Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:25, контрольная работа
Российская социология как мощное течение общественной мысли оставила после себя богатейшее наследие, которое только в последние годы стало входить в научный оборот. Конечно, она развивалась в поле мировой социологии, но достаточно самостоятельно, по многим направлениям в чем-то и предугадывая, хотя бы на уровне замыслов, тенденции развития, мировой социологии. А если мы обратимся к социологии XX века, то будем поражены, насколько зачастую точно российские социологи еще в начале нашего столетия обозначили многие ведущие тенденции современных социологических поисков и размышлений.
1. Введение 3
2. Предсоциологический этап развития российской социальной мысли 4
3. Возникновение и этапы развития социологии в России 8
4. Теоретическая эволюция российской социологии 13
5. Типологические черты российской социальной мысли 16
6. Заключение 18
7. Список литературы: 19
Важнейшей особенностью российской социальной мысли был органический подход к обществу, заключавшийся в стремлении представить мир как некое иерархизированное целое, где общество и человек хотя и своеобразные, но только элементы системы. Этим определялась склонность российских мыслителей к широчайшим социологическим обобщениям на основе принципа единства микрокосма и макрокосма и включения социальной эволюции в общемировую. Отсюда же вытекают усилия найти и обосновать общезначимый социальный идеал, руководствуясь которым можно освободить общество от тенденций, нарушающих его органичность, и сознательно в духе социального конструктивизма ориентировать общество на органическую целостность.
Отмеченная особенность
способствовала тому, что внимание
российских социологов акцентировалось
на проблемах социальной динамики (эволюции,
прогресса). Поиск решений этих проблем
определил эволюцию социологии. Исходя
из представлений о
Нельзя в этой связи не отметить своеобразие гносеологических посылок российской социальной мысли. В отличие от заложенной Р. Декартом европейской традиции выносить субъект познания за пределы объекта (бытия) российская мысль полагала субъект внутри бытия, жизни. Бытиё же понималось как непрерывное становление социальности и ее субъекта, а познание бытия соответственно как самопознание субъекта, из чего выходило, что процесс познания и преобразования бытия фактически совпадают. Именно из такой установки вытекало для российской социологии следующее: предельно напряженное рассмотрение центрального для нее сюжета о соотношении реальности и общественного идеала, а также ее прагматическая направленность, "служебное отношение к истине" (Л. И. Шестов). При этом с течением времени социология отходила от ''наивного реализма" в Трактовке соотношения между социологическими понятиями и реальностью и двигалась к концепции идеальных типов.
В итоге сложились две противоположные тенденции социальной мысли — утопизм и реализм, Политически воплотившиеся в программах радикального народничества и либерализма. Утопическая линия характеризовалась одномерностью социального мышления, исходила из представления об обществе как механическом агрегате и из принципа социального конструктивизма. Считалось, что достаточно определить научный социальный проект и можно осуществить его революционным путем, полагаясь на субъективный фактор, волю к изменению, благодаря чему произойдет ускорение исторического процесса. Реалистическая же линия утверждала многофакторный подход, понимание общества как сложного динамического равновесия, обосновывала необходимость соразмерной эволюции субъекта и социальных форм. Особое внимание обращалось на поиск способов согласования интересов различных субъектов, на практический гуманизм, на внутреннюю духовную революционность. Утверждались идеи социального плюрализма, равномощности целого и части (общества и личности), взаимной помощи, кооперации, солидарности.
Закономерно, что стремление найти "формулу прогресса" и обосновать пути ее воплощения в реальность, выдвинуло в центр социологии проблемы социального поведения, социальной мотивации и социальной структуры. Этим определяется очень раннее обращение исследователей к закономерностям социально-психологического взаимодействия, к проблеме "личность и группа" и т. п. Более того, психологическое направление выступило ведущим в российской социологии, во многом определив ее своеобразие.
Отмеченные черты и особенности российской общественной мысли показывают, что ключевое положение в ней занимает проблема человека, она внутренне антропологична. Отсюда популярность идеи "нового человека", опасность которой была осознана слишком поздно. Отсюда же тенденция этизации социологии, вплоть до полного отождествления этического и социологического рассмотрения общества.
Когда-то знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая «Ищу человека». Он искал человеческую личность. Искали ее мыслители и намного позже, а именно в эпоху Ренессанса и Просвещения, которую теперь уже можно именовать временем «старого гуманизма». Горизонты «нового гуманизма» открыла нам философия 19 и 20 веков. Ярчайшие представители социологической мысли тех времен принадлежат России. От философии жизни и неокантианства к экзистенциализму и религиозной философии идеология идет к понимающей социологии.
Постичь смысл бытия человека в его взаимодействии с внешним миром, придать окружающей действительности личностное звучание и через это осмыслить, измерить и изучить социальную стратификацию, девиацию и движение народонаселения, - такова генеральная линия социального познания на исходе 20 века.
Основная тенденция мировой современной социологии – переход от естественнонаучной к гуманистической ориентации, от количественных математических методов описания реальности к качественным. Выражаясь афористически, нынче физики не в моде, нынче лирики в почете.
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах. Учебное
пособие. М.: Гардарика, 1999.
3. Голубева Г. А., Дмитриев А. В. Социология: Учебное пособие. М.:
Собрание, 1999.
4. Китаев В. А. Кавелин К. Д. Между славянофильством и западничеством.
В раздумьях о России (XIX век). М., 1996.
5. Кравченко А. И. Общая социология: Учебное пособие для ВУЗов. М.,
2002.
6. Кукушкина Е. И. Русская социология 19-нач. 20 в.в. М., 1993.
7. Кукушкина Е. И. Социологическое образование России XIX- начала XX
в. М., 1994.
8. Медущевский. История русской социологии. М., 1993.
9. Новиков Н. В. Условия возникновения и развития социологии в России.
СПб., 1993.
10. Смелзер Н. Социология. М., 1994.