, культуры, от степени усвоения обществом демократических ценностей, прав и свобод, и в первую очередь свободы печати, выражения мнений — собраний, митингов, а также от гарантий действенности общественного мнения.

 

Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на функционирование и развитие социальных систем и есть функционирование общественного мнения как особого социального института.

 

Возможности влияния такого рода различны и, соответственно, роль общественного мнения может колебаться от ничтожной (например, в «закрытых» общественных системах) до определяющей (характерной для современного мира). Так, общественное мнение все в большей степени оказывает влияние, как на внешнюю, так и внутреннюю политику государств. Политические лидеры зачастую выступают заказчиками опросов, призванных оценить отношение населения к различным сценариям развития событий в обществе, а иногда – сформировать общественное мнение по той или иной политико-правовой проблеме с целью получения легитимности для своих действий. Наиболее оптимальный вариант взаимодействия – ситуация, когда роль и значение общественного мнения как института гражданского общества четко ограничено и сбалансировано государственной властью.

 

Итак, в современных обществах наличествует механизм реагирования на социально – значимые проблемы путем высказывания суждения заинтересованными общностями, возможной при наличии гражданского общества, в котором власть считается с позицией последнего и не стремиться ему диктовать свою волю.

 

 



Информация о работе Социальный институт