Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:09, реферат
Существует и другой принцип классификации -- региональный. В его основе чрезвычайно актуализировавшийся во второй половине XX в. цивилизационный подход к анализу социокультурного процесса, при котором история развития науки об обществе предстает как взаимодействие национальных, региональных социологических школ.
На рубеже XIX и XX вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических школ, как немецкая, французская, американская и др. Остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом.
Введение 3
1. Социологическая теория Э.Дюркгейма 5-7
2. Социологическая концепция М. Вебера 7-9
3. Социологическая концепция В. Парето 7-11
4. Социологическая концепция Ф. Тенниса 11-12
5. Социологическая концепция Г. Зиммеля 12-13
Заключение 14
Список литературы 15-16
Отношениям типа «община»
присущи такие черты как
Межличностные отношения
типа «общество» характеризуется противоположны
Источником двух противоположных типов социальных связей выступает воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная.
Такого рода понятийные конструкции в последствии были названы идеальными типами и их эвристические возможности были убедительно раскрыты Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Р. Редфилдом, Г. Беккером, Т. Парсонсом.
5.Социологическая концепция Г. Зиммеля (1868-1918)
В истории социологии
Г. Зиммель известен как один из видных
представителей аналитической школы,
предвосхитивший многие существенные
положения современной
В своих работах Г. Зиммель описал и проанализировал множество «чистых» форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов: господство, подчинение, соревнование, моду, конфликт и т.д., социальные типы личности: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д.
Г. Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социального конфликта, феномена моды, городской жизни, культуры и др. В отличии от социал-дарвинистов и марксистов, рассматривающих конфликт как средство борьбы различных социальных групп, немецкий, социолог привлек внимание к позитивным функциям и интегративным аспектам.
Анализ феномена моды привел Г. Зиммеля к выводу, что ее огромная популярность в современном обществе обусловлена тем, что она дает возможность человеку самоутвердиться, быть не только похожим на других, но и проявлять свою индивидуальность.
Распространение моды в современном обществе есть результат более • широкого социального процесса освобождения человека от стериотипов и норм традиционного доиндустриального общества, ограничивающего возможности развития личности.
Г. Зиммель заложил основы изучения городского образа жизни. Позитивную роль крупных городов он видел в том, что они дают возможность расширить и углубить разделение общественного труда, повышают эффективность экономики, позволяя человеку удовлетворять разнообразные потребности, способствуя тем самым развитию личности.
Вместе с тем он
отмечал и «повышенную
Заключение
К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать разрушительных экономических кризисов. Пережив последний, самый ошеломляющий кризис 1929 г. -- великую экономическую депрессию, Запад и принял новую модель. На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929--1930 годы также стали переломными -- годами утверждения культа личности, что исключало возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.
Для современной социологии значение трудов социологов классического периода велико. В первую очередь, их наследие применяется в историко-социологических исследованиях. Богатый материал, наработанный учеными этого периода, сегодня служит базой для многих социологических и исторических исследований.
Социологические теории и концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма и других видных социологов этого времени актуальны и научны и сегодня. Не менее ценны для современной социологии и методики, которые использовались учеными классического периода. В связи с этим изучение трудов классиков социологии сегодня представляется необходимым звеном образования специалистов многих сфер социальной деятельности.
Список литературы
1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии.- М., 2003.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
3. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // М. Вебер. Избранные произведения.- М., 1990.
4. Гидденс Э. Социология: Учебник.- М.,1999.
5. Дюркгейм. Э. О разделении
общественного труда. Метод
6. Иванов И.В. Основы социокультурной теории. - СПб., 1996.
7. История социологии и история социальной мысли: общее и особенное («круглый стол») // Социологические исследования.- 1996.- № 10.
8. История социологии / Под ред. М.Ю.Барыгина.- М., 1997
9. Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология.- М., 1990.
10. Культыгин В.П. Ранняя
немецкая классическая
11. Лавриненко В. Н. Социология: Учебник.- М., 2000.
12. Фирсов Б.М. История и социология: стены и мосты // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2003.- № 3.
13. Фролов С.С. Социология: Учебник.- М., 2005.
14. Харчева В. Основы социологии: Учебник.- М., 2005.