Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:58, реферат
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо
– общество, логия – наука, знание).
Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между
разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд
на явления, которые ей не принадлежат.
Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы,
причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно,
и способы воздействия на общество.
Введение
Социальный статус
Социальные роли
Заключение
Список использованной литературы
Реферат на тему: «Социальный статус и социальная роль личности».
Выполнила студентка группы М-31
Сахно Лидия
Ростов-на-Дону,
2012 год
Содержание
Введение
Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо
– общество, логия – наука, знание).
Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между
разными науками, а
потому социология
на явления, которые ей не принадлежат.
Социология изучает
людей, социальные явления,
причинные связи между
социальными явлениями и
и способы воздействия на общество.
Давно известно, что
психические и
нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы
действия социальных
законов: человек просто
действовать в соответствии
с нормами или утрачивает
В каком отношении
предписываемые или
отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться
на понятиях социальной роли и социального статуса .
Социальный статус
Социальный статус – то место в общественной системе, которое
занимает
конкретный человек; это
выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
Существует два основных значения термина «статус» :
1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик,
то есть
важный элемент любой
обязательно
является совокупностью
определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было
предложено Р. Линтоном.
2.Понятие «статуса» может связываться с представлениями об
авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе
стратификации общества (расслоение внутри общества) , основанной на
понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М.
Вебером.
Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один,
который действительно определяет положение человека в обществе; как
правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность
(например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус
называется интегральным .
Виды статусов
Различают следующие виды статусов.
1. Приобретённый статус – это статус, который человек имеет ,
благодаря
собственным усилиям,
никто не может родиться тем же профессором – для этого нужно
приобрести определённые знания, защитить диссертацию, снискать
авторитет
в профессиональной среде,
социального взаимодействия и т.д.
2. Предписанный статус – это статус, который человек
приобретает по факту рождения. Ярким примером предписанного статуса является звание
дворянина, которое,
как правило, переходит по
предписанным статусом
является национальная
происхождение, место рождения и т.д.
3. Естественный статус – это статус, который опирается на
относительно постоянный,
как правило, биологический
(например, статус «мужчины»). Ему противопоставляются
Профессионально-правовые статусы , то есть собственно-социальные
статусы, которые существуют только в виде соглашения, как конвенции, и
не имеют какого-то «измеримого» биологического и, шире, природного
основания.
Сравнение приобретённого и предписанного статуса
В рабовладельческих, феодальных, кастовых обществах преобладают
предписанные статусы и высоко ценятся родственные связи. В
демократических обществах
приобретённые статусы явно
предписанными, а родственные связи ценятся сравнительно невысоко.
Границу между предписанными
и приобретёнными статусами
установить невозможно. С одной стороны, статус, обычно являющийся
предписанным, человек может приобрести за заслуги (как это было с
дарением звания дворянина в России). С другой стороны, статус, который
обычно является
передаваться по наследству (как, например, в советские времена, когда
сын прокурора вполне мог быть равнозначен по своим возможностям
прокурору). Как правило, приобретённый статус может не только
приобретаться, но и утрачиваться, тогда как предписанный статус
человек утрачивает гораздо реже (например, при значительных
трансформациях государственного строя).
Общество само устанавливает
механизмы распределения
Разграничение предписанных
и приобретённых статусов
столько на типы статусов, сколько на способы их распределения, один из
которых может преобладать. При этом то, в каких сферах преобладают
приобретённые и предписанные статусы и в каком соотношении они
находятся, является
важным показателем,
общества, его тип.
Как соотношение предписанных
и приобретённых статусов
быть рассмотрена социальная структура (одна из основных категорий
социологического анализа общества).
Противоречивость статуса
Если человек обладает
статусами, которые трудно
собой, говорят о противоречивости статуса . Дж. Лиски предложил
выделять четыре главных измерения статуса:
1) доход;
2)образование;
3)профессиональный престиж;
4) этническая принадлежность.
Противоречивость статуса
имеет место тогда, когда
не соответствуют друг другу. Это приводит к чувству
неудовлетворённости, которое человек стремится преодолеть двумя
способами: либо стремясь привести измерения статуса в соответствие,
либо стремясь оказать воздействие на саму систему статусов.
Социальная роль
Социальная роль – это способ поведения, который соответствует
принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель
поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в
определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как
совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к
человеку, занимающему
ту или иную социальную
Роль не может существовать вне социального института ( так как
социальный институт – это и есть совокупность ролей и статусов
),а следовательно,
например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли
«ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом
и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к
ребёнку).
Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс
формирования личности).
Сначала наблюдая за
подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном
обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления
количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.
Социальные роли и социальные институты
Общество нуждается
в том, чтобы определённые
удовлетворены. Однако
удовлетворение этих
само по себе: чтобы оно имело место, необходимо, чтобы определённые
обязанности были возложены на определённых людей и чтобы люди
выполняли эти обязанности. Это осуществляется при помощи ролей,
которые и представляют
собой совокупности
ожиданий, направленных на носителей данных ролей.
Распределение социальных
ролей нередко связано с
несоциальными признаками. Например, ребёнок в рамках семьи выступает
как объект заботы в силу своего возраста и ограниченных возможностей;
родители могут выполнять
соответствующие функции по
ребёнку благодаря тому, что они являются более самостоятельными
людьми.
В то же время
распределение ролей
социальными факторами. Так, ребёнок перестаёт быть ребёнком при
достижении определённого возраста, а точнее, когда он научился
заботиться о себе и отвечать за свои поступки. С точки зрения
общества, полноценным его членом человек становится, лишь получив
соответствующее образование. А потому он вынужден учиться на
протяжении длительного времени и в течение учёбы находиться на
иждивении у родителей. Следовательно, позиция человека в социальной
структуре зависит
не только от объективных
внутренними нормами, регулирующими жизнь общества.
Можно указать и другие типичные роли, составляющие социальный
институт: продавец, учитель, бизнесмен и т.п.
Характеристика социальной роли
Социальная роль может быть охарактеризована по следующим важным
аспектам:
1) способ поведения : роль как совокупность ожиданий окружающих
предполагает не только цели, но и совершенно конкретные способы
достижения целей;
2) формализация : одни роли предусматривают общение по формальным
правилам, другие в большей степени базируются на неформальных взаимодействиях;
3) приобретение роли : роли
бывают предписанными и
Например, мальчики и
девочки в детстве обычно
тогда как в юности их выбор становится более свободным;
4) масштаб связей : социальная роль личности связана с другими
ролями; однако одни
роли предполагают
(например, роль учителя), тогда как другие – с их ограниченным
числом (например, роль отца);
5) эмоции : так, одни роли требуют неэмоционального, сдержанного
поведения (судья, священник),
тогда как другие –
(актёр, певец, агитатор, рекламный агент);
6) мотивация : в принципе, одна и та же роль может допускать
множество мотиваций (мотивом выполнения работы может быть как интерес,
так и материальная заинтересованность, могут также иметься и оба
мотива). В то же время отсутствие мотивов приводит к тому, что субъект
не принимает на себя ту или иную роль.
Ролевое поведение и ролевые ожидания
Социальная роль распадается на ролевое поведение , то есть те
конкретные действия, которые совершает человек, и ролевые ожидания
– то, чего ждут от носителя роли окружающие. Естественно, между
поведением и ролевыми
ожиданиями не всегда
а потому общество создаёт систему социального контроля, важной частью
которой является
от ролевых ожиданий.
В то же время
ролевые ожидания допускают
ролевом поведении: главное, чтобы они не нарушали равновесия и,
следовательно, не угрожали
нормальному функционированию
Различие в величине такого зазора между ролевыми ожиданиями и ролевым
поведением является
важным показателем
все допустимые варианты предписываются культурой, что создаёт
некоторую свободу
(или иллюзию свободы) для
Виды ролей
Рассмотрим виды ролей.
1. Роли могут различаться с точки зрения своей жесткости . Эта
характеристика указывает на то, насколько широк или узок диапазон
ролевого поведения. Это можно проиллюстрировать как в статическом ,
так и в динамическом плане. С точки зрения статики , например,
представителю творческой профессии позволяется гораздо больше, чем
священнику, а человеку,
занимающему высокое
больше, чем тому, кто находится на более низком уровне социальной
системы.
С точки зрения социальной динамики можно отметить тот факт, что роль
женщины в прошлом была гораздо жестче : в настоящее время диапазон
допустимых с социальной точки зрения действий для женщин заметно
расширился и больше не ограничивается пресловутыми четырьмя «К»: K
che , Kinder , Kirche , Kleid (нем. – кухня, дети, церковь и
Информация о работе Социальный статус и социальная роль личности