Социальный конфликт и пути его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.
Проблема социальных конфликтов стала предметом изучения социологов лишь в 19-20 в.в. Первоначально описанием конфликтных ситуаций, изучением причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в большинстве случаев на примере вооруженных столкновений).

Содержание работы

Введение
1. Понятие социального конфликта
2. Классификация конфликтов
3. Структура и динамика конфликта
4. Функции социальных конфликтов
5. Пути устранения социальных конфликтов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальный конфликт и пути его разрешения.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 

1. Понятие социального конфликта

2. Классификация конфликтов

3. Структура и динамика конфликта

4. Функции социальных конфликтов

5. Пути устранения социальных  конфликтов

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты  рождаются на почве ежедневных расхождений  во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано  рассогласованием и конфликтом.

Проблема социальных конфликтов стала  предметом изучения социологов лишь в 19-20 в.в. Первоначально описанием  конфликтных ситуаций, изучением  причин и последствий конфликтов занимались историки и философы (в  большинстве случаев на примере  вооруженных столкновений).

Так, выдающийся философ Томас Гоббс  полагал, что «война всех против всех» - это естественное состояние общества.

В рамках социологии сложилось специальное  научное направление, которое в  настоящее время обозначается как  «социология конфликта». Проблематике социальных конфликтов уделяли внимание в своих работах многие классики социологии: Г. Спенсер, М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюргейм.

Вместе с тем, изучение конфликтов носит не только теоретический, но и  сугубо прикладной характер. Например, при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа  сторон. Интересен также и тот  факт, что изначально правительство  и предприниматели рассматривали  именно социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан.

 

 

 

  1. Понятие социального конфликта

 

Понятие «конфликт» характеризуется  исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных  значениях. Самым общим образом  конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что  трудно разрешимое противоречие связано  с острыми эмоциональными переживаниями.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые  могут быть следствием:

  1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,
  2. противоречия интересов,
  3. коллизии,
  4. соперничества,
  5. соревнования.

 

Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами  социального развития. Английский философ  и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории  человеческого общества и стимулом социального развития".

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным  явлением и одной из форм социализации.

Классик социологии Р. Дарендорф указывал в своих трудах на тесную связь  конфликта с понятиями кризиса  и противоречий. Кризис, по Р. Дарендорфу, - это результат патологических изменений  в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений механизма  контроля в политике, экономике и  культуре, взрыва массового недовольства граждан, радикального разрыва с  традиционными нормами и ценностями. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт - это  важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе; это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта  состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой  более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется  или разрушается) под воздействием конфликта.

Таким образом, под социальным конфликтом в современной социологии понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых - достижение либо сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также завоевание, нейтрализация или устранение действительного либо мнимого противника.

 

  1. Классификация конфликтов

 

Разные авторы приводят классификацию  конфликтов с различных точек  зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности (конфликты в трудовой, религиозной, политической, экономической сферах жизни), по группам участников, по степени  их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.

Рассмотрим некоторые из классификаций.

Например, классификацию конфликтов можно провести по двум параметрам: по типам субъектов (личностный, групповой, организационный, нация как специфическая  макрогруппа, государство как специфический  институт) и по протеканию конфликта  внутри системы или вне системы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура и динамика конфликта

 

Конфликт вырастает из конфликтной  ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией  называют такую ситуацию, в которой  проявилась и осознана сторонами  несовместимость действий одной  стороны с нормами и ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта  – то, из-за чего возник конфликт между  оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта  может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так  и идеальными (например, правила  поведения, статус в коллективе и  т.п.).

В конфликтную ситуацию входят и  участники конфликта (оппоненты). Участники  конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости  от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства  людей).

В структуре конфликта также  выделяют внутреннюю и внешнюю позицию  участников.


 

 

 

Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и  мотивы участников; она непосредственно  влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто  не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция  проявляется в речевом поведении  конфликтующих, она отражается в  их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

Различать внутреннюю и внешнюю  позиции участвующих в конфликте  людей необходимо, чтобы увидеть  за внешним и ситуативным –  внутреннее и существенное.

Оппоненты и объект конфликта, со всеми  их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая  всегда предшествует собственно конфликту  и может существовать задолго  до его возникновения, никак не проявляясь.

Чтобы из конфликтной ситуации вырос  конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди могут начать инцидент, когда  реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная  ситуация может существовать задолго  до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем  может происходить (преднамеренно  или стихийно) подмена объекта  конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как  ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта  надо учитывать.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтную (нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную (затухание).

 


 

  • Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация, неудовлетворенность, угрозы.
  • Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через открытое противоборство.
  • Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда - необходимость профилактических мер для снятия стресса.

На первой стадии нарастает напряженность  между двумя участниками.

Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти  бушуют, участники возбуждены и всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию, наступает стадия затухания (стадия 3).

Конфликт считается завершенным, если устранена его причина –  конфликтная ситуация; устранение инцидента  еще не означает ликвидации конфликта.

Конфликт может закончиться  или субъективно (по инициативе одного из оппонентов), или объективно (в  результате изменения конфликтной  ситуации).

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции социальных конфликтов

 

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия  рода человеческого. Но можно отнестись  к конфликтам по-другому - увидеть  в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут  выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы  устранить или предотвратить  конфликт, а в том, чтобы найти  способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта  выполнять конструктивную роль связывается  с тем, что конфликт предотвращает  «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности  и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой  возникновения всякого конфликта  является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя  созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта  для отдельного человека могут также  состоять и в том, что посредством  него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто  служат выражению неудовлетворенности  или протеста, информированию конфликтующих  сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные  интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально  важных вопросов, улучшить психологический  климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда  столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить  и не допустить неправильное поведение  коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего  ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует  отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между  конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление  о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны –  как об отрицательных.

Информация о работе Социальный конфликт и пути его разрешения