Социальный
конструкционизм — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное
конструирование реальности» (The Social Construction
of Reality, 1966). По мнению ряда исследователей
социальный конструкционизм является
одним из направлений конструктивизма .
Целью социального конструкционизма является
выявление путей с помощью которых индивидуумы
и группы людей принимают участие в создании
воспринимаемой ими социальной реальности.
Социальный конструкционизм Бергера и Лукмана
восходит к философской феноменологии Мартина
Хайдеггера и Эдмунда
Гуссерля. С социологическими
аспектами феноменологического учения
Бергер ознакомился во время докторского
исследования, научным руководителем
которого был основоположник феноменологической
социологии Альфред Шюц. На протяжении 1970-х
и 1980-х годов происходит трансформация
социального конструкционизма под влиянием Мишеля Фуко. Фуко и его последователи
осуществили «нарративный поворот» в
общественных науках. Это, в частности,
оказало влияние на формирующуюся социологию научного
знания и растущую сферу науковедения и изучения технологии
(в английской терминологии — Science and Technology
Studies, STS). Карина Кнорр-Цетина (Karin Knorr Cetina), Бруно Латур, Варри Барнс (S. Barry
Barnes), Стив Вулгар (Stephen Woolgar) использовали
принципы и методологию социального конструкционизма
для установления связи между тем, что
в науках обычно называют объективными
фактами, с процессами социального конструирования.
Следует различать
социальный конструкционизм и социальный конструктивизм. Социальный конструкционизм
рассматривает динамику феномена относительно
социального контекста, тогда как социальный
конструктивизм изучает личностные процессы
смыслополагания знания и опыта в социальном
контексте[3]. Поэтому социальный
конструкционизм обычно рассматривается
преимущественно как социологическая
теория, тогда как социальный конструктивизм
относят также и к психологическим концепциям.
Как социологическая теория социальный
контрукционизм склонен анализировать
в качестве социальных конструкций прежде
всего социальное действие и социальную
активность как таковые. Социальный конструктивизм,
основываясь на конструктивистской эпистемологии,
акцентирует внимание на конструировании
знания, языка и т.п. Несмотря на отличия,
и социальный конструкционизм, и социальный
конструктивизм являются комплементарными аспектами одного и
того же процесса, посредством которого
люди в обществе создают собственный культурный мир, а следовательно
и самих себя.
Конструкционистский
анализ социальной реальности
Социальный конструкционизм
рассматривает процессы формирования
людьми социальных феноменов. Одним из продуктов
институализации социальных феноменов
являются традиции. Конструируемая социальная
реальность — перманентный, динамический процесс; реальность воспроизводится
людьми в процессах её интерпретации ими и формулировки знаний о ней. Бергер и Лукман
обосновывают идею о том, что любое знание,
включая самые основополагающие представления
о социальной реальности, образующие так
называемый здравый смысл, происходит и поддерживается
за счёт социальных интеракций.
В социальном взаимодействии
люди исходят из предпосылки о схожести
восприятий реальности, из "здравого
смысла". Основывая свою активность
на данном убеждении их общие представления
и понимание реальности повседневной жизни воспроизводятся
и закрепляются. Так как повседневные
знания являются продуктом договорённости
людей — социальной конвенции, то любые
человеческие типологии и системы ценностей, социальные образования
воспринимаются людьми как объективная
реальность. Таким образом социальная
реальность конструируется самим
акторами.
Одной из задач социального
конструкционизма является исследование
тех процессов, посредством которых человек
формирует, институализирует, постигает
и интегрирует в традицию и социальные ценности
социальные феномены. Поскольку социальные
конструкты, как интерпретации реальности
и объекты знания, не предзаданы от «природы»,
они должны постоянно поддерживаться
и подтверждаться, чтобы существовать.
Согласно социальному
конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая
воспринимается как естественная и очевидная
теми, кто принимает её. С точки зрения
теории социальный конструкт и лежащая
в его основе идея остаются изобретением
или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определённой
культуре или сообществу. Человек избирателен
по отношению к социальным конструктам,
принимая одни и отвергая другие. Существование
социальных конструктов не определяется
трансцендентной сущностью или природой.
В то же время такое понимание социального
контрукта не следует трактовать как радикальный антидетерминизм.
Социа́льный констру́кт или социа́льный конце́пт — это порождение конкретной культуры
или общества, существующее исключительно
в силу того, что люди согласны действовать
так, будто оно существует, или согласны
следовать определённым условным правилам.
К очевидным социальным конструктам относятся игра, язык, деньги, титулы, образование, правительства, корпорации и другие институты.
Менее очевидно и вызывает больше
споров отнесение к числу социальных конструктов классов, рас, гендеров, сексуальности, морали, памяти и всей реальности вообще. Может показаться, что
такой подход подразумевает надуманность, второстепенность, случайность и нереальность феномена,
однако на самом деле социальные конструктивисты
редко имеют в виду это. По мнению большинства
из них, социальные конструкты — это часть
реальной жизни или вообще вся реальная
жизнь. Социальные конструкты находятся
в онтологическом равенстве с «реальной» реальностью.