Социологическая концепция Толкотта Парсонса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 08:53, реферат

Описание работы

Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и структурно-функционального анализа социальной системы. На формирование его социологических воззрений значительное влияние оказали неоклассическая политическая экономия А. Маршалла, антропологический функционализм Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна, критическая философия К. Ясперса, психоанализ З. Фрейда, труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и "отца" кибернетики Н. Винера, социологические теории Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето.

Содержание работы

Введение
1. Социологическая концепция Толкотта Парсонса 3

1. 1. Общество 7

1. 2. Социальный порядок в обществе 8

1. 3. Функционализм 9

1. 4. Социальное действие 13

1. 5. Социальный контроль 14

Заключение 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Готово.docx

— 42.69 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Социологическая концепция Толкотта Парсонса     3


1. 1. Общество           7


1. 2. Социальный порядок в обществе       8


1. 3. Функционализм          9


1. 4. Социальное действие         13


1. 5. Социальный контроль         14


Заключение          16


Список литературы         17


 

Введение

Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и структурно-функционального анализа социальной системы. На формирование его социологических воззрений значительное влияние оказали неоклассическая политическая экономия А. Маршалла, антропологический функционализм Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна, критическая философия К. Ясперса, психоанализ З. Фрейда, труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и "отца" кибернетики Н. Винера, социологические теории Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето. Из многочисленных публикаций Т. Парсонса известность в научном мире получили: "Структура социального действия" (1937), "Социальная система" (1951), "Семья, социализация и интерактивный процесс" (1955), "Социальная структура и личность" (1964), "Социальная: эволюция и сравнительные перспективы" (1966), "Социальная теория и современное общество" (1967), "Система современных обществ" (1968), "Система современных обществ" (1971), "Социальная система и эволюция теории действия" (1977), "Теория действия и человеческое состояние" (1978).

Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по  двум  направлениям.

1) Попытка разработать  теоретическую схему «социального  поведения» в  рамках теории социального  действия,  в  которой  психологизировал  социологические проблемы.

2)  Разработка  общеметодологических  принципов   и   понятийного

аппарата социологии.

1. Социологическая  концепция Толкотта Парсонса.

С середины 90-х гг. социологическая концепция Т. Парсонса начала постепенно входить в широкий научный обиход и особенно при посредстве учебной литературы. См.: История социологии в Западной Европе и США, М., 1995; Современная американская социология (ред. Добренькова В.И.), М., 1994; Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология, СПб., 1996. Кроме того, появились специальные исследования, посвященные социально-политическим и правовым сторонам концепции Т. Парсонса. См.: Посконин В.В. Социально-политическая теория Т. Парсонса, Ижевск, 1995; его же Правопонимание Т. Парсонса», Ижевск, 1995; Посконин В.В., Посконина O.B. Т. Парсонс и H. Луман: два подхода в правопонимании, Ижевск, 1998.

После событий, приведших к распаду СССР, в российской социологии наступил новый этап, связанный с возможностью нового, некритического (или критического, но с точки зрения исследователя, а не заданной идеологии) исследования наследия Т. Парсонса.

Однако проблема системного исследования творческого наследия Т. Парсонса, и, прежде всего, с точки зрения его связи с теоретическими положениями классиков социологии начала XX в. М. Вебером, Э.Дюркгеймом, В. Парето, определившими в немалой степени формирование его социологической концепции, а также его методологической роли и содержательного анализа понятийного аппарата до сих пор не получили своего должного решения. Для отечественной социологии остается много белых пятен, касающихся влияния американского социолога на развитие частных социологических теорий (теории личности, социализации, экономической, политической социологии и т.д.), определивших в значительной степени направленность исследований в области эмпирической социологии.

Социологическая концепция Парсонса представляет собой научную базу для исследования социальной системы и происходящих в ней конкретных процессов и явлений.

Основными методами построения социологической концепции Т. Парсонса являются аксиоматический и дедуктивный. Она строится путем аксиоматического введения базовых понятий, логического выведения связей между ними и построения их классификаций.

В развитии социологической концепции Т. Парсонса существует три основных этапа:

1. Этап формулирования  «волюнтаристской» теории действия, основным содержанием которого  является синтез воззрений М. Вебера и Э. Дюркгейма;

2. Этап создания  общей теории действия и теории  социальной системы, которые понимаются  как «инструменты анализа», а  не как описание социальной  реальности;

3. Этап использования  Т. Парсонсом своей концептуальной схемы для анализа эмпирических проблем, в том числе в качестве исходной теории, объясняющей основные тенденции развития современной цивилизации.

Одной из определяющих черт парсоновской теории является стремление к интеграции социальной психологии и социологии. Парсонс, наряду с научными построениями У. Томасом и Э. Мэйо, интегрировал в социологическую теорию элементы психоаналитической теории З. Фрейда, и, прежде всего, касающихся процесса социализации личности. Парсонс рассматривает процесс социализации как важнейший компонент социологической концепции и вводит термин социализация в категориальный аппарат социологической теории. Наряду с этим он включил в социологической контекст социально-психологические понятия статуса и роли, создав собственную статусно-ролевую теорию социальной системы.

Социологическая концепция Парсонса является многофакторной, поскольку не отдает приоритета ни одному из известных факторов общественной жизни. Выражением этой многофакторности является представление о социальной системе.

В социологической концепции Т. Парсонса могут быть выделены различные объяснительные модели для использования как на уровне микро социологического исследования (статусно ролевая теория социальной системы), так и на макро уровне (четырех функциональная схема).

В 1940-е годы Парсонс придерживался структурно-функциональной методологии. В последствии он не использовал этот термин, но школа Парсонса получила наименование структурного функционализма, категориальный аппарат которого стал широко использоваться не только в социологии, но и в политической науке, психологии, исследованиях культуры. Синтезировав теоретические подходы М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Маршалла, З. Фрейда, Парсонс разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия как самоорганизующейся системы (структурный функционализм). В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания социальных систем, институтов и отношений.

В центре социологической теории Парсонса находится вопрос о том, как возможно общество, то есть социальный порядок, нормативная регуляция поведения. «Я всегда предполагал, что социальный порядок, хотя и несовершенный, существует реально, а вслед за этим задавался вопросом о том, при каких условиях можно объяснить факт его существования», — писал Парсонс. Понятие общества соотносится не с совокупностью индивидов, а с организованными формами взаимодействия между людьми, которые поддерживаются социальной системой, стремящейся к устойчивому равновесию. Соответственно, социальные действия должны рассматриваться как институциональные образцы («паттерны»), поддерживающие системное целое. Решающее значение в человеческом действии имеют нормативные факторы, аналитически не зависимые от личных мотивов, экономических интересов в обычном смысле, интересов политической власти — таков основной тезис парсонсовской социологии.

Социологическая концепция Парсонса отличается выраженной «надындивидуальной» системной направленностью и безразличием к так называемой проблеме человека. Обычно под человеком, «личностью», понимают некоторую уникальную индивидуальность, скрытую от внешнего контроля и непонятную не только посторонним, но и самому/самой себе. Парсонс рассматривает «личность» как системный феномен, отдельно от индивида, и тем самым преодолевает двусмысленности, связанные с романтическим противостоянием субъективного и объективного миров. «Личность» становится специфическим языком описания, обособленным от языка социальной системы, культуры и поведения. Действительно, по Парсонсу, «личность» не человек, а система действия, совокупность ролей и ожиданий. Сама дифференциация «личности» от других систем позволяет обществу решать проблемы адаптации. Таким образом, парсонсовский «новый синтез» — попытка объединить традиции социологического номинализма и социологического реализма в общей теории действия — представляет собой развёрнутую версию аналитического реализма.

1.1. Общество.

Общество, по Парсонсу - это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями). Парсонс различает три типа общества:

общество примитивныео, в котором дифференциация выражена незначительно;

общество промежуточныо, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

общество современныо, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Согласно Парсонсу, в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме общественного сознания, прежде всего психологических и этических явлений - изменения ценностей, норм, обычаев

«Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к нему.

1.2. Социальный порядок в обществе

Итак, Парсонс выступает как сторонник «социального порядка» и обосновывая его как «естественную форму» общества. (Впервые с этой идеей выступил Конт). Порядок по Парсонсу - это доминирование общественного согласия (консенсуса) над социальным конфликтом. Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:

1. Социолизация - общественные ценности передаются от поколения к поколению, что является механизмом передачей ценностей. При всем различии форм статус взрослого во всех обществах предполагает определенную автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги институционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической организации. В любом случае первичное функциональное отношение между взрослыми индивидами и обществами, в которых они живут, связано с тем вкладом в общество, который они вносят посредством своих услуг, а также с тем удовлетворением и теми наградами, которые они получают за это. В достаточно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через рынок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о продукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономических контекстах.

2. Создания разнообразных  механизмов социального контроля, т.е. общественный контроль над  человеком и его поведением. В  силу указанной территориальной  взаимосвязи места жительства, работы, религиозной деятельности, политической  организации и других различных  факторов поддержание нормативного  порядка не может быть отделено  от территориального контроля  над поведением. Функция управления  должна включать в себя ответственность  за сохранение территориального  единства нормативного порядка  общества. Этот императив имеет  и внутренний, и внешний аспекты. Первый касается условий навязывания  общих норм и облегчения выполнения  существенных функций различными  подразделениями общества. Второй  касается предотвращения разрушительного  вмешательства не людей, не являющихся  членами данного общества. Из  наличия органических потребностей  и потребностей в месте проживания  следует, что оба указанных аспекта  имеют нечто общее: последним  средством предотвращения разрушительного  действия является использование  физической силы. Использование  силы возможно в различных  формах, особенно таких, как защита  территории от внешнего врага  или помещение правонарушителей  в места лишения свободы (заключения). Контроль или нейтрализация организованного  использования силы являются  одной из функциональных потребностей  при поддержании социетального сообщества. В более высокодифференцированных обществах это всегда предполагает некоторую степень правительственной монополизации социальной организованной силы.

1. 3. Функционализм.

Парсонс развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии. «Понятие функции употребляется в более общем и нейтральном значении «последствий», которые могут или не могут быть намеренными или признанными и которые могут или не могут положительно способствовать социальной системе. [2. стр. 289] » Согласно разработанным принципам существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании “равновесия”. ««Равновесие» является основным понятием, которое вводит Парсонс, т.к. социальная система имеет тенденцию сохранить состояние внутреннего единства или гармонии или же тенденцию сохранить равновесие. [2 стр. 290] »

Главная проблема, которую пытается решить Парсонс - это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Общество, по Парсонсу, всегда стремится к состоянию некоего «абсолютного равновесия», а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления «болезни» общества.

Информация о работе Социологическая концепция Толкотта Парсонса