Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:30, курсовая работа
Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы - все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы - необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля. Социальный конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует - разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.
Введение
1. Понятие о социальном конфликте
1.1. Сущность конфликта и его функции
1.2. Виды конфликтов
1.3. Особенности социальных конфликтов в современном российском обществе
2. Основные характеристики социальных конфликтов
2.1. Причины социальных конфликтов
2.2. Структура социального конфликта
2.3. Этапы и стадии развития социальных конфликтов
3. Механизмы разрешения социального конфликта
3.1. Технология предупреждения конфликтов
3.2. Формы и критерии завершения конфликта
3.3. Условия и факторы, влияющие на успешное разрешение социального конфликта
Заключение
Список литературы
Этапы управления конфликтом:
симптоматика 2.диагностика 3. прогнозирование 4. разрешение
Управляющие воздействия Соколов С. В. Социальная конфликтология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001:
1. пресечение 2.гашение 3. преодоление 4. устранение
В существующих условиях прогнозирование конфликта возможно лишь на короткий срок и с небольшой долей вероятности. Для того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность.
3.2. Формы и критерии завершения конфликта
Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.
Основные формы завершения конфликта См.: Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. - М.: Юристъ, 1997. - 239 с. и Социология. Учебное пособие. Издательство "Знание", г. Москва, 1995 г.:
Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.
Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие третья сторона
Затухание - временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.
Причины затухания:
истощение ресурсов обоих сторон
потеря мотива к борьбе
переориентация мотива
Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.
Способы устранения:
изъятие из конфликта одного из оппонентов
исключение взаимодействия оппонентов на длительное время
устранение объекта
устранение дефицита объекта
Перерастание в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие Исход конфликта - результат борьбы с точки зрения сторон. Исходами конфликта могут быть Веренко И. С. Конфликтология. - М.: концерн Swiss, 1990.:
устранение одной или обеих сторон
приостановка конфликта
победа одной из сторон
деление объекта конфликта
согласие о правилах совместного использования объекта
равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой
отказ обеих сторон от посягательств
альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон
Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом. Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.
3.3. Способы разрешения конфликтов
Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.
Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:
-объект конфликта
-оппонент
-собственная позиция
-причины и непосредственный повод
-социальная среда
-вторичная рефлексия
Прогнозирование варианта решения:
-наиболее благоприятный
-наименее благоприятный
-что будет, если просто прекратить действия
Действия по реализации намеченного плана
Коррекция плана
Контроль эффективности действий
Оценка результатов конфликта
Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.
Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:
Односторонний выигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш.
Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей.
Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.
В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.
Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.
В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.
Заключение
Изучив основные характеристики социальных конфликтов мы можем сказать, что большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществ.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.
Также в качестве вывода мы можем сказать, что для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы - все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы - необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля. Социальный конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует - разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей.
Список литературы
1. Веренко И. С. Конфликтология. - М.: концерн Swiss, 1990.
2. Видоевич З., Голенкова
З.Т. Социальные конфликты в
3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.: Гардарики, 2001. - 526 стр.
4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: АО Аспект пресс, 1994.
5. Кравченко А.И. Социология. - М.: Акад. Проект, 2001
6. Лавриненко В. Н. Социология. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
7. Надимова А.К. Социальные конфликты на производстве. /Общество в разных изменениях. М., 1990. - С.67,70.
8. Пруйт Д., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - М.: Прайм-Еврознак, 2000. - 352 стр.
9. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. - М.: Центр, 1996.
10. Соколов С. В. Социальная конфликтология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
11. Социальные конфликты
в трансформирующихся
12. Социология. Учебное пособие. Издательство "Знание", г. Москва, 1995 г.
13. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. - М.: Юристъ, 1997. - 239 с.
14. Шабров О.Ф. Конфликт
социальный и конфликт