Социльные проблемы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга.

Содержание работы

1. Понятие «общение» и его функции………………..………3
2. Структура общения…………………………………………5
3. Способы организации групповой
деятельности и общения………………………………………7
4. Список используемой литературы…………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

социология+.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ имени

К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

(ФГБОУ ВПО МГУТУ имени К.Г. РАЗУМОВСКОГО)

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

 «СОЦИОЛОГИЯ»

На тему:

«____Социальные проблемы общения____»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка __4_ курса

спец. _2705_______

Шифр __7350_____

_Петрунина Д.С._(ФИО)

Проверил(а): ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие «общение» и его функции………………..………3
  2. Структура общения…………………………………………5
  3. Способы организации групповой

деятельности и общения………………………………………7

  1. Список используемой литературы…………………………………………………..9

 

 

 

1. Понятие «общение» и его функции.

Актуальность темы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Представляя собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности, общение является неотъемлемой частью их социального бытия и средством формирования и функционирования их сознания, индивидуального и общественного. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, появление и удовлетворение духовных потребностей. В процессе общения людей, объективно принадлежащих к одному классу, выявляется сходство и совпадение их интересов, их представлений и вырабатывается систематизированное мировоззрение — идеология.

Быстрое увеличение количества и усложнение вырабатываемой человечеством информации — научной, политической, эстетической, эмоциональной — удовлетворяет все более четко ощущаемую людьми потребность в знаниях, оценках и мнениях по непрерывно расширяющемуся кругу вопросов. Удовлетворению этой потребности служат сообщения, получаемые главным образом от других людей, которые, работая профессионально в рамках различных организаций, создают, обрабатывают, классифицируют, хранят и распространяют информацию, становящуюся материалом общения.

Рассмотрим функции общения.

1) контактная, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, цель которой  обмен сообщениями, то есть прием  и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.п.;

3) побудительная, цель которой стимуляция  активности партнера по общению, направляющая его на выполнение  тех или иных действий;

4) координационная, цель которой  взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) понимания, цель которой не  только адекватное восприятие  и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами  друг друга (их намерений. установок, переживании, состояний и т. д.);

6) эмоциональная, цель которой возбуждение  в партнере нужных эмоциональных  переживаний (“обмен эмоциями”), а  также изменение с его помощью  собственных переживаний и состояний;

7) установления отношений, цель  которой осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказания влияния, цель которой  изменение состояния, поведения, личностно-смысловых  образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

2. Структура общения.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру.

Под структурой общения понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность.

Общение состоит из трех компонентов: информационное составляющее или по другому коммуникация, т.е. обмен информацией; эмоциональность; целесообразность, т. е. активность – это управленческий процесс.

Рассматривая динамику общения можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:

1) возникновение потребности в  общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);

2) вход субъекта в коммуникативную  ситуацию;

3) ориентировка в ситуации общения  и личности собеседника;

4) планирование содержания и  средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);

5) пристройка к субъекту –  партнеру по взаимодействию (занятие  определенной позиции по отношению  к партнеру по общению);

6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;

7) восприятие и оценка ответных  реакций собеседника, контроль эффективности  общения на основе установления  обратной связи;

8) корректировка направления, стиля, методов общения;

9) фаза взаимоотключения и выхода  из контакта.

Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение.

Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.

3. Способы организации  групповой деятельности и общения.

Групповое общение-это такое общение, при котором четко обозначены элементы деятельности, это общение в процессе труда, обучения.

Формами группового общения являются конференции, собрания, совещания, выставки-презентации, приемы и т.д.

Общение проявляется через взаимодействие субъектов.

Одним из способов организации групповой деятельности является управление, то есть отношение человека к человеку как субъекта к объекту – начальника к подчинённому, офицера к солдату, законодателя к исполнителю. В этих случаях формой отношений является дисциплина – принцип строгого регулирования иерархического соположения управляющего и управляемого. Понятно, что последний лишён свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.

Другим способом является разделение труда. Это зафиксированное и стабильное распределение функций между участниками общего дела, которое лишает каждого из них свободы, делая его поведение запрограммированным, а в идеале – автоматизированным и потому передаваемым машинам, компьютерным устройствам. Так в сфере материального производства, да и в современном военном деле происходит постепенное вытеснение человека автоматом, способным более надёжно выполнять те операции, которые могут быть алгоритмизированы, которые исключают свободу выбора.

 

Список используемой литературы.

 

  1. Н. Козлов Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М., «Новая школа», 2008.
  2. М.С. Коган. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 2009.
  3. Краткий словарь по социологии. М., 2001.
  4. Современная западная социология. Словарь. М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социльные проблемы общения