Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 08:53, реферат
Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и структурно-функционального анализа социальной системы. На формирование его социологических воззрений значительное влияние оказали неоклассическая политическая экономия А. Маршалла, антропологический функционализм Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна, критическая философия К. Ясперса, психоанализ З. Фрейда, труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и "отца" кибернетики Н. Винера, социологические теории Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето.
Введение
1. Социологическая концепция Толкотта Парсонса 3
1. 1. Общество 7
1. 2. Социальный порядок в обществе 8
1. 3. Функционализм 9
1. 4. Социальное действие 13
1. 5. Социальный контроль 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
1. Социологическая концепция Толкотта Парсонса 3
1. 1. Общество 7
1. 2. Социальный порядок в обществе 8
1. 3. Функционализм 9
1. 4. Социальное действие 13
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Толкотт Парсонс (1902-1979) - американской социолог, создатель общей теории социального действия и структурно-функционального анализа социальной системы. На формирование его социологических воззрений значительное влияние оказали неоклассическая политическая экономия А. Маршалла, антропологический функционализм Б. Малиновского и А. Радклиффа-Брауна, критическая философия К. Ясперса, психоанализ З. Фрейда, труды основателя системного подхода Л. Берталанфи и "отца" кибернетики Н. Винера, социологические теории Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето. Из многочисленных публикаций Т. Парсонса известность в научном мире получили: "Структура социального действия" (1937), "Социальная система" (1951), "Семья, социализация и интерактивный процесс" (1955), "Социальная структура и личность" (1964), "Социальная: эволюция и сравнительные перспективы" (1966), "Социальная теория и современное общество" (1967), "Система современных обществ" (1968), "Система современных обществ" (1971), "Социальная система и эволюция теории действия" (1977), "Теория действия и человеческое состояние" (1978).
Концепции, развиваемые Парсонсом, группируются по двум направлениям.
1) Попытка разработать
теоретическую схему «
2) Разработка общеметодологических принципов и понятийного
аппарата социологии.
1. Социологическая концепция Толкотта Парсонса.
С середины 90-х гг. социологическая концепция Т. Парсонса начала постепенно входить в широкий научный обиход и особенно при посредстве учебной литературы. См.: История социологии в Западной Европе и США, М., 1995; Современная американская социология (ред. Добренькова В.И.), М., 1994; Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология, СПб., 1996. Кроме того, появились специальные исследования, посвященные социально-политическим и правовым сторонам концепции Т. Парсонса. См.: Посконин В.В. Социально-политическая теория Т. Парсонса, Ижевск, 1995; его же Правопонимание Т. Парсонса», Ижевск, 1995; Посконин В.В., Посконина O.B. Т. Парсонс и H. Луман: два подхода в правопонимании, Ижевск, 1998.
После событий, приведших к распаду СССР, в российской социологии наступил новый этап, связанный с возможностью нового, некритического (или критического, но с точки зрения исследователя, а не заданной идеологии) исследования наследия Т. Парсонса.
Однако проблема системного исследования творческого наследия Т. Парсонса, и, прежде всего, с точки зрения его связи с теоретическими положениями классиков социологии начала XX в. М. Вебером, Э.Дюркгеймом, В. Парето, определившими в немалой степени формирование его социологической концепции, а также его методологической роли и содержательного анализа понятийного аппарата до сих пор не получили своего должного решения. Для отечественной социологии остается много белых пятен, касающихся влияния американского социолога на развитие частных социологических теорий (теории личности, социализации, экономической, политической социологии и т.д.), определивших в значительной степени направленность исследований в области эмпирической социологии.
Социологическая концепция Парсонса представляет собой научную базу для исследования социальной системы и происходящих в ней конкретных процессов и явлений.
Основными методами построения социологической концепции Т. Парсонса являются аксиоматический и дедуктивный. Она строится путем аксиоматического введения базовых понятий, логического выведения связей между ними и построения их классификаций.
В развитии социологической концепции Т. Парсонса существует три основных этапа:
1. Этап формулирования
«волюнтаристской» теории
2. Этап создания
общей теории действия и
3. Этап использования Т. Парсонсом своей концептуальной схемы для анализа эмпирических проблем, в том числе в качестве исходной теории, объясняющей основные тенденции развития современной цивилизации.
Одной из определяющих черт парсоновской теории является стремление к интеграции социальной психологии и социологии. Парсонс, наряду с научными построениями У. Томасом и Э. Мэйо, интегрировал в социологическую теорию элементы психоаналитической теории З. Фрейда, и, прежде всего, касающихся процесса социализации личности. Парсонс рассматривает процесс социализации как важнейший компонент социологической концепции и вводит термин социализация в категориальный аппарат социологической теории. Наряду с этим он включил в социологической контекст социально-психологические понятия статуса и роли, создав собственную статусно-ролевую теорию социальной системы.
Социологическая концепция Парсонса является многофакторной, поскольку не отдает приоритета ни одному из известных факторов общественной жизни. Выражением этой многофакторности является представление о социальной системе.
В социологической концепции Т. Парсонса могут быть выделены различные объяснительные модели для использования как на уровне микро социологического исследования (статусно ролевая теория социальной системы), так и на макро уровне (четырех функциональная схема).
В 1940-е годы Парсонс придерживался структурно-функциональной методологии. В последствии он не использовал этот термин, но школа Парсонса получила наименование структурного функционализма, категориальный аппарат которого стал широко использоваться не только в социологии, но и в политической науке, психологии, исследованиях культуры. Синтезировав теоретические подходы М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Маршалла, З. Фрейда, Парсонс разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия как самоорганизующейся системы (структурный функционализм). В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), Парсонс аналитически вычленяет подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных. Этот теоретический язык Парсонс использовал для описания социальных систем, институтов и отношений.
В центре социологической теории Парсонса находится вопрос о том, как возможно общество, то есть социальный порядок, нормативная регуляция поведения. «Я всегда предполагал, что социальный порядок, хотя и несовершенный, существует реально, а вслед за этим задавался вопросом о том, при каких условиях можно объяснить факт его существования», — писал Парсонс. Понятие общества соотносится не с совокупностью индивидов, а с организованными формами взаимодействия между людьми, которые поддерживаются социальной системой, стремящейся к устойчивому равновесию. Соответственно, социальные действия должны рассматриваться как институциональные образцы («паттерны»), поддерживающие системное целое. Решающее значение в человеческом действии имеют нормативные факторы, аналитически не зависимые от личных мотивов, экономических интересов в обычном смысле, интересов политической власти — таков основной тезис парсонсовской социологии.
Социологическая концепция Парсонса отличается выраженной «надындивидуальной» системной направленностью и безразличием к так называемой проблеме человека. Обычно под человеком, «личностью», понимают некоторую уникальную индивидуальность, скрытую от внешнего контроля и непонятную не только посторонним, но и самому/самой себе. Парсонс рассматривает «личность» как системный феномен, отдельно от индивида, и тем самым преодолевает двусмысленности, связанные с романтическим противостоянием субъективного и объективного миров. «Личность» становится специфическим языком описания, обособленным от языка социальной системы, культуры и поведения. Действительно, по Парсонсу, «личность» не человек, а система действия, совокупность ролей и ожиданий. Сама дифференциация «личности» от других систем позволяет обществу решать проблемы адаптации. Таким образом, парсонсовский «новый синтез» — попытка объединить традиции социологического номинализма и социологического реализма в общей теории действия — представляет собой развёрнутую версию аналитического реализма.
Информация о работе Социологическая концепция Толкотта Парсонса