Социальный статус детей-сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:15, творческая работа

Описание работы

Социальные сироты — явление не новое: это дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, либо злоупотребляют спиртными напитками, ведут асоциальный образ жизни, вследствие чего были лишены родительских прав. По данным статистики, доля социальных сирот по отношению к круглым (тем, чьи родители погибли) несравнимо больше. В этом плане ситуация в Казани практически не отличается от положения в стране. Всего 20 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, составляют круглые сироты, а 80 — это сироты при живых родителях.

Файлы: 1 файл

Социологическое исследование.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Социальные сироты —  явление не новое: это дети, родители которых отбывают наказание в  местах лишения свободы, либо злоупотребляют спиртными напитками, ведут асоциальный  образ жизни, вследствие чего были лишены родительских прав,

По данным статистики, доля социальных сирот по отношению к круглым (тем, чьи родители погибли) несравнимо больше. В этом плане ситуация в   Казани практически не отличается от положения в стране. Всего 20 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, составляют круглые сироты, а 80 — это сироты при живых родителях.

 В настоящее время  в областном центре  проживают  361258 детей до 18 лет. Из них 6282  детей- сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, что  выше среднестатистического республиканского  показателя в 2,5  раза (2802).  3011 детей определены под опеку, 68 переданы под патронат; 1856 находятся в системе образования; 323 – в системе здравоохранения, 175 – в системе социальной защиты. 

 Статистические данные  и  результаты   исследования  дают основание сделать вывод о том, что   социальное  сиротство является насущной проблемой региона и существует объективная необходимость в принятии радикальных мер по его предупреждению. 

 Выявленные тенденции  обнаруживают серьезные пробелы  и недостатки в характере восприятия и  личного участия членов сообщества в воспитании детей-сирот и оказанию им посильной помощи.

  Эмпирически установлено,  что ситуация в области оказания  помощи детям-сиротам далека от  состояния, которое соответствовало  бы существующему российскому  и   зарубежному опыту.

  Вместе с тем,  рассматривая отмеченные тенденции,  целесообразно принять во внимание   весомые показатели положительно-лояльного  отношения   участников социологического  исследования  к детям-сиротам  и личной ответственности   за помощь воспитанникам детских домов.

В широком плане в регионе назрела потребность активной реализации   процесса  деинститаулизации детей- сирот. Но это требует системного осмысления  проблемы на уровне членов сообщества и должно быть увязано с поиском эффективных инструментов  альтернативных форм устройства детей-сирот.

 

 

 

 

 

 

 

 

Социологическое исследование

 

Наиболее актуальная тема сегодняшнего дня – это тема сиротства.

 

Проблема-это вопрос, ответ на который не содержится в накопленных знаниях и для решения которого требуются определенные теоретические и практические действия.

 

Проблема: Это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении социального статуса детей-сирот.

 

Предмет-это центральный  вопрос проблемы, ответ на который и станет результатом исследования.

 

Предмет: факторы, влияющие на сиротство в России.

 

Объектом  исследования могут стать непосредственные носители проблемы: эксперты в вопросах с проблемой: люди, чье мнение нам интересно.

 

Объекты исследования: 1 Собственно сироты: дети, чьи родители рано умерли.

                                         2 "Лишенцы": дети родителей, лишенных родительских прав.

                                         3"Отказники":дети родителей, отказавшихся от родительских прав.

                                         4Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании.

                                        5Домашние сироты: ребёнок живёт с родителями, но им - не до ребёнка. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг другу, а в худшем - находятся в антагонистических отношениях.

 

Цель исследования: 1.Выявить состояние этой проблемы на данный момент времен, и понять отношение граждан к детям-сиротам.

                                     2.Узнать уровень толерантности общества к сиротам.

                                     3.Узнать, насколько люди готовы помогать и какую помощь считают эффективной.

                                     4.Выяснить, насколько люди готовы усыновить или взять на воспитание ребенка из детского дома.

 

Задача исследования: собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.

 

Гипотеза: дети-сироты испытывают трудности при интеграции в группы сверстников, имеющих родителей, а именно: имеют низкий социальный статус и низкую выраженность лидерских качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети-сироты: какие они?

 

Как Вы считаете, сиротство  – это актуальная проблема в нашем обществе?

  1. Сиротство – это очень актуальная проблема в нашем обществе
  2. Сиротство – не очень актуальная проблема в нашем обществе
  3. Сиротство - совсем не актуальная проблема для нашего общества
  4. Затрудняюсь ответить

 

Встречались ли в Вашей  жизни в прошлом или настоящем дети-сироты?  

  1. Да, встречались
  2. Никогда не встречался с детьми-сиротами
  3. Родственники или знакомые взяли ребенка-сироту на воспитание в семью / усыновили
  4. Я сам(а) являюсь приемным родителем, опекуном, усыновителем
  5. Затрудняюсь ответить

 

Как Вы считаете, кто должен нести ответственность за воспитание детей-сирот в нашем обществе?

  1. Фонды и другие некоммерческие организации
  2. Конкретные люди, такие, как я, например
  3. Группы волонтеров, добровольцев из числа обычных людей
  4. Социальные институты, например, церковь, школа, вуз и другие
  5. Родственники детей-сирот
  6. Кто угодно, только не я

 

Скажите, есть ли среди  Вашего окружения семьи, которые  взяли на воспитание или усыновили  ребенка-сироту?

  1. В моем окружении есть такие семьи
  2. В моем окружении нет таких семей
  3. Я сам(а) уже являюсь приемным родителем, опекуном, усыновителем
  4. Затрудняюсь ответить

 

Как Вы относитесь к семьям, которые усыновили/взяли в семью  ребенка-сироту?  

  1. Скорее положительно
  2. Нейтрально
  3. Скорее отрицательно
  4. Затрудняюсь ответить

 

Рассматриваете ли Вы возможность или планируете принять в семью ребенка из детского дома? 

  1. Скорее да
  2. Скорее нет
  3. Затрудняюсь ответить

 

Каково Ваше отношение  к помощи детям–сиротам?  

  1. Я уже помогаю детям-сиротам
  2. Хотел бы помогать, но нет финансовой возможности
  3. Хотел бы помогать, но нет свободного времени
  4. Хочу помочь, но не знаю, куда обратиться
  5. Я не считаю нужным помогать детям-сиротам, т.к. о них хорошо заботится государство
  6. Почему вообще я должен думать об этой проблеме? Это меня не касается.

Казанцы каждый год бросают сотни малышей

 

  1. Василису - пятимесячную малышку - мать бросила на попечение деда. По словам соседей, 24-летняя Ольга, мама Василисы, злоупотребляет спиртными напитками.

- Оля пошла по стопам своей матери-алкоголички, уже с 13 лет сбегала из интерната, начала пить, - рассказывает Галина Степанова (имя и фамилия изменены). - Отец у нее тоже пьет, хоть и не так сильно.

Родственники  пытались убедить Ольгу, что за дочерью  надо смотреть.

- Я сама выросла, и она вырастет, - отвечала  на все их замечания Ольга. - И еще детей рожу, если надо будет.

Василису  кормил  дедушка, однако он  также  часто выпивает. В итоге девочку  привезли в отделение 18-й больницы.

- У девочки  появится хотя бы шанс на  лучшую долю, - говорят родные  Ольги.- А среди этих постоянных  пьянок ей не выжить.

Недавно Ольга приходила в больницу, чтобы забрать ребенка домой, но не смогла вспомнить дату рождения Василисы.

- Просто у меня двое детей,  поэтому я сразу вспомнить  не могу, - объяснила  свою забывчивость  женщина и больше не возвращалась.

 

Второй ребенок

 

Марселю Шарафутдинову всего два  месяца. Малыш родился ВИЧ-инфицированным - заражение он получил в утробе матери. Выписавшись из роддома, мать продолжила пить, а ребенка бросила  на попечение бабушки, откуда Марселя  забрали в отделение.

Такие дети имеют все шансы на долгую жизнь, но при правильном лечении -  в приемные семьи их обычно не забирают. Когда ребенку исполнится пять лет, его отдадут в детский дом, где живут ВИЧ-контактные малыши

 

Лиза Володина

Девочку и ее старшую сестру забрали  из дома -  на 16-ти квадратных метрах  проживает 12 человек. Родители пьют, в комнатах грязно, еду для детей никто не покупал  - сестра Лизы в итоге заболела. Дети ведут себя спокойно, они привыкли адаптироваться быстро к жизни в государственных больницах

В больницу привозят детей с болезнями центральной нервной системы, с задержками в развитии.

- Некоторые не умеют даже  ложку держать, - рассказывает Резеда  Галимова. – Приходится их учить,  как держать ложку, есть –  все это следствие жизни в  ненормальных условиях, с пьющим  родителями.  Например, некоторые поят детей пивом.

 

Отделение  больницы № 18

Сейчас в отделении 22 ребенка – за год здесь бывают около 200 малышей. Из них восьми малышам нет и года. Сюда привозят детей от 1 месяца до 5 лет. Большинство из них потом отправятся в детские дома.

Детей в больницу привозят из неблагополучных  семей инспектора по делам несовершеннолетних, а подкидышей доставляют с улиц города – таким малышам сотрудники отделения  дают имена сами.

- Придумываем татарское или  русское имя и фамилию, в  зависимости от того, на кого похож больше ребенок - на татарина или русского, - говорит Резеда Галимова. - Возраст ребенка в таких случаях узнаем с помощью костного рентгена. Для этого  врачи делают снимки кистей – рентгенографию – и определяем точный возраст малыша.

 

 

Стала известна судьба сирот с "Булгарии"

 

После крушения "Булгарии" осталось 8 сирот, над всеми оформлена  опека.

  Над всеми восемью татарстанскими детьми, потерявшими родителей в результате крушения теплохода "Булгария", уже оформлена временная опека.

 

"Из восьми детей один был  с семьей на борту теплохода.  Его родители, к сожалению, погибли,  он спасся", - сообщил глава  Минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов.

 

"Каждый ребенок находится  под особым контролем. Каждому  ребенку в ускоренном режиме  оформлено опекунство постановлением главы администрации. Им установлено пока временное опекунство – в 7 случаях это родные бабушки, в 1 – родная тетя, - сказал министр. - Пока это временная мера – мы это сделали, чтобы они могли получить все необходимые пособия и чтобы ребенок не остался один. Потом родственники должны сами окончательно решить вопрос с опекой. Мы им максимально помогаем".

 

По словам Альберта Гильмутдинова, дети, оставшиеся сиротами в результате крушения "Булгарии", получат поддержку  со стороны властей. «Кому-то надо будет помочь с устройством в детский сад, школу. По одному ребенку из Арского района мы решаем вопрос с его поступлением в автомеханический техникум. Каждый из этих 8 детей будет у нас под особым вниманием. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь им в этой ситуации", - заверил он.

 

• В 2011 году в нашей стране насчитывалось 27 миллионов детей, что составляет примерно 20% от общей численности  населения Российской Федерации.

 

• Согласно статистическим данным за 2011 год, в РФ учтено более 742 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

 

- в семьях граждан под опекой (попечительством) находятся 378 141 ребенок;

- в специализированных учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей - 170 000 детей;

- в семьях усыновителей - 150 300 детей;

- в приемных семьях – 38 429 детей;

- на других формах семейного  устройства - 5 925 детей.

 

• Число выявленных в 2011 году детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, составило 122 600.

 

• В 2011 году более 6 000 детей отобрано у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, 4 300 родителей ограничены в родительских правах, 65 000 - лишены родительских прав.

 

Вывод: Необходимо создать информационные листки с ясными, четкими, простыми, доступными и занимательными текстами. Детям надо рассказывать, объяснять, читать эту информацию. Давать телефоны помощи и доверия, где 24 часа в сутки кто-то сможет им отвечать терпеливо и дружелюбно, а также при необходимости их сопровождать в решении их проблемы.

 

 

 

 

Выводы и  обобщения 

 

В результате проведенного исследования было выяснено:

•   Казанцы считают, что проблема детей, живущих в детских домах, действительно серьезна и требует решения .

•  Хотя  Казанцы проявляют искреннее сочувствие к детям-сиротам, большинство из них (90%) уверены, что о таких детях должно заботиться государство, поэтому опрошенные в минимальной степени участвуют в решении проблем детей-сирот. 40% опрошенных оказывают помощь детям. Восемь из каждых десяти опрошенных никогда не рассматривали возможность воспитания ребенка-сироты в своей семье.

•  Люди, которые в настоящее время помогают детям-сиротам и действительно могут значительно изменить жизнь сирот, составляют 6% из числа опрошенных. 6% респондентов сообщили, что могли бы принять у себя дома ребенка на короткий срок. 22% респондентов сказали, что могли бы стать наставниками или патронатными воспитателями.

Информация о работе Социальный статус детей-сирот