Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:09, реферат
С утверждением белорусской нации, белорусской государственности, белорусских культуры, искусства и науки складывались и основы белорусской социально-политической мысли. Ее истоки восходят к деятельности духовных просветителей Беларуси: Ефросинии Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и многих других религиозных и общественных деятелей. Вместе с тем, нельзя не учитывать и геополитического положения Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.
Социологическая мысль Беларуси:
становление и этапы развития*
Современное индустриальное общество не может успешно развиваться без соответствующего научного потенциала. Среди наук, имеющих не только теоретическое, но и практическое значение, особое место занимает социология - наука об обществе, предметом изучения которой выступает сама социальность, то есть тот особый тип взаимоотношения людей, благодаря которому и образуется общество как особая целостность со своими законами функционирования и развития.
От степени развития этой науки зависит решение ряда социальных задач. Известно, что успехи европейского общества во многом определялись (и продолжают определяться) достижениями именно социологической мысли, истоки которой восходят к трудам Платона и Аристотеля. В них были заложены основы теоретической социологии, сыгравшей важную роль в деле стабилизации западного общества, утверждении его правовой основы и гражданского почитания государственной власти. Как и любая другая наука, социология представляет собой интернациональное образование. Здесь нет секретов и тайн, достижения ученых одной страны быстро становятся достоянием специалистов и практиков других стран. Но, вместе с тем, здесь есть и свои национальные особенности: школы и направления. Хорошо известны традиции и достижения французской, английской, немецкой, американской, итальянской, польской и других школ социологии. Свои традиции имеются и в русской (точнее, в российской) социологической мысли, в тесном контакте с которой развивалась и белорусская социология.
С утверждением белорусской нации, белорусской государственности, белорусских культуры, искусства и науки складывались и основы белорусской социально-политической мысли. Ее истоки восходят к деятельности духовных просветителей Беларуси: Ефросинии Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и многих других религиозных и общественных деятелей. Вместе с тем, нельзя не учитывать и геополитического положения Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.
Особенно бурным оказался XX век. Первая мировая война, февральская и октябрьская революции, установление власти Советов, гражданская война - коренным образом изменили облик России, оказали серьезное воздействие на судьбу народов, входивших в ее состав. Все эти события не обошли стороной и Беларусь (Северо-Западный край тогдашней России). К этому следует добавить события 1939 года, период Великой Отечественной войны, которые непосредственно развертывались на территории Беларуси. Эти события носили и разрушительный, и созидательный характер. Беларуси много раз приходилось как бы заново начинать свою историю, создавая из многоликого влияния своих соседей истоки собственной культуры. И понятие "Возрождение" для Беларуси имеет не столько общеевропейский смысл как обозначение определенной исторической эпохи, сколько постоянное и многократное возвращение к истокам своей собственной культуры с целью ее восстановления.
Так случилось, что в XX в. именно в рамках Советской России Беларусь обрела хотя и призрачную, но все же государственную определенность со всеми атрибутами суверенного государства вплоть до места в ООН. Одной из форм проявления суверенитета в рамках советской деятельности стало создание в республике национальных центров духовного развития: национального искусства и литературы, учреждений образования и науки. Буквально с первых шагов Советской власти начинается активное воссоздание национального театра, литературы, изобразительного искусства, художественной самодеятельности - всегда питавшихся национальными традициями. В этот период открываются крупные вузовские и научные учреждения: Политехнический институт, Белгосуниверситет, Институт белорусской культуры (Инбелкульт) и др. Начинается подготовка национальных кадров для народного хозяйства и учреждений культуры, закладываются основы белорусской общественной мысли советского периода, философии, истории, права, экономики и т.д., в том числе и социологии.
Сразу же после открытия Белорусского государственного университета (1921 г.) была образована кафедра социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета (первый ректор университета), С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 г. был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии (Труды БГУ, Мн., 1923, № 4-5).
Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры, на базе которого в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси, которую возглавил В.М. Игнатовский.
В этот период были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.М. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василевский, А.А. Гаваровский, С.М. Ривес). Работы этих авторов получили широкую известность в республике и за ее пределами. Правда, теоретико-методологическая база белорусских исследователей не отличалась оригинальностью, социологические идеи зачастую либо переплетались с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготели к работам общего, социально-философского плана. Белорусская социология не выходила еще на уровень конкретно-прикладных исследований, к которым с самого начала Советская власть относилась с известной долей подозрения. Кроме того, не была создана методическая база подобных исследований. Социология в этот период развивалась в русле академических традиций. Важную роль в развитии социально-эмпирических исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось в 1922 г. Многие статистические обследования по предмету и характеру представляли собой тип прикладных социологических исследований. Статистика и конкретная социология взаимно дополняли друг друга. Появляется все больше социологических работ, построенных на статистических данных или полученных специальными эмпирическими методами.
В 1927 г. в Минске вышла в свет коллективная монография "Рабочая молодежь Беларуси. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние", подготовленная коллективом преподавателей кафедры социальной гигиены БГУ во главе с Б.Я. Смулевичем. Она вполне соответствовала стандартам прикладного социологического исследования. В этом же году под руководством С.М. Василевского было проведено выборочное исследование ценностных ориентаций и уровней культурного развития отдельных групп молодежи Беларуси. В его книге "Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психико-технических исследований" впервые в отечественной науке был дан систематический анализ основных методов конкретного социологического исследования. Под руководством П.Я. Панкевича осуществлено исследование образа жизни, состояния нравственного сознания и быта белорусского студенчества. Интерес представляют работа С.Я. Вольфсона "Социология брака и семьи", вышедшая в Минске в 1929 г., и ряд других публикаций. Таким образом, в Беларуси в 20-е гг. отчетливо прослеживается тенденция к научному осмыслению социально-политических процессов, происходивших в период Советской власти.
В 30-е гг. ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится опасным для руководящей коммунистической элиты, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. Обрушившиеся в этот период на белорусскую интеллигенцию репрессии уничтожили ее наиболее квалифицированное ядро. Эту трагическую участь разделило и большинство белорусских обществоведов. В 1929 г. смещается с поста ректор В.И. Пичета, много сделавший для возрождения белорусской науки и культуры, утверждения белорусского языка в качестве государственного (преподавание в университете велось в основном на белорусском языке). В сентябре 1930 г. он был арестован и в составе 115 научных сотрудников обвинен в связях с белой эмиграцией по так называемому "делу историка С.Ф. Платонова" и сослан в Вятку (освобожден в апреле 1936 г.). Трагически оборвалась и жизнь В.М. Игнатовского - первого президента Академии наук Беларуси. В конце 30-х гг. социология как самостоятельная наука перестала существовать. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.
Разрушительный вал Великой Отечественной войны, дважды прокатившийся по Беларуси, довершил процесс искоренения национальной культуры, в том числе и ее научных достижений, особенно в сфере общественных наук. Обществоведение становится притягательным для разного рода карьеристов. Лишь после смерти И. Сталина и последовавшей "оттепели" 50-60-х гг. начинается возрождение социологии как в целом в Союзе, так и в Беларуси. Вновь оживляется интерес к социологической проблематике, хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.
Повышение интереса к социальной проблематике и особенно к конкретно-социологическим исследованиям было характерно для специалистов всех стран социализма. Особый вклад в возрождение социологии внесли представители Польши, ГДР и Болгарии, обратившие внимание на ряд важных проблем методики и методологии конкретно-социологического исследования. Характерны в этом отношении работы: "Элементарные понятия социологии" Яна Щепаньского, изданная в Польше в 1966 г. и переведенная на русский язык в 1969; "Процесс социального исследования", вышедшая в ГДР в 1973 г. и переведенная на русский язык в 1975; "Эмпирическое социологическое исследование" болгарского ученого Ст. Михайлова, вышедшая в свет в 1973 г. и переведенная в 1975.
На фоне изменений отношения к социологии в Советском Союзе оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Интерес к ней начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 г. вышло постановление ЦК КПБ "Об организации конкретно-социологических исследований в республике", в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. В 1968 г. в составе академического института философии и права был создан сектор конкретных социологических исследований, который возглавил профессор Г.П. Давидюк. В 1978 г. в этом же институте был создан сектор проблем социологических исследований, преобразованный в 1989 г. в Центр социологических исследований. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 г. в рамках национальной академии Института социологии. С момента создания институт возглавлял профессор, академик НАН РБ Е.М. Бабосов, под руководством которого проведено большое количество конкретных социологических исследований, издан ряд фундаментальных работ. В частности, следует указать трехтомный коллективный труд об основных тенденциях изменения социальной структуры белорусского общества. Большой интерес представляют социологический анализ труда и экономики, осуществленный в монографиях профессора Г.Н. Соколовой и анализ социально-демографической сферы в работах С.А. Шавеля и А.А. Ракова.
Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в сеть высших учебных заведений. С конца 60-х гг. в вузах республики на базе общественных кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, которые на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления. В конце 60-х - начале 70-х гг. такие группы были созданы в Институте народного хозяйства, в Белорусском политехническом институте, Институте культуры и в ряде других столичных и областных вузов.
Большую известность в этот период получили работы профессора В.Н. Семенькова "Совершенствование социализма и общественное воспитание" (1966); "Производственный коллектив: труд, среда, воспитание" (1975); "Комплексный характер воспитания" (1979).
В 1968 г. в Белорусском госуниверситете была создана проблемная социологическая научно-исследовательская лаборатория. Первым ее руководителем был профессор И.Н. Лущицкий, затем доцент С.И. Деришев и профессора Ю.Г. Юркевич, Г.П. Давидюк, С.Д. Лаптенок. Начав со штата в четыре человека, лаборатория выросла в крупное научное подразделение, сыгравшее важную роль в возрождении социологической мысли Беларуси. Вначале лаборатория действовала в рамках кафедры истории философии, а затем - в 1971 г., когда в Белгосуниверситете была создана кафедра философии гуманитарных факультетов, которую возглавил профессор Г.П. Давидюк, она вошла в состав этой кафедры. Эти два подразделения - кафедра и лаборатория - и стали базой, на основе которой возрождалась социология как вузовская дисциплина.
Лаборатория проводила конкретно-социологические исследования на многих предприятиях Беларуси (изучались проблемы эффективности воспитательной работы, студенческой молодежи, молодой семьи, трудовых коллективов, социального планирования, совершенствования методов управления). Руководители промышленных предприятий стали прислушиваться к голосу социологов, не без волнения ожидая результатов социологических исследований, когда очевидными становились недоработки управления. Так конкретная социология все шире входила в жизнь белорусского общества.
Результатом творческой деятельности сотрудников института, кафедры и лаборатории стали следующие работы: "Методологические основы социального управления" (1977); "Образ жизни и планирование социальных процессов" (1978); "Студент и его деятельность" (1978); С.Н. Бурова - "Социология и право о разводе" (1979); А.И. Левко - "Формирование чувства хозяина социалистического производства" (1984); Е.Н. Гурко - "Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании" (1984); С.Д. Яцкевич - "Социальный эксперимент и научное управление обществом" (1984); "Социалистическая культура и духовный мир человека" (1985); "Эффективность средств массовой информации" (1986); "Формирование общественно-политической активности студентов вуза" (1986); С.А. Поваляева - "Информационное обеспечение социального прогресса" (1987); Е.М. Бабосова - "Катастрофы: социологический анализ" (1995); А.Н. Данилова - "Переходное общество: проблемы системной трансформации" (1997).
Информация о работе Социологическая мысль Беларуси: становление и этапы развития