Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 11:26, реферат
Изучение социологии отдельных регионов так же важно, как и изучение социологии отдельной страны. Изучение социологии регионов позволяет выделить основные проблемы развития социологии в целом.
При существовании СССР, всё, что происходило в центре на прямую отражалось и на Беларуси. Поэтому волны социальных изменений конца 50-х - начала 60-х годов, происходивших в СССР, рано или поздно докатывались до всех регионов великой державы. Изменения, которые произошли в гуманитарной сфере, нашли своё отражение и в Беларуси, и так же во всех её регионах, включая Брестчину.
Ведение………………………………………………………….3
В.В.Коклюхин………………………………………………….4
Начало исследований………………………………………….5
Дальнейшее развитие социологии...………………………….7
Социологи Брестчины…………………………………………9
Заключение……………………………………………………..14
Использованная литература…………………………………..15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Юридический факультет
Кафедра политологии и социологии
РЕФЕРАТ
СОЦИОЛОГИЯ БРЕСТЧИНЫ
Выполнила:
студентка 5 курса группы «В»
исторического факультета
специальности «Религиоведение»
Белко Ю.Г.
Брест 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение………………………………………………………….
В.В.Коклюхин………………………………………………
Начало исследований………………………………………….5
Дальнейшее развитие социологии...………………………….7
Социологи Брестчины…………………………………………9
Заключение……………………………………………………
Использованная литература…………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
Изучение социологии отдельных регионов так же важно, как и изучение социологии отдельной страны. Изучение социологии регионов позволяет выделить основные проблемы развития социологии в целом.
При существовании СССР, всё, что происходило в центре на прямую отражалось и на Беларуси. Поэтому волны социальных изменений конца 50-х - начала 60-х годов, происходивших в СССР, рано или поздно докатывались до всех регионов великой державы. Изменения, которые произошли в гуманитарной сфере, нашли своё отражение и в Беларуси, и так же во всех её регионах, включая Брестчину.
В 60-е годы в Брестской области социологические исследования были отчасти фрагментарными, да и проводились только в рамках республиканских исследований по заданию партийно-номенклатурных органов. Их результаты не становились достоянием широкой общественности – это и было одним из недостатков того времени.
В 70-е годы с приходом на работу в Брестский государственный педагогический институт имени А.С. Пушкина В.В. Коклюхина положение стало меняться в положительную сторону. Это происходило благодаря установлению научных связей с Москвой, Ленинградом и Минском [1, с. 20].
В данной работе выделяется следующая
цель: изучить социологию Брестчины, её особенности, тенденции развития и проблемы.
Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить историю развития социологии Брестчины;
2. Узнать о ведущих социологах Брестчины;
3. Выделить основные направления
развития и деятельности
4. Определить проблемы, которые существуют в данные период в социологии Брестчины.
В.В. КОКЛЮХИН
Владимир Владимирович вспоминает: «Я пришёл в пединститут имени А. С. Пушкина в 1968 году и включился в социологическую деятельность в процессе работы над диссертацией. Полгода сам опрашивал по собственным программам студентов всех факультетов нашего вуза и некоторых факультетов Брестского инженерно-строительного института (где работал по совместительству). После этого вручную полтора года обрабатывая более полутора тысяч анкет. В период обучения в аспирантуре удалось установить прочные научные связи с белорусскими социологами (Т.П. Давидюком, Е.М. Бабосовым, С.Д. Лаптёнком), с сотрудниками ИСИ АН СССР (К.В. Бестужевым-Ладой), НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ (Б.И. Зеленковым), Академии МВД СССР (В.М. Миньковским), Академии педагогических наук СССР (Е.Д. Модржинской), ИСЭП (Ленинград) АН СССР (В.А. Ядовым, Г.И. Хмарой), Всесоюзного Института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (Г.В. Антонов-Романовский). Впоследствии эти связи весьма пригодились для развития брестской социологии. Был и негативный опыт: на одной из международных конференций в Минске, начинающий социолог (ещё аспирант) попытался озвучить критический материал не только из собственных, но и всесоюзных исследований. Это вызвало негодование одного из руководителей Министерства образования.
Став после защиты диссертации заведующим кафедрой (ныне кафедры социологии, политологии и права), получил возможность реализовать давние свои планы по
развитию социологии и политологии. Здесь и пригодились ранее установившиеся творческие контакты. Вскоре был подписан договор о творческом сотрудничестве брестских и ленинградских социологов, результатом которого стало проведение кафедрой первой международной научной конференции в городе Бресте» [1, с. 21].
НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЙ
В учебнике «История социологии» уровень социологии Брестчины отмечен следующим образом: «Начавшие исследование проблем в 60-е годы социологи Брестского пединститута в 70-е годы успешно стали исследовать проблемы социологии культуры, молодёжи, образования. (Под — научным руководством профессора В.В. Коклюхина социологи этого института выполнили много исследовательских проектов по проблемам; учитель и школьник, школьник и семья, сознание молодёжи в современном изменяющемся мире). Накопленный материал, опыт проведённых исследований позволили брестским социологам проводить научно - практические конференции по современным проблемам молодёжи, куда охотно приезжали социологи не только из Беларуси, но и из ближнего и дальнего зарубежья» [1, с. 21].
Тематика конференций отражала проблемы города, региона, страны:
1. «За здоровый образ жизни (Брест, 1988);
2. «Проблемы развития национальных отношений, интернационального самосознания молодёжи» (Брест, 1989);
3. «Молодёжь в изменяющемся мире» (Брест, 1992);
4. «Дыялектыка сучаснай моладзі» (Брэст, 1994);
5. «Моладзь у сучасным свеце» (Брэст, 1995);
6. «Брестчина. От прошлого к будущему: наука, политика, бизнес, образование» (Брест, 1994).
В конце 80-х годов была создана Лаборатория социологии при паритетном финансировании Брестского облисполкома и Министерства образования.
Кафедра и Лаборатория социологии стали коллективными членами Всесоюзной социологической ассоциации. Вскоре брестские социологи были приняты в состав Белорусской социологической
ассоциации. Рейтинг коллектива существенно возрос. Стали поступать заказы на проведение хоздоговорных исследований от различных предприятий и учреждений республики.
Социологи Брестчины привлекались для выполнения крупных всесоюзных и международных проектов.
Приводя вышеперечисленные данные, нельзя не посетовать на трудности и негативные факторы, которые не позволили оптимально развивать накопленный потенциал.
К числу главных факторов следует отнести «пресловутый» административный фактор. Бюрократические препоны и интриги оказались на определённом этапе сильнее, и вследствие этого Лаборатории социологии отказали в финансировании. Были лишены грантов отдельные руководители.
Положение социологов осложнилось ещё и обостряющимся экономическим кризисом, в результате которого предприятия и учреждения не находили средств, необходимых для заключения договоров на проведение социологических исследований [1, с. 22].
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
В 90-е годы кафедра социологии, политологи и права БрГУ имени А.С. Пушкина включилась в анализ социополитологических процессов, происходящих в СССР, СНГ, Республике Беларусь. Через призму социологических исследований в это время изучаются политические процессы (Ф.Л. Займист), политическое лидерство (А.И. Лысюк), политическая культура (А.А. Костин), тенденции развития политического стенания молодёжи (Е.В. Скакун), гражданское общество, отчуждение личности (С.Т. Кавецкий), личность в системе общественного воспитания (А.И. Шикун), социология любви (Соколовская М. Г.).
Выпускалась учебная литература по социологии: «Конспект лекции по социологии в трёх частях», «Социологический практикум» (А.И. Шикун), «Социология личности и воспитания» (А.И. Шикун, И.И. Котляр, В.В. Коклюхин, С.Т. Кавецкий), «Методические указания по социологии» (А.И. Шикун, С. Т. Кавецкий, Е.В. Скакун, 2004 г.), «Методические указания но
социологии физической культуры и спорта» (С. Т. Кавецкий, Е. В. Скакун, 2003 г.), «Социологическое поле Брестчины» (С. Т. Кавецкий, 2003 г.), «Курс лекций по социологии» (А.И. Шикун, 2004 г.) и др.
В декабре 2001 года кафедра социологии и политологии провела региональную научно-практическую конференцию «Социологические проблемы здорового образа жизни молодёжи». По результатам конференции совместно с Институтом социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь под редакцией М. И. Хурса и С. Д. Лаптенка была издана монография «Здоровый образ жизни как молодежная проблема: региональные аспекты». В данной монографии представлены исследования социологов Брестчины: «Свободное время молодежи Востока и Запада: сравнительный анализ» (Грибов Г. М.), «Социоаномические реалии в сфере свободного времени молодежи» (Кавецкий С. Т.), «Идейно-политические факторы здорового образа жизни молодежи» (Коклюхин В. В.). «Здоровый образ жизни молодежи: проблемы и пути реализации» (Люкевич В. П.), «Проблемы здорового образа жизни и настроения современных школьников» (Скакун Е. В.), «Социологический подход к проблемам здорового образа жизни молодежи», (Шикун А. И.).
В настоящее время в БрГУ имени А.С. Пушкина функционирует учебная научно-исследовательская лаборатория, которую возглавляет заведующий кафедрой политологии и социологии Скакун Е. В. В рамках лаборатории проводится постоянный социологический мониторинг по актуальным проблемам жизни студенчества. Только в 2004 году изучалось отношение респондентов к своему профессиональному выбору, к проблемам физической культуры и спорта, к идеологии белорусского государства, а также избирательные приоритеты студентов [1, с. 23].
Исследовались региональные аспекты экономической, социально-политической и сфер духовной жизни Брестской области.
Социологические исследования используются также в работе кафедр
общественных наук Брестского государственного технического университета и, в первую очередь, кафедрами социально-политических и исторических дисциплин (рук.О.Е. Дунаевский, Н.Н. Ковалёва), философии и культурологии (рук. Г.М. Грибов). В июне 2001 года общественные кафедры провели республиканскую научно-практическую конференцию «Проблемы совершенствования политической системы Беларуси на рубеже XX - XXI веков».
В Бресте работают социологические центры: группа S.R.G. (рук. В.П. Люкевич), социологический центр «Логос» (рук. А.И. Лысюк), социологическая группа «Шчырасць» (рук. С.Т. Кавецкий). Брестское отделение Белорусского социологического общества возглавляет профессор В.B. Коклюхин.
СОЦИОЛОГИ БРЕСТЧИНЫ
Еще один аспект социологических традиций Брестчины - это конечно же брестчане, которые являются учеными-социологами. Первым среди них следует назвать имя первопроходца советской и национальной социологии Давидюка Георгия Петровича [1, с. 24].
Давидюк Георгий Петрович (р. 5.7.1923, д. Октябрь Кобринского р-на Брестской обл.), белорусский социолог. Доктор философских наук (1969), профессор (1970). Окончил Минский пединститут (1952), Академию обществ, наук при ЦК КПСС (1959). С 1962 заведующий сектором социологических исследований Института философии и права АН Беларуси. С 1973 в БГУ (заведующий кафедрой философии, руководитель Проблемной научной исследовательской лаборатории социологам, исследований, профессор кафедры социологии). Способствовал открытию отделения Социологии в БГУ. Внес значительный вклад в развитие социологии, образования в Беларуси. Лекции по социологии читал и в зарубежных университетах: Йеиском (Германия) в 1975, Люблинском (Словения) в 1976, Краковском (Польша) в 1979, Бильфельдеком (Германия) а 1993. Основал белорусскую научную школу прикладной социологии. Под его научным руководством проведены социологические
исследования социальной структуры рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, социального управления, эффективности средств массовой информации (коллективные монографии ((Социальные изменения рабочего класса Белоруссии», 1965; «Социальные изменения крестьянства Белоруссии», 1966; «Структура советской интеллигенции», 1970; «Социальные проблемы села», 1971; «Методологические основы социального управления», 1977; «Эффективность средств массовой информации», 1986 и др.). Под его редакцией подготовлен первый отечественный «Словарь прикладной социологии» (1975). Автор учебников для студентов вузов «Основы прикладной социологии» (1975), «Прикладная социология» (1979; переведена и издана на китайском языке в 1985). Разработал концепцию зависимости темпов и характера социальных изменений от существующего политического строя, обосновал идеи определяющей роли интеллигенции в обществе, необходимости совершенствования социального управления, ликвидации разрыва между системой функционирующего управления и соц. действительностью. За научное руководство подготовкой издания «Методологические указания по разработке комплексного плана экономического и социального развития Минска на 1976—1980 гг.» 975) награжден Золотой медалью ВДНХ СССР.
Сочинения: Критика теории «единого индустриального общества». Мн., 1968 (переведена и издана на нем. языке в 1972); Проблемы классовой культуры» и массовых коммуникаций. Мн., 1972. (вместе с В.С.Бобровским); Введение в прикладную социологию. - Мн., 1975; Прикладная социология. Мн., 1979; Sociological research in the Byelorussian S.S.R. // International social sciense journal. 1978. Vol. XXX. Ns2; Socjoiogia stosowana i osobowase // Czlawiek iswiatopoglad 1979. №10; Universities in the Hidher Education System // Universities Today and Tomorrow. Krakow, 1990; The Universities; she Constraction of New Education Home //Higher Educatiom in Europe.