Социальный статус личности. Его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Социальный статус - это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.
Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………..…3
Типы статусов. Их характеристика и различия……………………………………………..5
Социальный статус личности. Его структура…………………………………………….…10
Влияние самооценки на социальный статус личности…………………………….…12
Заключение……………………………………………………………………………………………..……15
Список литературы……………………………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Именно благодаря образованию  осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями  между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Положение в  обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат  должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным  показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные  ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть. Безусловно, особое значение имеет статус личности, связанный  с работой, профессией. Хотя следует  отметить, что иерархия статусов может  меняться. В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство  человека, владение собственностью и  финансовыми ресурсами, возможность  «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью  и счетом в банке стало целью  значительной части молодежи, которая  и получение специальности стала  рассматривать как элемент или  ступень в достижении значительного  материального достатка. В этой связи  следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая  влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая  во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют  неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Влияние  самооценки на социальный статус  личности 

Самооценка относится к центральным  образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Социум в значительной степени  влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре  личности самооценке принадлежит особо  важное место.

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних  оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность  к утверждению и отстаиванию  своей жизненной позиции. Личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через  отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек  привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, имеет  много аспектов и продолжается всю  жизнь. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает  семья и школа, затем выделяют ближайшее социальное окружение, далее - многочисленные так называемые малые  группы, трудовые коллективы, где формируются  профессиональные роли. Через эти  каналы личность включается в целостную  социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей  общества. Значимым этапом в процессе социализации является общение. Взвесить же личностные особенности партнера по общению можно только на базе самооценки, так как она подразумевает  оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения  к другим членам группы. Задача выбора будущей профессии, профессионального  самоопределения не может быть успешно  решена без решения более широкой  задачи личностного самоопределения, которая включает в себя построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Важно подчеркнуть  проблему самоосознания собственной  индивидуальности, неповторимости и  непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более  широкого конструкта - Я-концепции. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, все группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Влияние семьи сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.

С возрастом все ведущим мотивом  выступает желание утвердится в  коллективе, завоевать авторитет  уважение и внимание. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют  высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать. Самооценка играет очень важную роль в организации  управления своим поведением, без  нее трудно самоопределиться в жизни. От нее зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности  целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Люди с низкой самооценкой не уверены  в себе, у них слабо развито  чувство собственного достоинства, возникают трудности при общении с другими людьми, для них характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Человек же с высокой самооценкой  независим, самостоятелен и убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных  ситуациях отстаивать свои взгляды  и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.

Уверенность в себе, наряду с ощущением  собственной значимости, рождает  убеждённость в своей правоте  и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие  ожидания обеспечивают им не только более  независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию, не испытывают особых затруднений, сближаясь с  новыми людьми.

Многое из того, что делает человек  или отказывается делать, зависит  от уровня собственного достоинства  человека. Низкая самооценка может  быть и причиной и следствием одиночества. Они склонны относить неудачи  в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей, они  в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены  к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны  к установлению новых взаимоотношений  или углублению существующих. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они  менее зависимы от поддержки и  одобрения окружающих, поскольку  научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью  и инициативой заставляют вращаться  социальный механизм, и соответственно им достаётся большая доля предоставляемых  обществом благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возможны различные подходы  к изучению социального статуса  человека. Изучение социального статуса  дает возможность установить многомерные  отношения статуса как категории  социологии, психологии, этнографии и  лингвистики.

Наиболее важные, на наш взгляд, междисциплинарные характеристики понятия социального статуса  человека сводятся к следующим положениям:

1) общественно значимые различия  между людьми имеют биологическую  и социальную природу и типизируются  в системе социальных признаков  индивида;

2) социальные признаки индивида  образуют иерархию в соответствии  с ценностями определенного сообщества  в определенный период;

3) социальные признаки индивида  неоднородны в различных отношениях, группируются в признаковые комплексы  и могут быть измерены;

4) социальный статус человека  раскрывается в ролевых, дистанционных  и нормативных характеристиках  поведения, обусловленных социально-экономическими  и культурно-этическими факторами  общественной жизни;

5) ролевые, дистанционные и нормативные  характеристики поведения отражаются  в стратегиях и средствах невербального  и вербального общения.

Принадлежность к определенному  социальному статусу выражается в особенностях одежды, жилья, манер, способов времяпрепровождения тех  или иных групп населения.

Социальный статус человека является объектом и инструментом политического  воздействия. В политическом воздействии  влияние на адресата оказывается  посредством авторитета, аргументации, манипуляции и силы.

 

 

 

 

Список литературы

1.  Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М., 1988.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.,1994.

3. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. – М. 1999.

4.  Основы социологии. Курс лекций (под ред. Эфендиева А.Г. - М., 1994.

5. Пономарев Н.А. Социология. - СПб, 1996.

6.  Социология. Уч. пособие (под ред. Курбатова. – Ростов-на-Дону. 1998.

7.  Социология. Уч. пособие под ред. Э.В. Тадевосяна. - М., 1995.

8.  Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.

9.  Эфендиев А.Г. Основы социологии //Курс лекций. – М., 1995.

10. Ярошевский Т. Личность и общество. – М., 1973.. – 1993. № 8.

 


Информация о работе Социальный статус личности. Его структура