Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 15:07, реферат
Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — выдающийся русский и американский социолог. Всю свою жизнь П. Сорокин посвятил служению науке, развитию образования и культуры. Им создано большое количество фундаментальных трудов по широкому кругу социологических проблем. Сорокин также уделял внимание вопросу о способах внедрения результатов научного изучения общественных явлений в практическую жизнь.
Введение
Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — выдающийся русский и американский социолог. Всю свою жизнь П. Сорокин посвятил служению науке, развитию образования и культуры. Им создано большое количество фундаментальных трудов по широкому кругу социологических проблем. Сорокин также уделял внимание вопросу о способах внедрения результатов научного изучения общественных явлений в практическую жизнь.
Предметом особого интереса уже на раннем этапе творчества Сорокина стали проблемы эволюции и социального прогресса, теории и методологии социологических исследований. Его работы всегда отличались широтой и разнообразием тематики. Он занимался исследованиями предмета социологии, механизмами развития и функционирования общества. Со студенческих лет его привлекала природа счастья, которую он тесно связывал с проблемой социального прогресса. Кроме этого, Сорокин разрабатывал темы человеческих бедствий, исследовал влияния космических, природных и социальных сил на сознание и поведение человека, изучал национальные аспекты человеческих отношений. В них он видел одну из наиболее существенных сторон жизни общества.
Центральной темой социологии Сорокина в американский период его деятельности, разработку которой он начал еще в России, стала социальная структура общества в ее изменениях и функционировании. П. Сорокин решил искать принципиально новые подходы к объяснению социальных процессов. Прежде всего, им было введено понятие значимого взаимодействия, которое должно было помочь в объяснении механизма социальной жизни и выявлении ее качественного отличия от других явлений. По его мнению, комбинируя различные процессы взаимодействия, можно получить любой сложнейший социальный процесс, любое социальное событие.
Большое внимание П. Сорокин уделял изучению социальной стратификации, под которой понимал “дифференциацию некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”1. Она находит выражение в существовании различных социальных слоев и групп, занимающих неравное положение в обществе.
П. Сорокин одним из первых ввел в научный оборот понятие “социальная мобильность”. Под социальной мобильностью он понимал, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую; во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп.
Центральной темой творчества П.Сорокина является социокультурная динамика. Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры».
Социокультурная
динамика
Анализируя общественную реальность, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных. Самые крупные – суперсистемы - существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей (науку, искусство, религию, язык и т.д.) В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности.
В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре которой можно обнаружить как остатки предыдущей системы, так и начала следущей. Этот поиск составляет важную задачу социологии и должен осуществляться, по Сорокину, благодаря анализу ценностей различного характера, к числу которых в первую очередь относятся нормы (как правовые, так и культурные и моральные).
Сорокин выделил три типа культуры: чувственную, идеалистическую (умозрительную), идеациональную. "...Каждая имеет свою ментальность; свою систему истины и знания; свои философию и мировоззрение; свой тип религии; ...систему добра и зла; ...формы искусства и литературы ...законы и коды поведения; [у каждой есть] своя доминирующая форма социальных связей, ...экономическая и политическая организация; наконец, собственный тип человеческой личности с особыми ментальностью и поведением".2
Каждый
из этих типов культуры находится
в развитии и присущ человеческому
обществу на различных этапах его прогресса.
Чувственный тип культуры
Чувственный тип культуры отличается основополагающим принципом, согласно которому все истинные реальности и ценности чувственно воспринимаемы и за их пределами нет и не может быть никаких других реальностей и других ценностей. Систему ценностей здесь венчают земные радости и чувственные удовольствия. Главный смысл человеческого существования состоит в том, чтобы стремиться к удовольствиям, наслаждениям и счастью.
Чувственное право выступает в качестве инструмента подчинения и эксплуатации одних социальных групп другими. Цели его норм и законов утилитарны и заключаются в том, чтобы оберегать элиту, имеющую наибольший доступ к разнообразным жизненным удовольствиям, охранять ее собственность и благосостояние, а также поддерживать стабильный правопорядок в обществе, гарантирующий все эти прерогативы. Нормы чувственного права по преимуществу относительны, изменчивы и условны. Не содержащие в себе ничего высшего, вечного и святого, они полезны одним и вредны для других, защищают права одних социальных групп и ущемляют права и свободы других. Они игнорируют вопросы высшей нравственности, индифферентны по отношению к Богу, душе и бессмертию. Личные и имущественные отношения в системе чувственного права регулируются соображениями целесообразности, полезности и взаимной выгоды.
Наступление
эры чувственной культуры П. Сорокин
рассматривает как следствие совершаемого
в истории человечества глобального поворота
в сторону регрессивных изменений, когда
в процессе смены культур происходит небывалый
всплеск негативной энергии, сопровождаемый
анархическими действиями, кровопролитиями,
различного рода бедствиями. В это время
вспыхивают многочисленные войны и революции,
усиливаются проявления жестокости, вандализма,
приносящие людям неимоверные по своей
тяжести страдания. Социолог отмечал,
что преобладание чувственного элемента
неизменно связано с погоней за призрачными
ценностями, с тяжелейшими распрями, порождением
культа силы и множеством вытекающих отсюда
великих бедствий. Элементы чувственной
культуры не вечны, говорит П. Сорокин,
они со временем непременно будут вытеснены
духовными ценностями.
Идеациональный тип культуры
Главный принцип идеационального типа культуры состоит в том, что истинной реальностью и абсолютной ценностью признается сверхчувственный и сверхрациональный Бог. Для идеациональной этики характерно пренебрежительное отношение к социальным ценностям, власти, материальным благам, богатству, телесным удовольствиям. Земная жизнь рассматривается как нечто второстепенное и малозначимое. Юридические нормы считаются заповедями Бога, т. е. абсолютными, безапелляционными предписаниями, требующими беспрекословного исполнения. В идеациональном праве послушание закону равнозначно послушанию Богу, а преступление перед людьми расценивается как грех.
Идеациональное
право, будучи тесно связано с
нравственностью, так же, как и она, предписывает
всем людям относиться друг к другу по-братски,
поскольку все являются детьми единого
Бога. В государствах, принадлежащих к
идеациональной правовой цивилизации,
легитимностью обладают лишь те правители,
чья родословная восходит к богам, а также
те, кто имеет прямую божественную санкцию
на правление. Поэтому в таких государствах
монархия является, как правило, одновременно
и теократией.
Идеалистический тип культуры
Идеалистический
тип культуры занимает промежуточное
место между идеациональной и чувственной
системами, играет переходную роль, являя
собой своеобразное сочетание норм и ценностей
обеих систем. Она предписывает видеть
высшую ценность в Боге и одновременно
положительно относиться к тем чувственным
ценностям, которые не противоречат и
не препятствуют почтительному отношению
к Богу. В нем мирно соседствуют, поддерживая
друг друга любовью к Богу, добродетельность,
честность, трудолюбие, бережливость с
умением «делать деньги» и готовностью
пользоваться жизненными благами, приносимыми
материальным достатком.
Своим анализом культурных суперсистем П. Сорокин охватил все культуры мира в их историческом развитии. Он создал оригинальную теорию циклизма, в которой большое разнообразие культурных явлений исследовал с точки зрения повторяемости, прежде всего усиления и ослабления процессов стратификации (политической, профессиональной и др.) Состояние культуры XX столетия П. Сорокин характеризует как переходное, за которым должна последовать смена этого типа интеграционной суперсистемой. Все известные в истории человечества крупные цивилизации (египетская, вавилонская, греко-римская, индуистская, китайская и др.), считает П. Сорокин, пережили последовательную смену выделенных им трех типов культур.
Интерес
социолога к проблемам
Заключение
Вместе с анализом особенностей современного П. Сорокину общества с точки зрения его социальной структуры, законов функционирования и происходящих изменений он исследовал и те социальные процессы, которые имели место на протяжении всей истории человечества. Опираясь на реальный ход мировой цивилизации, на имевшие место в истории события как прогрессивного, так и регрессивного характера, исходя из представления о предельно широкой картине социально-культурного развития, П. Сорокин делает заключение, что история человечества представляет собой процесс постоянной смены типов культур. Причем смена эта происходит в виде произвольно повторяющихся одних и тех же типов культур. История при этом выглядит неким набором вариаций на известные темы. Каждая культура за время своей жизни проходит последовательно стадии зарождения, роста, расцвета, упадка, затем деградирует, уступая место идущей ей на смену культуре иного типа. П. Сорокин продолжил линию в изучении циклических процессов в развитии человечества, намеченную в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, каждый из которых разработал свою оригинальную версию циклизма.
Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, социолог вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры».3
Список
литературы