Социологическая
концепция М. Вебера
Социологическая теория М.
Вебера возникла на волне
антипозитивистской реакции, представители
которой отстаивали специфику
социального познания, которую они
усматривали в необходимости
«понимания человеческих действий»,
использовании идеографического
метода и отнесения к ценностям.
По мнению М. Вебера, социология
должна учитывать субъективные
аспекты социально-исторических
явлений, т.е. интересы, потребности
и цели человеческой деятельности,
но в то же время она не
может игнорировать присущие
научной методологии требования
объективности и эмпирической
проверяемости.
Социология должна быть ценностно-нейтральной
наукой, а ее главная задача
заключается в том, чтобы понимать
смысл и значение человеческих
действий и с учетом их раскрывать
причинные законы развития общества.
Признавая специфику социального
познания, М. Вебер стремился
выработать адекватную ему методологию
и логику формирования понятий,
что нашло свое выражение в
разработанном им методе идеальных
типов. Согласно М. Веберу, идеальный
тип есть продукт творческого
воображения, который создается
путем идеализации и мысленного
синтеза наиболее значимых, с
точки зрения ученого, аспектов
изучаемого явления. Идеальный
тип не является отражением
действительности, скорее он противостоит
ей как утопическая конструкция.
Он давал возможность понять
эмпирическую реальность путем
соотнесения, сравнения ее с
идеальным типом. М. Вебер
выделял две разновидности идеальных
типов: историческую, используемую
для анализа уникальных исторических
конфигураций (феодализм, христианство,
конфуцианство и т.д.) и социологическую,
куда он включал разработанные
им типы социального действия.
Придерживаясь номиналистической
точки зрения на общественную
жизнь, он полагал, что все
социальные явления в конечном счете
складываются из различных сочетаний
индивидуальных действий, и любая попытка
рассматривать общие понятия, такие как
государство, общественно-историческая
формация и другие, в качестве реальных
исторических сущностей является ошибочной.
Поэтому понимание смысла и значения
человеческих действий есть исходная
предпосылка социологического исследования.
М. Вебер выделял четыре
основных типа социальных действий:
1) целерациональный,
в котором имеют место соответствие целей
и средств действия;
2) ценностно-рациональный, в котором
действие совершается ради какой-то
ценности;
3) аффективный, базирующийся на
эмоциональных реакциях людей;
4) традиционный, происходящий
в соответствии с традициями и обычаями.
М. Вебер утверждал, что
в процессе развития мировой
цивилизации имеет место усиление
рационалистических начал в жизни
общества. Изучение рациональности
как ведущей тенденции западноевропейского
капитализма явилось главной
темой его основной работы "Протестантская
этика и дух капитализма". В
этой работе он показал, что
возникновение капитализма в
Европе имело не только социально-исторические
предпосылки, но и духовные
истоки, среди которых важнейшая
роль принадлежала протестантской
религиозной этике, внушающей
человеку ценности бережливого
и рачительного труда.
Большой вклад внес М. Вебер
в развитие политической социологии,
выделив три типа господства:
харизматический, основывающийся
на аффективном действии и
слепой вере в вождя; традиционный
и бюрократический, которые
соответствуют трем типам социального
действия: аффективному, традиционному
и целерациональному.
М. Вебер заложил основы
современной теории социальной
стратификации, которая является
попыткой преодолеть ограниченность
марксистской концепции экономической
стратификации. Он полагал, что
не только экономический фактор
в виде собственности, но и
политический фактор (власть) и статус
(престиж) могут рассматриваться
в качестве критериев социальной
стратификации, вследствие чего
она становится многомерной.