Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Теоретическим обоснованием идеологии и политики буржуазного реформа горстей явилась концепция гак называемого социологизма, получившая наиболее полное выражение в трудах Эмиля Дюркгейма (1858-1917), признанного в настоящее время классиком социологии. Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды: «О разделении общественного труда» (1893г.), «Правила социологического метода» (1895г.), «Самоубийство» (1897г.), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912г.).

Файлы: 1 файл

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

 Э. Дюргейм считал, что источником веры является само общество,  которое не может существовать без религии или ее современных  разновидностей - идеологий, так как именно религия выражает абсолютные  ценности общества, является объектом поклонения людей.

 

 

 

«Понимающая социология» М. Вебера.

 

Неклассический тип научности социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Вебер рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Государство по Веберу бывает нескольких видов:

Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США.

Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы.

Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Понимающая социология" Макса  Вебера.

 

 Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку  изучает поведение личности, вкладывающей  в свои действия определенный  смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимающие мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей – необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений, пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт – наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя, из этого нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое – либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей».«Понимание» никогда не может быть полным и всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей. Но социолог стремиться понять социальную жизнь ее участников, когда они отдалены, причем не только в пространстве, но и во времени: он анализирует мир своих предшественников на основе имеющихся у него эмпирических сведений. Он имеет дело не только с материальными, но и с идеальными объектами и старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям. Комплексный и вместе с тем единый социальный процесс складывается лишь в ходе представления согласованного взаимодействия людей. Насколько возможна такая согласованность при относительности понимания индивидами друг друга? Каким образом социология как наука способна «понять» степень приблизительности в том или ином конкретном взаимодействии людей? А если человек не отдает себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья, в результате манипулирования его сознанием средствами информации или же находиться под влиянием митинговых страстей), сможет ли социолог понять такого индивида?Чтобы ответить на эти вопросы и разрешить поставленные проблемы, Вебер прибегает к конструированию идеально – типической модели действия индивида, в которой смысл действия и смысл действующего совпадают, для чего вводиться понятие «целерациональное действие». В нем оба вышесказанных момента совпадают: понять смысл действия - значит понять действующего, и наоборот. Само собой разумеется, что в действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет. Целерациональное действие – это идеальный случай. Всего же Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентир:1) целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условий» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);2) ценностно – рационально, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую – либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;3) аффективно, особенно эмоционально – через актуальные аффекты и чувства;4) традиционно, то есть через привычку».Строго говоря, лишь первые два типа действия полностью относятся к социальным, ибо имеют дело с осознанным смыслом. Так, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе – целе- и ценностно-рациональные с тенденцией доминирования первого. Таким образом, по Веберу, рационализация есть всемирно – исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей, так же как и образ жизни в целом. Веберовская теория рационализации – это, по существу, видение им судеб капитализма, который по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства. «Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, само по себе, ничего общего не имеет с капитализмом, писал он. Капитализм, по Веберу, может быть идентичен обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае его «рациональному регламентированию». Иными словами, Вебер в рационализации жизни видел лишь формальную сторону.Таким образом, стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т.д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).Категориальный анализПозитивизм. Биологическое направление. Неопозитивизм. Историческая социология. Понимающая социология. Формальная социология. Натуралистическое направление. Социал-органицизм. Субъективная школа. Психологическое направление. Плюралистическая школа. Эмпирическое направление.Позитивизм (франц . positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают «классический» позитивизм - Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма – неопозитивизм.

 Биологическое направление  рассматривает биологический фактор  как основу социальных отношений. Фактически оно вело к утрате  специфики социологического подхода, к превращению социологии в  натуралистическую дисциплину, объектом  изучения которой выступает не  реальный человек, а биологический  организм, двигающийся в пространстве  и времени. Неопозитивизм, одно из  основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные  идеи восходят к эмпиризму  и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм). Отвергая  возможность философии как теоретического  познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке  метода логического или лингвистического  анализа знания (или языка —  научного, философского, обыденного). Идеи  Н. получили выражение в деятельности  Венского кружка, на основе которого  сложился логический позитивизм. К Н. примыкал ряд представителей  философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и др. В середине 20 в. больший вес приобретала лингвистическая философия. Представители Н. сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки. Историческая социология - направление социологии: - изучающее исторический процесс развития общества, социальных систем, институтов и явлений; - разрабатывающее социологические теории исторического развития и социологические методы анализа исторических данных.Понимающая социология - направление социологии, исходящее из важности понимания субъективного смысла действия как основного метода познания жизни. Понимающая социология противопоставлется позитивизму и натурализму. Формальная социология - направление социологии, придающее особое значение понятию социальной формы, противопоставляющее ее содержанию социальных процессов. Согласно формальной социологии изучение и классификация социальных форм должны стать аналитической основой социологии.Натуралистическое направление. Позитивистский натурализм представлен радикальными формами позитивистской социологии. Их относительно немного, в первую очередь, это физикализм и продолжающие его традиции концепции бихевиористской социологии. Отмеченные выше пять признаков социологического позитивизма в наиболее яркой форме присущи этим концепциям. Позитивистский натурализм образует центральное ядро позитивистского движения буржуазной социологии, в орбиту которого вовлечены и эмпирическое направление и натурализм.Социал-органицизм – иными словами социология организаций.Предметная область социологии организаций: природа социальных организаций, их особенности, эволюция; социальные процессы, протекающие в организации; механизм функционирования и развития организации; средства регуляции организационного поведения.Субъективная школа - течение, подчеркивающее важность изучения субъективных аспектов человеческого поведения. Этой промежуточ ной точки зрения придерживались в те годы многие известные социологи Ч.Кули, У.Томас, Ф.Знанецкий, Р.Парк, Э.Бэрджесс и др.[1] В годы после второй мировой войны парсоновская версия структурного функционализма по сути дела продолжила эту традицию.Психологическое направление. «Хомансовская концепция» (Работы Хоманса, пропагандирующие идеи бихевиоризма, послужили толчком для образования бихевиористской социологии) Хоманс констатирует неудачу структурного функционализма в интерпретации социальных явлений и призывает переориентировать усилия социологов в направлении создания объяснительных теорий, соответствующих канонам неопозитивистской философии науки. По Хомансу, объяснительные посылки всех социальных наук, включая социологию, должны заимствоваться из бихевиористской психологии.Плюралистическая школа. Создана Ковалевским. Ковалевский придерживался идеи многофакторности общественных процессов, им была сформулирована теория социальных факторов. «Следует говорить не об одностороннем влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из которых слагается общественная жизнь, и не о руководящих факторах — экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях общежития» - писал он.Эмпирическое направление – направление в социологии, использующее дедуктивно-номологическую модель объяснения. направление в социологии (заложено Контом, развито Хомансом), использующее в качестве основы исследования различные вещественные источники (личные документы, письма, биографический и автобиографический материал). Сохраняя приверженность эмпиризму, социологический позитивизм на современном этапе старается отказаться от методологического натурализма (на чем базировался структурный функционизм) в пользу онтологического натурализма и редукционизма. Логическое заданиеП.П. Лавров утверждал: «Настоящая социология есть социализм. Теоретическая разработка социальных вопросов взывает неизбежно к практической деятельности. К перестройке общества»Каково ваше отношение к такой интерпретации социологии? Обоснуйте свою позицию. Как известно, Лавров, наряду с Михайловским, являлся ведущим теоретиком субъективизма. Я, конечно, согласна с тем, что разработка социальных вопросов ведет к практической деятельности, но мало верю в идею утопического социализма. При оценке социальных явлений субъективистами применялся ценностный подход, отсюда и сквозная проблема всей субъективной социологии — свобода выбора идеала, выдвижение на первое место категории возможности без учета реальных условий ее воплощения в действительность. В этой связи сложился и субъективный метод социологии, требующий рассмотрения общества с позиций определенного нравственного идеала, изучения общества исключительно как продукта выполнения нравственно-идеальных установок. Лаврову принадлежит философское обоснование тезиса о возможности изменить общественное развитие в направлении, которое избирает передовая интеллигенция в соответствии с выбранным идеалом. Социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». В предмет социологии Лавров включая четыре элемента: 1) «животные общества», в которых выработалось в достаточной степени индивидуальное сознание; 2) существующие формы человеческого общежития; 3) общественные идеалы, на основании которых человек надеется создать солидарное и справедливое общество; 4) практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Главным в социологии Лаврова оказывается тезис о росте солидарности, в обществе и «усилении сознательных процессов в особи». Придавая огромное значение разработке теории личности, помещая отдельного человека в центр социального развития, Лавров брал личность «в ее психологических данных», что придавало всей его социологии психологическую ориентацию. Несмотря на то что Лавров включил в предмет социологии и рассмотрение «животных обществ», он довольно осмотрительно и с большими оговорками писал о возможности приложения к обществу биологического понятия об организме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие отечественной социологии

В развитии отечественной социологии выделяют три периода:

• социологическая мысль дореволюционного периода (конец ХIХ–начало ХХв.);

• социологическая мысль советского периода (1917–1990);

• современное состояние отечественной социологии.

В дореволюционный период социологическая мысль Беларуси и России развивалась достаточно интенсивно в общем русле европейской культуры, испытывая влияние, с одной стороны, позитивизма (через переводы работ О. Конта и Г. Спенсера), а с другой стороны, идей марксизма (через переводы и популяризацию работ К. Маркса и Ф. Энгельса). Эти философско-мировоззренческие направления, имея много общего в плане методологии познания (ориентация на методы научного познания), радикально расходились в вопросах устройства и, главное, переустройства общества.

Основоположниками российской (т.е. отечественной) социологии считаются Петр Лаврович Лавров (1823–1900), Николай Константинович Михайловский (1842–1904), Евгений Валентинович де Роберти (1843–1915, Михаил Михайлович Ковалевский (1851–1916), Николай Иванович Кареев (1850–1931) и другие. Эти исследователи не только разработали общие теоретические и методологические идеи социологии, но и внесли свой вклад в дело ее институционализации, создавая первые учебные пособия и научные социологические центры.

В 1887 г. вышел в свет учебник Н. И. Кареева «Введение в изучение социологии». В 1901 г. М. М. Ковалевский совместно с Е. В. де Роберти открыл в Париже русскую Высшую школу общественных наук, ставшую фактически первым российским факультетом социологии. В 1908 г. М. М. Ковалевский при поддержке В. М. Бехтерева открыл в частном психоневрологическом институте первую в России кафедру социологии. В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета. В 1916 г. учреждено Русское социологическое общество.

В первые послереволюционные годы, как в России, так и в Беларуси прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходящих в стране. Так, в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, в состав которого вошел факультет общественных наук, на базе которого была открыта кафедра социологии и первобытной культуры (заведующий – профессор С. З. Каценбоген). Студентам читались лекции по общей социологии, проблемам труда, экономики, права, истории культуры, семьи и брака.

Однако методологическая база социологических исследований того времени, и особенно их выводы не всегда устраивали новые органы власти.

В связи с этим второй период развития отечественной социологической мысли ознаменован тем, что все, что выходило за рамки марксизма и материалистического объяснения истории, зачислялось в разряд буржуазной науки и подлежало искоренению.

В 30-е гг. истинное положение дел в общественной жизни оказывается весьма далеким от коммунистических идеалов и начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится делом отнюдь небезопасным. Поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под жесткий контроль партийной цензуры.

После окончания Второй мировой войны, и особенно после смерти Сталина все больше и больше дает о себе знать необходимость расширения международных контактов (в области дипломатии, торговли, искусства, спорта, науки и т.д.).

В этот период оживляется и работа в области обществознания. Развиваются международные контакты ученых, происходит обмен студентами и аспирантами. Вновь оживляется интерес к социальной проблематике и к западной социологии.

К концу 60-х–началу 70-х гг. в стране складывается вполне благоприятная обстановка для полной реабилитации социологии. В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю. П. Францев). В 1969 г. в Академии наук СССР открыт Институт конкретных социологических исследований. С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования».

На фоне изменений в Советском Союзе общего отношения к социологии оживляется интерес к социологии и в Беларуси. В 1968 г. в составе академического Института философии и права был создан сектор социологических исследований. В 1978 г. в этом же институте был создан сектор проблем социологических исследований, преобразованный в 1989 г. в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 г. в рамках Национальной академии наук Института социологии.

Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в высшие учебные заведения. С конца 60-х гг. в вузах республики на базе обществоведческих кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, которые на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления.

Третий период развития отечественной социологической мысли начинается с открытия в 1989 г. в Белорусском государственном университете философско-экономического факультета с отделением социологии и кафедрой социологии. В настоящее время кафедра социологии входит в состав факультета философии и социальных наук БГУ (заведующий – профессор А. Н. Данилов).

Информация о работе Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма