Социальный статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Социальный статус, обеспечивая определенные права и возможности и ко многому обязывает. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике - одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности - установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность достижения социальных ожиданий людей из их модификации, если не создает условий реализации данных ожиданий.

Содержание работы

Введение
1. Типы статусов. Их характеристика и различия
2. Социальный статус личности. Его структура
3. Влияние самооценки на социальный статус личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социальный статус.docx

— 28.73 Кб (Скачать файл)

Именно благодаря образованию  осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следовательно, и возможностями  между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Положение в  обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат  должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным  показателем статусной позиции - вид работы определяет такие "статусные  ресурсы" человека, как авторитет, престиж, власть. Безусловно, особое значение имеет статус личности, связанный  с работой, профессией. Хотя следует  отметить, что иерархия статусов может  меняться. В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство  человека, владение собственностью и  финансовыми ресурсами, возможность  «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью  и счетом в банке стало целью  значительной части молодежи, которая  и получение специальности стала  рассматривать как элемент или  ступень в достижении значительного  материального достатка. В этой связи  следует отметить значение реальной стартовой позиции индивида, которая  влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая  во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют  неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования.

3. Влияние самооценки  на социальный статус личности 

Самооценка относится  к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре  личности самооценке принадлежит особо  важное место.

 

Развивается самооценка путем  постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Личность человека формируется там, где он общается и может проявить себя через отношение к окружающему миру. Процесс, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, затем выделяют ближайшее социальное окружение, далее - многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли. Через эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества. Значимым этапом в процессе социализации является общение. Взвесить же личностные особенности партнера по общению можно только на базе самооценки, так как она подразумевает оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения не может быть успешно решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения, которая включает в себя построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Важно подчеркнуть проблему самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкого конструкта - Я-концепции. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, все группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Влияние семьи сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.

С возрастом все ведущим  мотивом выступает желание утвердится в коллективе, завоевать авторитет  уважение и внимание. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют  высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать. Самооценка играет очень важную роль в организации  управления своим поведением, без  нее трудно самоопределиться в жизни. От нее зависят взаимоотношения  человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение  к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности  целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Люди с низкой самооценкой не уверены  в себе, у них слабо развито  чувство собственного достоинства, возникают трудности при общении  с другими людьми, для них характерны весьма скромные цели и неуверенность  в возможности их достижения.

Человек же с высокой самооценкой  независим, самостоятелен и убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных  ситуациях отстаивать свои взгляды  и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям.

Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей  правоте и смелость в выражении  убеждений. Эта установка и соответствующие  ожидания обеспечивают им не только более  независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию, не испытывают особых затруднений, сближаясь с  новыми людьми.

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от уровня собственного достоинства  человека. Низкая самооценка может  быть и причиной и следствием одиночества. Они склонны относить неудачи  в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов. Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей, они  в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены  к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны  к установлению новых взаимоотношений  или углублению существующих. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости. Они  менее зависимы от поддержки и  одобрения окружающих, поскольку  научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью  и инициативой заставляют вращаться  социальный механизм, и соответственно им достаётся большая доля предоставляемых  обществом благ.

Заключение

Возможны различные подходы  к изучению социального статуса  человека. Изучение социального статуса  дает возможность установить многомерные  отношения статуса как категории  социологии, психологии, этнографии и  лингвистики.

Наиболее важные, на наш  взгляд, междисциплинарные характеристики понятия социального статуса  человека сводятся к следующим положениям:

1) общественно значимые  различия между людьми имеют  биологическую и социальную природу  и типизируются в системе социальных  признаков индивида;

2) социальные признаки  индивида образуют иерархию в  соответствии с ценностями определенного  сообщества в определенный период;

3) социальные признаки  индивида неоднородны в различных  отношениях, группируются в признаковые  комплексы и могут быть измерены;

4) социальный статус человека  раскрывается в ролевых, дистанционных  и нормативных характеристиках  поведения, обусловленных социально-экономическими  и культурно-этическими факторами  общественной жизни;

5) ролевые, дистанционные  и нормативные характеристики  поведения отражаются в стратегиях  и средствах невербального и  вербального общения.

Принадлежность к определенному  социальному статусу выражается в особенностях одежды, жилья, манер, способов времяпрепровождения тех  или иных групп населения.

Социальный статус человека является объектом и инструментом политического  воздействия. В политическом воздействии  влияние на адресата оказывается  посредством авторитета, аргументации, манипуляции и силы.


Информация о работе Социальный статус