Социологическая концепция М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.

Файлы: 1 файл

Социология вебера.docx

— 15.51 Кб (Скачать файл)

                                  Социологическая концепция М. Вебера 

 Социологическая теория М.  Вебера возникла на волне   антипозитивистской реакции, представители  которой отстаивали специфику   социального познания, которую они  усматривали в необходимости   «понимания человеческих действий»,  использовании идеографического  метода и отнесения к ценностям.

 По мнению М. Вебера, социология  должна учитывать субъективные  аспекты социально-исторических  явлений, т.е. интересы, потребности  и цели человеческой деятельности, но в то же время она не  может игнорировать присущие  научной методологии требования  объективности и эмпирической  проверяемости.

 Социология должна быть ценностно-нейтральной  наукой, а ее  главная задача  заключается в том, чтобы понимать  смысл и значение  человеческих  действий и с учетом их раскрывать  причинные законы  развития общества.

 Признавая специфику социального  познания, М. Вебер стремился   выработать адекватную ему методологию  и логику формирования понятий,  что нашло свое выражение в  разработанном им методе идеальных  типов.  Согласно М. Веберу, идеальный  тип есть продукт творческого  воображения,  который создается  путем идеализации и мысленного  синтеза наиболее  значимых, с  точки зрения ученого, аспектов  изучаемого явления. Идеальный   тип не является отражением  действительности, скорее он противостоит  ей  как утопическая конструкция.  Он давал возможность понять  эмпирическую  реальность путем  соотнесения, сравнения ее с  идеальным типом. М. Вебер   выделял две разновидности идеальных  типов: историческую, используемую  для анализа уникальных исторических  конфигураций (феодализм,  христианство, конфуцианство и т.д.) и социологическую,  куда он включал  разработанные  им типы социального действия.

 Придерживаясь номиналистической  точки зрения на общественную  жизнь, он полагал, что все  социальные явления в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство,  общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных  исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла  и значения человеческих действий есть исходная предпосылка  социологического исследования.

 М. Вебер выделял четыре  основных типа социальных действий:

1)      целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;

2)   ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради  какой-то ценности;

3)   аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;

4)   традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

 М. Вебер утверждал, что  в процессе развития мировой  цивилизации  имеет место усиление  рационалистических начал в жизни  общества.  Изучение рациональности  как ведущей тенденции западноевропейского   капитализма явилось главной  темой его основной работы "Протестантская  этика и дух капитализма". В  этой работе он показал, что  возникновение  капитализма в  Европе имело не только социально-исторические  предпосылки, но и духовные  истоки, среди которых важнейшая  роль  принадлежала протестантской  религиозной этике, внушающей  человеку ценности бережливого  и рачительного труда.

 

 Большой вклад внес М. Вебер  в развитие политической социологии,  выделив три типа господства: харизматический, основывающийся  на  аффективном действии и  слепой вере в вождя; традиционный  и  бюрократический, которые  соответствуют трем типам социального   действия: аффективному, традиционному  и целерациональному.

 М. Вебер заложил основы  современной теории социальной  стратификации, которая является  попыткой преодолеть ограниченность  марксистской концепции экономической  стратификации. Он полагал, что  не только экономический фактор  в виде собственности, но и  политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться  в качестве критериев социальной  стратификации, вследствие чего  она становится многомерной.


Информация о работе Социологическая концепция М. Вебера