Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 00:11, реферат
Социальный капитал — это нормы, неформальные нормы или ценности, которые делают возможными коллективные действия в группах людей. Это может быть как малая группа, состоящая из двух друзей, которые, например, помогают друг другу переехать на другую квартиру, или большая группа, скажем корпорация, или, в некоторых случаях, общество в целом.
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ?...............................3
СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………………………3
В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ СУЩЕСТВУЕТ ДЕФИЦИТ ИМЕННО НЕФОРМАЛЬНЫХ НОРМ…………..11
Очень интересно посмотреть на общество с высоким уровнем социального капитала - Японию. Япония — одна из наиболее безопасных стран в мире. С точки зрения обычной преступности она безопасна не потому, что есть большое количество полицейских на душу населения или множество драконовских наказаний. Эта страна безопасна в большей степени благодаря тому, что соседи уделяют внимание друг другу и способны навести порядок на основании неформальных норм, не прибегая к официальным принудительным мерам. А в посткоммунистическом мире существует очень острый дефицит именно таких неформальных норм. В этом заключается проблема. Существует вопрос: что необходимо делать для того, чтобы получить больший социальный капитал? Впрочем, если этот анализ проведен правильно, как нужно развивать эти нормы и возобновить определенный уровень доверия как между гражданами, с одной стороны, так и между гражданами и правительством, с другой. Но это — одна из наиболее сложных проблем. Социальный капитал может создаваться в экономической системе. Если вы будетe изучать стандартное введение в теорию игр, вы будете знать, что в классической дилемме заключенных, за которыми внимательно наблюдают, равновесие Неша не создает оптимальных общественных условий. А в так называемой «повторяющейся дилемме узника», наблюдается постепенная эволюция нормы взаимодействия. Проще говоря, все это означает, что в процессе обычного взаимодействия между людьми будет существовать собственная заинтересованность каждого в развитии нормы относительно взаимодействия, поскольку, в конечном итоге, если вы помните о том, какой человек был честным, это создает основания для общественного доверия. Но условия, при которых такое спонтанное установление доверительных отношений является возможным, являются очень специфическими.
Элеонора Остром в своей книге, посвященной общим ресурсам, в разной форме указывает на то, что этот принцип лучше всего срабатывает в маленьком содружестве, являющемся ограниченным, стабильным и сравнительно однородным с точки зрения этноса, религии и других дифференцирующих факторов. Поэтому спонтанное создание такого доверия не происходит в разнородном, большом содружестве глобального типа. С чем же остаетесь вы? По моему мнению, вы остаетесь с относительно ограниченным набором средств, позволяющих увеличивать уровень социального доверия. На самом деле, очень большое значение имеет правильное понимание роли государства. Это связано с тем, что роль государства может либо разрушить социальный капитал, либо создать базу для социального капитала, в зависимости от степени или способа ее вмешательства в общество. Мы уже проходили такие ситуации, когда государство, которое много вмешивается в общество, разрушает социальный капитал. Таким был весь опыт марксизма- ленинизма. Французское государство, приведшее к возникновению общества с низким уровнем доверия, было другим примером, когда централизованный государственный аппарат брал на себя слишком много функций, которые следовало оставить рынку или гражданскому обществу. Поэтому, в долгосрочной перспективе это негативно влияло на возможность добровольного сотрудничества между людьми. С другой стороны, отсутствие государства, отсутствие базовых формальных правил, предоставляющих такие базовые общественные блага, как безопасность на улицах или верховенство права — или отсутствие набора формальных правил, на основании которых люди могут взаимодействовать, также является очень вредным для социального капитала. Поскольку именно такая совокупность формальных рамок, ограничивающих человеческое поведение, потом позволяет спонтанно устанавливать доверительные отношения и определенные нормы между людьми. Таким образом, как мне кажется, правда состоит в том, что социальный капитал часто является результатом нерациональных факторов: общей религии, общей этнической принадлежности, или, например, общего травматического опыта, который получила определенная нация, что порождает общество, где люди понимают друг друга и работают друг с другом и тому подобное. Нельзя использовать это как вопрос государственной политики. Но можно создать условия, при которых появится больше возможностей для спонтанного создания доверительных отношений.
Каким с этой точки зрения является положение Украины не известно. Но, конечно, положительным моментом есть наличие у вас сегодня активного гражданского обществa, которое в очень важный момент политического противостояния смогло привести украинское правительство к ответственности. Это рождение, это начало развития социального капитала в украинском обществе. Последний вопрос заключается в том, что социальный капитал нередко является продуктом особого типа образования. Профессиональное образование является не просто передачей определенных фактов, знаний и методик. Это также процесс обучения моральным нормам, благодаря которым профессиональные стандарты становятся выше собственных интересов профессионала. И это — своего рода определение профессионализма. На самом деле одно из преимуществ, то что дает такое высшее образование, состоит в том, что оно культивирует определенные нормы, которые становятся важным источником социального капитала.