Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:32, реферат
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: 1) натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами. В 1855 г. в работе "Правила социологического метода" Дюркгейм (первый профессор социологии во Франции) сформулировал принципы социологии, ставшие хрестоматийными.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: 1) натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами. В 1855 г. в работе "Правила социологического метода" Дюркгейм (первый профессор социологии во Франции) сформулировал принципы социологии, ставшие хрестоматийными.
Э. Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов, под которыми он подразумевал независимую от индивидов реальность, обладающую "принудительной силой" (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. В социальной реальности им выделены три уровня: уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население), уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила) и уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются ни движущей силой исторического развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они - признак болезни или разлада в обществе, Дюркгейм отвергал идею К. Маркса о революции как способе разрешения социальных конфликтов.
Вслед за Контом он рассматривал общество как отношения согласия и солидарности. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При ней каждый индивид в какой-то мере независим от общества, свободен и автономен. Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.
Современная западная социология зародилась в Европе, но уже с 20-х годов XX в. лидирующие позиции в социологии перешли к США. В этой стране социологическая наука развивалась как прикладная наука, которая ориентировалась на позитивистскую идею точности и объективности научных данных. Благодаря американским исследователям социология из теоретической науки превратилась в практическую.
Параллельно с этими тенденция современная западная социология развивалась и в других странах в виде фундаментальной академической социологии. Это привело к условному разделению социологии на прикладную и теоретическую.
Современная западная социология как дисциплина делится на достаточно большое количество разнообразных научных направлений и школ. Классифицировать их довольно сложно, поскольку они различаются и теоретической направленностью, и временем возникновения, и методологией исследований.
Одна из наиболее логичных и распространенных классификаций сводится к следующему. Социологические направления разделяются на две объемные группы. К первой относятся «макросоциологические» теории, суть которых заключается в постулировании примата общества по отношению к отдельно взятому индивиду. Логика исследования этой группы предполагает движение к частному от общего, то есть к понятию «личность» от понятия «общество» и «социальная система».
Начало
этих теорий уходит к учениям О. Конта,
Э. Дюркгейма,Г. Спенсера. К этой же группе
относятся структурно-
Ко второй группе относят «микросоциологические» теории, которые в центр своего внимания выдвигают в первую очередь – личность, индивида, человека. Они стремятся объяснять общесоциологические закономерности, анализируют внутренней мир человека, особенности взаимодействия этого человека с другими людьми-участниками социума. Методология этой группы ученых требует движения от частного к общему, от человека к общественной системе.
Начало складывания этих теорий относится ко взглядам М. Вебера, некоторых представителей психосоциологии (Г. Тарда, Л. Уорда, В. Парето). Западная социология этого направления сейчас представлена символическим интеракционизмом (А. Стресса, Ч. Кули, Г. Блюмера, А. Роуза, Дж. Мида, Г. Стоуна), феноменологической социологией (А. Шюца, Т. Лукманна), теорией обмена (Дж. Хоманса, П. Блау), этнометодологией (Г. Гарфинкеля, А. Сикурела) и др.
Теории, которые
относят к определенной методологической
группе, вполне могут достаточно существенно
отличаться и по сфере интересов,
и по самой трактовке
Современная
западная социология словарь приводит
внушительный перечень школ и направлений,
которые развиваются в
История русской социологии
В XIX в. бурно
начинает развиваться русская
Общая система социологии в России впервые
представлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал
ее как часть курса государственной науки.
По его замыслу, данная наука включала
в себя философское обоснование изучения
общества и государства, собственно социологию
как дисциплину, непосредственно изучающую
общество, и, наконец, политику, ставящую
своей задачей обоснование разумной политической
деятельности. Б. Чичерин определяет государство
и общество как два разных союза, "из
которых один представляет общество как
единое целое, а другой заключает в себе
совокупность частных отношений".
Б. Чичерин подчеркивает необходимость
четко различать сферу государства и общества,
а предмет социологии видит в изучении
общества, но в его многообразных отношениях
и противоречиях с государством. В социологическом
курсе Чичерин вычленяет специальные
разделы: природа и люди, экономический
быт, духовные интересы.
В творчестве А. Градовского можно выделить
ряд ключевых моментов. Это прежде всего
общество и государство - проблемы конституционализма
и реформа 1861 г., история России в сопоставлении
с историей стран Западной Европы. В его
трудах мы находим идею правового государства,
в котором закон, выражая отношение власти,
вместе с тем является выражением народного
сознания, опытом выработанных убеждений
и общественных представлений о социальной
справедливости.
Социологический подход к праву и государству
позволил А. Градовскому рассмотреть социальные
институты, учреждения, историю управления
в качестве конкретно-исторических проявлений
отношений собственности, власти и личности.
Идеи государственной школы имели важное
значение для развития русской социологической
мысли.
Переход от традиционной теории права
к новому социологическому позитивному
его пониманию наметился под влиянием
идей О. Конта и был реализован в трудах С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, В.И. Сергеева и др. Это означало появление
ряда новых теорий права - оно понималось
теперь и как социальное (С. Муромцев),
и как разграничение интересов (Н. Коркунов).
Отметим, что русские социологи критически
воспринимали идеи О. Конта. Так, В.Н. Сергеевич
подчеркивал спорность положения Конта
о возможности сопоставления и сближения
законов развития природы и общества.
Он считал, что это положение вступает
в противоречие с тезисом о свободе воли
индивида. В.Н. Сергеевич отмежевался и
от позиции органицистов, полагая, что
применение приемов естествознания может
принести определенную пользу политическим
наукам, однако простой перенос законов
механики, химии, физиологии в область
государственных наук ничего не дает,
оставаясь элементарным сопоставлением
внешних сходных черт явлений.
Сергеевич разработал систему взглядов
на статическое и динамическое состояние
общества. Он выдвигал концепцию прогресса
на позитивной основе, полагая, что главное
достижение О. Конта состоит в выборке
правильного метода наблюдения социальных
явлений.
Развивая концепцию прогресса, Н.К. Михайловский в качестве
главного критерия прогресса выдвинул
степень социальной интеграции. Сходные
идеи мы находим у М.М. Ковалевского.
Формирование социологической концепции
М.М. Ковалевского происходило под влиянием
идей О. Конта и достижений сравнительно-исторического
метода, разработанного в юриспруденции.
Социологическая теория М. Ковалевского включает
в себя учение о солидарности, прогрессе,
теории факторов, стадиях экономического
роста; концепцию русского исторического
процесса. По Ковалевскому, солидарность
должна восторжествовать над антагонизмом.
Ковалевский определил социологию как
науку о порядке и прогрессе.
Взгляды Ковалевского взял за основу для
своих размышлений П.А. Сорокин, от отдельных
из них впоследствии отказался, другие
развил.
П.А. Сорокин был крупнейшим
социологом ХХ в. Его идеи оказали огромное
влияние на всю современную социологическую
науку. Главный труд П.А. Сорокина - "Система
социологии". Социология, по Сорокину,
представлена двумя частями: теоретической
и практической.
Общее и систематическое изложение классификации
всех общественных наук, определение места
социологии среди них и обоснование ее
специальных методов осуществлено русским
социологом Н.И. Кареевым. В самом
общем виде Кареев определял социологию
как науку, изучающую законы общества,
хотя и подчеркивал, что сами эти законы
отнюдь не тождественны тем, с которыми
имеют дело естественные науки, а представляют
скорее общие, более или менее определенные
тенденции развития социальных процессов.
Создателем социологии политических партий
и учения об элите можно считать М.Я. Острогорского.
Он первым поставил проблемы политической
социологии в качестве предмета социального
научного исследования, привлек для их
решений большой эмпирический материал
и сформулировал выводы, получившие характер
парадигмы.
В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер (1820-1903), создавший учение о социальной эволюции. Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер обратился к изучению философии и социологии. Большое влияние на Спенсера оказала теория эволюции Ч. Дарвина. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование и т.д.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая из них несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию Экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению и т.д. Изменения общества не могут происходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика - меняется социальная структура общества, поскольку в ней возникают новые классы, например предприниматели и наемные рабочие. Считается, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции.
Основной закон социального развития, по Спенсеру, - закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться - такая позиция получила название "социальный дарвинизм". Спенсер был противником революции, называл ее болезнью организма.
Научное признание получила его идея о том, что общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами. Такое развитие эволюционно по своему характеру и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов - дифференциации и интеграции. Чем больше разнообразия между частями общества, т.е. чем сильнее их дифференцияация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей. К объединению стремятся регионы одной страны, разные страны, нации, народы. Сегодня мы называем такой процесс глобализацией. Но во времена Спенсера этого слова не существовало, а потому он писал о социальной интеграции.
Спенсер способствовал распространению термина "социальный институт", выделив и описав его главные разновидности. Ему удалось сделать удачный прогноз относительно возможного установления социалистического общества и его скорого возвращения к естественным законам эволюции. Спенсер первым дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.
Представителями эволюционно-органического направления были также французский ученый Р. Вормс, в Германии - А. Шеффле, в России - П. Лилиенфельд, все они искали аналогии между организмом и обществом. Во многом благодаря их идеям в 20 веке зародился системный подход к изучению общества
Вебер, Макс (1864-1920) - классик немецкой и мировой социологии. Вебер учился в Гейдельбергском университете, где изучал право, политическую экономию, экономическую историю. В дальнейшем наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики. Основные труды Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Хозяйство и общество”. Вебер определял социологию как науку, стремящуюся понять социальное действие и дать ему причинное объяснение. Социология изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. Субъектом социального действия, согласно Веберу, может быть лишь отдельный индивид, а не социальная группа или общество в целом. Основным методологическим орудием социологического исследования выступает идеальный тип - теоретическая конструкция, служащая своего рода эталоном, с которым сопоставляются реальные явления. Вебер рассматривал четыре типа социального действия (целерациональ-ное, ценностно-рационалное, традиционное, аффективное), позволяющих описывать все многообразные формы человеческого поведения. С точки зрения Вебера, для современного общества характерно возрастание роли целерационального действия. Процесс рационализации охватывает самые различные сферы общественной жизни. В сфере экономики происходит постепенное вытеснение традиционных форм ведения хозяйства промышленным капитализмом, который предполагает рациональную организацию формально свободного труда. Распространению “духа” современного капитализма дала толчок религиозная Реформация XVI в., которая привела к возникновению протестантской хозяйственной этики, оказавшейся наиболее адекватной экономической системе капитализма. Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработка концепции легитимного господства и выделение трех типов такого господства (легальное, традиционное, харизматическое). Структуру господства образуют политический лидер, аппарат управления и подчиненные господству массы. В условиях традиционного господства управленческий аппарат состоит из чиновников, руководствующихся требованиями традиции и связанных с правителем узами личной преданности. Харизматическое господство предполагает наличие у последователей политического лидера веры в его необычайные личные качества. С переходом к легальному господству формируется система рационального бюрократического управления, основанного на формальных правилах. Вебер считал рациональную бюрократию наиболее эффективной формой управления в современном обществе. Вместе с тем он подчеркивал, что бюрократия представляет собой не просто безличное орудие управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями, которая стремится к расширению своей власти. Одной из центральных для Вебера была проблема ограничения власти бюрократического аппарата. Влияние идей Вебера в истории социологии всегда было значительным, но оно особенно возросло с середины 70-х годов с началом “веберовского ренессанса” в западной теоретической социологии.