Социальный портрет Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:47, реферат

Описание работы

Описать конкретное общество, понять закономерности его развития, особенности функционирования различных общественных сфер позволяет такая наука как социология. Именно социология и есть тот «художник», который может нарисовать «портрет» любого общества.
Для социологической науки общество всегда предстает в качестве конкретной социальной структуры.

Файлы: 1 файл

grechneva_9.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

]Гречнева Е.Ф.

Социальный портрет Беларуси.

 

 Описать конкретное общество, понять закономерности  его развития, особенности функционирования различных общественных сфер позволяет такая наука как социология. Именно социология и есть тот «художник», который может нарисовать «портрет» любого общества.

 Для социологической науки  общество всегда предстает в  качестве конкретной социальной  структуры.

          Понятие «социальный состав» населения страны по своему содержанию близко к понятию социальная структура общества. Оно отражает не просто наличие тех или иных групп в обществе, но и их численность.

  В социальной структуре любого  общества выделяются в первую очередь группы людей  по месту жительства – население города или деревни. В социальном составе населения обязательно выделяются  группы, которые сложились исторически – этнические. Выделяются также  религиозные общности (католики, православные, баптисты, мусульмане). Всегда выделяют группы людей на основании  их отношения к собственности,   профессиональные группы, в отдельные группы объединяются люди по месту в управлении обществом, по размерам доходов и т. д.

         По данным  последней переписи, которая состоялась 16 февраля 1999 года, в нашей стране  проживало 10 млн.45 тыс.  человек (сейчас  эта цифра составляет 9665,8 тысяч человек). По численности населения Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ.  Средняя плотность населения 48 человек на 1 кв. км.

Почти 70% населения нашей страны проживает в городах, и соответственно 30% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 104 городах и 108 поселках городского типа. 15 городов имеют население более 100 тысяч человек, в них проживает 67% городского населения. В столице нашей страны г. Минске проживает около 1млн.700 тысяч граждан, что составляет около 24% от всего городского населения. По данным последней переписи на 1000 мужчин приходилось 1129 женщин, а в группах старше 50 лет  эта цифра возрастает. 

Большинство современных государства являются полиэтническими, в них проживают представители не одного, а нескольких  этносов. Наша страна также является этнически неоднородной. По данным  той же переписи 1999 года в стране проживают представители более 130 национальностей. Свою национальную принадлежность  граждане при последней переписи определяли сами, а национальность детей определяли их родители. 81 % граждан Республики Беларусь  признали себя белорусами, 11%  – русскими, почти 4 % – поляками, 2% украинцами, 0.3%  –  евреями.

         В Республике Беларусь зарегистрировано 25 конфессий и направлений, всего более 3000 религиозных организаций.

            Социальная структура современного  белорусского общества отвечает тем тенденциям, которые  характерны для  современных развитых промышленных государств (возрастание доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.).  Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры  нашего общества являются результатом целенаправленной государственной политики.

                 Важнейшим направлением государственной политики в нашей стране  является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения.  Государство в своей деятельности ориентировано, прежде всего, на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, на преодоление малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. В  нашей стране в последние годы наблюдалась  положительная динамика роста доходов населения.   Доля   малообеспеченного населения сократилась с 42 % в 2000 году до 6, 1 % в 2008 году. Это один из лучших показателей среди стран СНГ.

Главным  средством достижения поставленной цели является  усиление роли заработной платы как фактора повышения эффективности экономики и обеспечения роста реальных денежных доходов населения. Основным источником формирования денежных доходов граждан является заработная плата, пенсии, пособия, стипендии. Их доля  в общей сумме денежных доходов населения составила в 2008 году 75, 9 %. В конце 2008 года средняя зарплата в стране составляла  примерно 1 млн. рублей.

Самая высокая зарплата в нашей стране наблюдается в финансово-банковской сфере, государственном управлении, строительстве, самая низкая – в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении. Поэтому одной из задач политики в области доходов населения на ближайшее время является ликвидация  сложившихся  диспропорций в оплате работников бюджетной и производственной сфер.

Важным направлением в деятельности  государства является обеспечение государственных гарантий в области оплаты труда, то есть установление и соблюдение минимального размера заработной платы. Минимальная заработная плата – законодательно установленный предел оплаты труда, ниже которого не может опуститься ни один наниматель, конечно при условии выполнения наемными работниками норм рабочего времени и объемов работ. В декабре 2008 года в долларовом эквиваленте минимальная заработная плата составила 97 долларов (в России 83, в Украине – 90).

Для социального состава страны еще одним важным показателем является численность работающих или «занятых» по отраслям национальной экономики. В этой сфере сложилось следующее соотношение: промышленность – 26,9%, строительство, транспорт и связь – 15,9%, торговля и общественное питание – 14.4%, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение  –  7,3%, образование – 10.0%, и 16,1% приходится на другие отрасли.

В  общей численности занятых 60,2% составляют рабочие, 9,6% –  руководители, 26,7%  –  специалисты. Среди работающих на долю женщин приходится 53,4%, на долю мужчин – 46,6%.  Среди работающих 23,8%  имеют высшее образование, среднее специальное – 22,7%, профессионально-техническое – 20,3%, общее среднее – 29,8%, и только 3, 4% имеют общее базовое образование. Самое большое число работников с высшим образованием сосредоточено в органах государственного управления –74,6%, в науке – 64,5%, в образовании – 50,3% . В стране работает около 2,5 тысяч докторов  наук, и более 14 тысяч кандидатов наук.

 В настоящее время  практически во всех странах существует социальная дифференциация и социальное неравенство. Одним из важнейших  показателей, на основании которого измеряется уровень неравенства является соотношение между уровнем доходов 10 % самых богатых и самых бедных групп общества (ученые называют это соотношение  «децильным коэффициентом»).  В нашей стране он  составляет 5,6 раз (в России 16,8 раза).

В последние предкризисные годы  около 60 %.  государственного бюджета Республики Беларусь   расходовалось на социальные нужды. Эта цифра  свидетельствует  о высокой социальной ориентированности государственной политики Республики Беларусь. Специалисты Всемирного банка оценивали государственную социальную поддержку населения Беларуси как самую высокую среди стран с переходной экономикой.

В настоящее время в республике проживает около 2,4 млн. пенсионеров, из них 1,9 млн. человек – ветераны труда, около 70 тысяч человек – ветераны Великой Отечественной войны.

В республике особое внимание уделяется   социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны. Учитывая, что основным источником их доходов  являются пенсии, к их трудовым пенсиям установлены специальные надбавки.

Социальная защита инвалидов – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. В республике численность инвалидов составляет более 500 тыс. человек, в том числе около 30 тыс. детей-инвалидов. В стране создана и функционирует сеть реабилитационных учреждений. Эти учреждения осуществляют   мероприятия в рамках медицинской, профессиональной и социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

В республике начата работа по созданию «безбарьерной» среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к жилым, производственным зданиям и сооружениям, к аптекам, магазинам. Создаются условия для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга. В республике существует 4 центра социальных работ, где проходят обучение и получают профессию инвалиды молодого возраста, имеющие право работать по медицинским показаниям.

Одной из целей  нашего государства является и борьба с безработицей.  В Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственные и региональные программы занятости населения.

Государственная политика Республики Беларусь в данной сфере направлена на обеспечение максимальной занятости населения. В последние годы уровень безработицы не превышал 1.5 – 2% от количества трудоспособного населения. В условиях мирового финансового кризиса сохранить такое положение на рынке труда достаточно сложно, но политика государства и в этих трудных условиях нацелена на то, чтобы не допустить массовых увольнений, сохранить высокий уровень занятости. В мае 2009 года число зарегистрированных безработных в Республике Беларусь не превышало 1% от трудоспособного или активного населения, то есть населения, которое не достигло пенсионного возраста и способного работать по состоянию здоровья.

          В республике в последние годы проводится реформа системы социальной защиты населения.  Она нацелена на то, чтобы создать высокоэффективную и социально справедливую модель государственной социальной защиты. В основе  этой модели лежат следующие принципы:  адресность,  выявительный характер нуждаемости.  Смысл перехода к  адресной социальной защите состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы именно для помощи  тем группам населения, которые  нуждаются в помощи и уйти от уравнительного принципа социальной помощи государства.

В настоящее время, исходя из критерия нуждаемости (100% бюджета прожиточного минимума), право на получение адресной социальной помощи предоставлено всем семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, пенсионерам и инвалидам, не имеющим трудоспособных членов семьи. В 2008 году государственную адресную социальную помощь (ГАСП) получил каждый третий нуждающийся в стране. 

Важнейшим условием деятельности социального государства  является установление государственных минимальных социальных стандартов в социальной сфере. Государственные минимальные социальные стандарты – это тот уровень социальной защиты, который гарантируется  государством.

         Государственные минимальные социальные стандарты обеспечивают удовлетворение основных физиологических потребностей человека, они устанавливают различные нормы и нормативы денежных выплат, пособий,  предоставления социально значимых услуг. Государственные минимальные социальные стандарты  разрабатываются в области оплаты  труда, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения,  в сфере предоставления и оплаты жилья и  многих других областях жизни людей. Очень важным нормативом, который позволяет разрабатывать социальные стандарты является бюджет прожиточного минимума, а также минимальный потребительский бюджет.

          В нашей стране по различным направлениям государственной социальной поддержки населения начинают внедряться  технологии оказания социальных услуг населению по принципу «одного окна».

       В настоящее время в Беларуси проводится активная работа по реформированию системы здравоохранения.     Она предусматривает повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Важнейшей составной частью социальной защиты является  пенсионное обеспечение. В целом пенсионная система  функционирует стабильно, пенсии выплачиваются своевременно.

Политика в области  образования  нацелена на  приведение его в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях современного  общества.

Важнейшей частью государственной политики является демографическая политика. Она опирается на достижения такой важной науки как демография.

Демография как отрасль научного знания, существует свыше 300 лет. Она  описывает демографические процессы,   разрабатывает демографические прогнозы, обосновывает демографическую политику.

Понятие «демографическая политика» используется в научной литературе, в официальных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН, но также часто используется термин «политика народонаселения». Они могут рассматриваться как синонимы.

Демографическую политику чаще всего определяют как систему мер, которые осуществляются государством в отношении определенных групп общества с целью регулирования демографических процессов – рождаемости, смертности, миграции.

В январе 2002 года в нашей стране был принят очень важный закон  - закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». В этом законе  было сформулировано понятие «демографическая безопасность». «Демографическая безопасность»  --  это состояние защищенности социально – экономического развития государства и общества от демографических угроз. Демографическая безопасность обеспечивает развитие страны в соответствии с ее национальными демографическими интересами.

Демографическими угрозами являются те явления и тенденции, социально – экономические последствия которых,  оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь.

          В нашей стране существуют многочисленные демографические угрозы: угроза депопуляции, неблагоприятная возрастная структура населения, связанная, в первую очередь, со старением населения; деградация института семьи (уменьшение числа браков, рост разводов); снижение уровня рождаемости,  в результате чего не восполняется численность населения;  происходит ухудшение здоровья граждан; идет рост заболеваемости во всех возрастных группах, в особенности мужчин молодого трудоспособного возраста; постоянный рост смертности, снижение продолжительности жизни; продолжается начавшийся в  1972 г. процесс депопуляция сельского населения,  отток квалифицированных кадров («утечка умов»), нарастание нелегальной миграции.

Информация о работе Социальный портрет Беларуси