Социальный реализм Э. Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм – один из самых известных пионеров в развитии социологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы и понятия. Э. Дюркгейм был сторонником научного метода в социологии, который, по его мнению, заключается в рационалистическом (строго логическом) объяснении явлений общественной жизни. Утверждал соответствие каждого социального явления определенной потребности общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Владимирский институт бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Кафедра: « Социально  гуманитарных наук и прикладных исследований»

 

Дисциплина: « Социология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 1 курса

группы ЗМС- 12

Шестакова Елена Александровна

 

 

 

 

Проверил: к.и.н., профессор кафедры социально гуманитарных наук и прикладных исследований

Королькова В.Н.

 

 

 

 

 

 

г. Владимир 2013


 

Билет № 1


1.В чем особенности социального реализма Э. Дюркгейма? Что такое социальная реальность, социальные факты (примеры)? Подтвердите (либо опровергните) на конкретных примерах первенство социальной реальности над индивидуальной.

Эмиль Дюркгейм – один из самых известных пионеров в развитии социологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы и понятия. Э. Дюркгейм был сторонником научного метода в социологии, который, по его мнению, заключается в рационалистическом (строго логическом) объяснении явлений общественной жизни. Утверждал соответствие каждого социального явления определенной потребности общества.

Основные положения  доктрины социального реализма, разработанной  Э.Дюркгеймом, таковы:

- природу социальных  явлений следует объяснять социальными  же факторами;

- исходным моментом  анализа поведения людей является общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов.

Э.Дюркгейм воспринимает общество как моральный порядок, а социологию – как науку о  морали. Общество для Дюркгейма – это прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место.

В качестве связующего звена между обществом и ценностными  представлениями Дюркгейм вводит понятие  солидарности как взаимодействие индивидуальных сознаний. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств – "коллективное сознание". Он выделяет механическую солидарность, характерную для просто структурированных, сегментарных обществ, где индивиды весьма похожи друг на друга по своей жизненной ситуации; органическую солидарность, присущую обществам с развитой системой разделения труда, которое обусловливает различие в образе жизни и сознании.

Основным понятием Э. Дюркгейма служат "социальные факты", это проявления группового и массового сознания. По Э.Дюркгейму, социальные факты надо рассматривать как вещи. Социологию он считал наукой о социальных фактах, то есть идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей.

Основными признаками социальных фактов являются: объективное  существование по отношению к отдельным индивидам; принудительное воздействие на индивидов.

Э.Дюркгейм выделял  материальные (демографические, географические и т.д.) социальные факты и духовно-коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила).

Социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное "реальна", как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что понимается  под социальным статусом? В каких  качественных и количественных  показателях может быть выражен  социальный статус личности? Что  такое статусный набор? Опишите  статусный набор (свой либо  известной личности), выделив предписанный, достигаемый, главный и другие статусы?

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

 Слово «статус»  пришло в социологию из латинского  языка. В Древнем Риме оно  обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание. Статус – социальное положение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Водитель – профессия; работник наемного труда, получающий средний по размерам до ход – экономическая черта; член демократической партии – политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет – демографическое свойство. Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон. 

Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может  обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус. Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы в этой науке не достигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято понимать как обо значение ранга, места в социальной структуре, связанное с определенным набором норм. Для одних социологов статусы – это предписанные нормы, для других – культурно определенные позиции внутри институциональной системы. М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе. 

Кроме этих подходов существуют еще минимум две точки  зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая – в  приписывании статусу интегрирующей  функции. Статус понимается как интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер, материальное положение, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи и др. В таком случае говорят о классовом, профессиональном, политическом и т.д. положении человека как о разных аспектах его статуса.

Таким образом, в понимании статуса сложилось несколько подходов: а) стратификационный – статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества; б) функциональный – статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями; в) нормативно-ролевой – отождествление статуса с ролью либо с нормами в социокультурном пространстве общества; г) интегративный – объединение в одно понятие статуса множества социальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом. 

Статус –  синоним позиции. Но он нечто большее, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должностью, реже – статусом. Совокупность прав и обязанностей проистекает от официальной позиции. Но кроме того существует неофициальный статус с совокупностью неписаных, но строго соблюдаемых правил. Так, статус главы семейства в современном обществе никаким законом не предписан, но соответствующая ему роль всеми выполняется. Неформальные правила поведения предписывают, что низший по статусу должен первым здороваться, но первым протягивать руку может только высший по статусу. В учреждении начальник отдела, когда коллектив «сбрасывается на подарок», сдает денег больше других. Таково неписаное правило. Никто его к тому не обязывает. Если он сдаст меньше, то прослывет скрягой, однако никаких формальных санкций не последует.  
 
Позиция обозначает место в социальном пространстве, или в социальной структуре, которое ассоциируется у нас с набором норм, называемых правами и обязанностями ( rights and duties ), которым также приписан определенный объем престижа.  
 
Важно усвоить следующее:  

  1.  
    Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой. 
  2.  
    Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, то есть люди. 
  3.  
    В социальные отношения вступают не статусы, а их носители. 
  4.  
    Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов. 

Статусный набор  – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. Статусный набор каждого человека индивидуален, то есть неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве.

 

Статусы бывают:

 

Социально-демографические статусы  
 
Половые статусы. Мужчина / женщина.  
 
Возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик.  
 
Расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы.  
 
Статусы по здоровью. Например, инвалидность изменяет социальный статус человека. Нормой соотношения инвалидов и здорового населения принято считать 10%, в то время как в России инвалиды составляют 13% населения.  
 
Эти статусы составляют не чисто биологическую систему статусов, а являются продуктом общественного развития. Так, родственники, приобретенные в результате брака, являются родственниками не по крови, а по закону ( father - in - law , mother - in - law ). Всего этих статусов около 250.  
 
Социальные статусы  
 
Экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор).  
 
Политический статус – мы понимаем его как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти.  
 
Профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение (для отдельно взятой страны норма составляет около 40 тысяч профессиональных статусов).  
 
Статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия.  
 
Территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в деревне, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства. 

 

В группу предписанных статусов входят пол, национальность, раса. Цвет кожи «предписан» природой. Его невозможно поменять, если не произвести специальной и очень дорогостоящей  хирургической операции. Точно также обстоит дело с полом. Его предопределила нам природа. Но статус короля–не природная, а социальная предзаданность. Его предписало нам общество.

 

Приписываемым называется статус, обладание или  изменение которого находится вне  нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Биологическое наследование – раса, национальность. Общество позволяет наследовать титулы (дворянский титул). Негр – биологический статус. Социальным статусом делает его положение данного статуса в обществе (отношение как к людям второго сорта в Бразилии). Таким образом, на биологическую сущность накладываются социальные характеристики. Свойство приписывать, то есть придавать то или иное социокультурное значение, присуще только человеческому обществу. Все природные явления, попадая в общественный оборот проходят процедуру приписывания, то есть наделения их новым качеством, которого у них раньше не было. Например, рабочие в XVIII веке – нищие, бомжи, бродяги. В советское время рабочие – основная категория населения, статус поднялся, у них появилась своя партия, которая не только выражает их идеи, но и диктует свои взгляды всему населению в области искусства, образования; их взгляды – господствующая идеология в обществе. Для того чтобы получить статус рабочего, стало необходимо учиться. 

 

Итак, приписываемым  называется статус, в котором чело век рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан  таковым обществом или группой. Таким образом, негр – не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т.д. Они прирожденные потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник.

 

Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства  и таланты. Приобретенными статусами  в первобытной общине являются статус лекаря, исполнителя ритуальных танцев, рассказчика. Добиться положения лидера в племени человек может, либо заслужив его своим трудом и щедростью, либо обладая харизмой и специальными умениями.) Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Более развитые и более сложные общества предоставляют индивиду большую свободу выбора. В таком обществе, в частности, возрастает число приобретенных статусов. В современном мире мы можем выбирать, вступать ли нам в брак и иметь ли детей, то есть даже такие статусы как супруг и родитель по сути являются приобретенными. Люди в традиционном обществе обладают меньшей свободой выбора в том, что касается брака и продолжения рода. Иногда довольно сложно провести границу между предписываемым и достигаемым статусами. Например, хотя мы сами выбираем колледж (из числа тех, куда подавали документы и куда были приняты) или место работы (куда обращались и где его получили), но на наш успех во многом влияет наша семейная принадлежность и социальное происхождение. И даже несмотря на то, что в американской культуре высоко ценятся личные достижения человека, самостоятельно пробивающего себе дорогу в жизни («из грязи в князи»), рассчитывать на успех больше приходится представителю среднего или высшего класса, нежели выходцу из низов. Статусы мужа, жены, крестного отца и матери – достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Раньше некоторые должности могли занимать только муж чины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский – только мужская должность.  
 
Статус меньше зависит от того, что делает человек, но больше от того, чем он является, кто он есть, особенно если статус предписываемый (предписанный), а не достигаемый. В этом смысле не существует предписываемого престижа. Он может быть только достигаемым. Хотя известно, что статусы бывают двух видов – приписываемые и достигаемые.  

Информация о работе Социальный реализм Э. Дюркгейма