Социологическая концепция О. Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии — науки, изучающей самую сложную форму движения материи — общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.
Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Прежде всего — остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. произошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 24.71 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Социологическая концепция О. Конта.

1. Возникновение социологии  как науки. О. Конт - родоначальник социологии

 

 

Введение

           В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии — науки, изучающей самую сложную форму движения материи — общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.

           Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Прежде всего — остро заявившая о себе необходимость осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которую тогда определял бурно развивающийся капиталистический способ производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. произошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

           Экономический уклад капитализма с необходимостью требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы — рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. Понятно, что данные изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом страны, порождая разного рода социальные конфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы.            

            Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо. Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

           Иными словами, социология возникала в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.   Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия.   

          Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них – социальная статика – раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. Согласно Конту, в обществе, как и в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большей мере присуща стабильность, Конт проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно, так как она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

1. Возникновение  социологии как науки. О. Конт - родоначальник социологии.

          К началу XIX в. общественное сознание человечества во многом оказалось готовым осмыслить необходимость точного анализа взаимодействия человека и общества, их жизненных сил, обусловленность последних средой обитания населения. Этой проблематике посвятили свои труды многие европейские мыслители первой половины прошлого столетия, неудовлетворенные решением вопросов справедливости, смысла жизни, обеспечения социального прогресса.

Открытие научной социологии связано с именем Конта. Конт считал социологию наукой, хотя и молодой, но самой сложной и важной, т.к. она будет напрямую способствовать благоденствию человечества.

Он утверждал, что общество состоит из индивидов, думающих, что они действуют согласно «своим личным интересам и импульсам». В действительности же, они постоянно участвуют общем развитии. Общество подчинено определенным законам, поэтому нужно позитивное вмешательство ученого в социальный мир.

Главным своим открытием Конт считал выявление закона «трех стадий», согласно которому общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно проходит 3 стадии:

  1. На метафизической господствует религиозно-мифологическое сознание, где человеческий разум стремится к «абсолютному знанию»
  2. На метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышление пытается объяснить мир оторванными абстракциями. Начало философии
  3. Позитивная или научная стадия состоит в том, что здесь воображение подчиняется наблюдению и исследованию связей между явлениями.

 

             В шеститомнике «Курс позитивной философии», издававшимся с 1830 по 1842 г., он разделил все известные ему науки на истинные и ложные. Последними он считал те, которые заняты решением неразрешимых вопросов и постулируют то, что невозможно подтвердить или опровергнуть.            

             Сюда он относил теологию, мистицизм, спиритуализм, алхимию, утопизм, а также метафизику, т.е. философию. Истинные науки он называл, следуя за своим учителем Сен-Симоном, позитивными, выделив среди них абстрактные (теоретические) и конкретные науки. Первые (абстрактные) изучают общие законы, а вторые применяют эти законы к частным областям (например, биология и медицина).

            Абстрактных позитивных наук, по Конту, всего шесть. Это - математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Очередность наук в данном перечне обусловлена мерой проявления в них позитивизма. (Чем проще материя, тем легче о ней размышлять позитивно). Каждая последующая позитивная наука основывается на предыдущей, наследуя и развивая свойственный предшественнице образ мышления.

            Социология базируется на биологии, автономна от нее, имеет дело с наиболее сложной формой материи, завершает собой систему позитивного научного знания, является высшей и сложнейшей теоретической наукой. При этом ей должен быть свойствен тот же образ мышления, который восторжествовал в обществознании.

            Конт четко не различает объект и предмет социологии, зачастую путает эти атрибуты науки. В различных местах «Курса позитивной философии» он пишет, что социология призвана изучать общие законы: а) общества как целостности, как особого социального организма, б) человечества (его прошлое, настоящее и будущее), в) человечества, понимаемого как органическое единство всех поколений людей, г) современного человечества как системы современных стран, народов и государств, д) объективирования результатов человеческой деятельности, ж) процессов совершенствования разума и психики людей, з) поведения людей, и) развития идей и мнений людей, к) образования семьи, государства и иных социальных институтов. Иначе говоря, социология понимается Контом как универсальная теоретическая наука, объединяющая все знания об обществе на уровне установления общих законов образования, функционирования и изменения человечества вообще, а также конкретных общественных устройств и форм их организации.

Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

- наблюдение за ходом про  истекания общественных процессов;

- эксперимент, т.е. наблюдение за  изменениями, вызванными специально;

- сопоставление жизни человечества  с животным миром;

- сравнение жизни разных стран  и народов по определенным  показателям;

- исторического анализа, сопоставления  разных состояний человечества  или отдельных народов в разные  исторические времена.

         При этом наблюдение оценивается им как основной метод, требующий использования математических процедур и замеров изменений социальных состояний. Конт поставил проблему достоверности и точности наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за ограниченности тогдашнего опыта эмпирических социальных исследований.

          Названные методы, учил Конт, обеспечат получение позитивного знания при условии наличия фундаментальной социологической теории. Без нее они дадут лишь бессмысленное нагромождение фактов. Но чтобы создать такую теорию, нужен материал для обобщений, который можно получить означенными методами. Внешняя противоречивость этого тезиса снимается замечаниями Конта о том, что одно невозможно без другого, что теория дает импульс должному сбору социологического материала, а обобщение последнего дает основание для развития теории.

          Фундаментальная социологическая теория, о необходимости которой Конт говорил неустанно и которую он стремился создать, призвана отразить социальную статику и социальную динамику. Социальной статикой он назвал объяснение причин сохранения порядка в обществе, его организованности, достижения общественного консенсуса (взаимного согласия) и гармонии.

            Социальная динамика, по Конту, есть теория общественного прогресса, позитивных метаморфоз в обществе, так или иначе нарушающих его статическое состояние. Динамика подчинена статике, ибо «прогресс - это развитие порядка». В связи с этим он настаивает на различении социологических законов двух разрядов - «законов порядка» и «законов прогресса».

           Конт создал свою теорию общественного прогресса, суть которой (в предельно сжатой форме) можно представить так. Каждое последующее общественное состояние совершеннее предыдущего. Прогресс достигается развитием, прежде всего, сознания людей, проявляющемся в позитивных переменах в науке, морали и религии. В истории человечества прогресс выразился в смене теологической стадии (периода господства традиционной религии, охватывающего рабовладение и феодализм) метафизической (временем крушения теологии и феодализма) и переходом от последней к «позитивной» фазе, основанной на позитивной науке об обществе, которая должна стать новой религией человечества. Каждая из трех стадий рассматривается в двух ипостасях: в аспекте изменений человечества и человека, что дает Конту основание говорить о четырех видах прогресса (материальном, физическом, интеллектуальном и морально-нравственном) и двух его типах - эволюционном и революционном. Конт - убежденный эволюционист, однозначно признающий целесообразность и полезность (как человечеству, так и отдельным людям) постепенных позитивных изменений в сравнении с революциями - резкими, скачкообразными общественными преобразованиями.

           Главные перспективы общественного прогресса Конт связывает с решением проблем совершенствования организации труда, его разделения и комбинирования, применения науки в промышленности и нравственности людей, а не с вопросами собственности и формами политического правления. При этом он отходит от собственного принципа, согласно которому в обществе все взаимосвязано и понять одну сторону общественной жизни без учета всех других ее сторон невозможно. Многие положения Конта вызывали раньше и вызывают до сих пор горячие споры социологов, часть его идей отвергнута. Речь идет, прежде всего, об его учениях, о человеческой природе («таблице мозга»), социальной политике и «социалатрии» - позитивной религии без Бога, призванной вызвать поклонение перед Человечеством как высшим существом. Тем не менее, именно он явился отцом-основателем социологии как особой науки.

 

 

 


Информация о работе Социологическая концепция О. Конта