Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:12, контрольная работа
Во второй половине 19 - начало 20 в. произошел расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Этот период - своего рода социологическое «осевое время». Поэтому внимание к социологии особенно велико. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации.
Введение ………………………………………………………………1
1. Биография и научные труды………………………………………2
2. Социологическая теория Г. Спенсера……………...…………….
3. Предмет, проблема и задачи социологии………………………....
4. Сходства и различия «социального организма» и биологического организма……………………………………………………………..
5. Типология и классификация эволюционных процессов………..
6. Политические взгляды Спенсера на социологию……………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературной……………………………...
Содержание:
Введение ………………………………………………………
1. Биография и научные труды………………………………………2
2. Социологическая теория Г. Спенсера……………...…………….
3. Предмет, проблема и задачи социологии………………………....
4. Сходства и различия
«социального организма» и
5. Типология и классификация эволюционных процессов………..
6. Политические взгляды Спенсера на социологию……………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературной……………………………...
Введение
Во второй половине 19 - начало 20 в. произошел расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Этот период - своего рода социологическое «осевое время». Поэтому внимание к социологии особенно велико. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации.
Я считаю, что изучение социологии, является очень важным для нашего современного общества и для каждого человека в отдельности. В социологии существуют очень много разных определений, но все они сводятся к одному фактору, что предметом и объектом социологии является общество и жизнь общества, а знания в области социологии, я считаю очень важными для современного человека и общества. Я думаю, что изучать что-либо, в частности науку (социологию), не зная её историю возникновения, развития это просто невозможно.
В своей работе я попытаюсь рассказать только часть истории социологии, а именно о социологической теории Герберта Спенсера.
Эволюционная теория Герберта Спенсера - один из популярнейших теорий XIX века, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений.
С именем английского социолога связывают главным образом два подхода к рассмотрению общественных явлений:
1) понимание общества как организма, подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития;
2) учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического мира.
1. Биография и научные труды
Герберт Спенсер (1820–1903г.) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.
Он родился в семье учителей 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за плохого здоровья он не ходил в школу. В 1833 г. начал учиться в Кембриджском университете, но после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и начинает заниматься самообразованием или самообучением.
В юности Герберт больше всего интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками. С 1837 года работал на строительстве железной дороги инженером. Работая инженером проявились его незаурядные способности: он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов. Вскоре он осознал, что выбранная профессия инженера не дает ему материального дохода и не удовлетворяет его духовному запросу. В 1841 г. Спенсер прервал свою инженерную карьеру и в течение двух лет занимался самообразованием. В 1843 г. он вернулся к прежней профессии инженера и возглавив инженерно-техническое бюро. Получив в 1846 году документ удостоверяющий его авторство на изобретенную им пилильно - строгальную машину, он неожиданно прервал успешно возникающую карьеру инженера и ушел в научную журналистику, параллельно работая над своими прежними трудами.
В 1848 г. стал помощником редактора журнала «Экономист», а в 1850 г. завершил свой основной труд «Социальная статика». Эта работа далась Спенсеру очень тяжело. В 1853 году от своего дяди он получил наследство, что позволило ему стать материально независимым, свободным ученым. Покинув журналистский пост, он всецело занялся разработкой и публикацией своих работ.
Его цель заключалась в том, чтобы написать и издать многотомную «Синтетическую философию» – энциклопедическую систему всех научных знаний. Его первый опыт оказался неудачным, поэтому издание серии пришлось остановить из-за отсутствия у читателей интереса и из-за переутомления социолога. Он оказался на грани нищеты. Ему помогло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в США, где Спенсер приобрел широкую популярность, чем в Англии. С временем его имя стало известным, спрос на его книги возрос, и к 1875 г. он полностью покрыл убытки и стал получать прибыль от издания своих работ. В это время вышли такие работы Спенсера, как двухтомная книга «Принципы биологии» (1864–1867), три книги «Основания психологии» (1870–1872) и трехтомная книга «Основания социологии» (1876–1896). Его многочисленные работы стали очень популярными в мире и начали издаваться огромными тиражами во многих странах мира, в том числе в России.
Центральной
идеей всего его творчества
была идея эволюции. Под эволюцией
он понимал переход от
2. Социологическая теория Герберта Спенсера
Герберт Спенсер один из основоположников позитивизма в социологии. Он очень много времени уделял взаимосвязи общества с природой. Он распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в обществе и в природе – космические, химические, биологические и социальные. Он считал, что культура и психология естественны по происхождении, поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно – эволюции.
Общество, будучи такой же формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для него явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции – определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.
Спенсеровская система базируется на трех основных элементах:
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты
сходства биологического и социального организмов:
1. рост, увеличение в объеме,
2. усложнение структуры,
3. дифференциация функций,
4. рост взаимодействия структуры и функций.
На трактовке идеи эволюции Спенсера сказалась аналогия с биологическим организмом. В теории эволюции Спенсер выделил следующие стороны:
индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
усложнение строения. Первобытное общество – простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Основные принципы функционального подхода, которые сформулировал Спенсер состоят в следующем:
1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
3. Предмет, проблема и задачи социологии
Программа социологии Герберта Спенсера изложена в его работе. «Основания социологии». Здесь впервые показано систематическое изложение предмета, проблематики и задач новой общественной науки - социологии. Его труд «Основания социологии» была переведена на другие языки различных стран, она способствовала не только разработке, но и пропаганде социологии.
Спенсер уделял большое внимание обоснованию самой возможности социологии как науки, подвергает критике разные аргументы других социологов в области социологии. Социология возможна уже потому, что общество это часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». Спенсер опровергает не только теологические представления об обществе, но и теоретиков «свободной воли», философов, приписывавших решающую роль в истории «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших на первый план субъективные факторы или указывавших на отсутствие повторяемости в общественной жизни. «Конт предлагает описывать необходимую и реальную филиацию идей, - пишет Спенсер. - Я предлагаю описывать необходимую и реальную филиацию вещей. Конт претендует на то, чтобы объяснить генезис наших знаний о природе. Моя цель - объяснить... генезис явлений, составляющих природу. Одно субъективно, другое объективно». История, по его мнению, не является продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции
По Спенсеру, задача социологии - это изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Он утверждает, что отрицание социологии часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.
Размышляя о специфике социологии, он выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов. Их можно установить лишь путем сравнения множества разных данных. Социальные факты для Спенсера это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т. п.
Для понимания по Спенсеру определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов.
Он не дает строгого определения этого понятия своей теоретической системы. Но из отрывков его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Социальные институты возникают в ходе эволюции. Социальные институты – это органы самоорганизации и управления, так как основное свойство любого организма – это взаимодействие его частей, главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов. Идея институтов как структурных элементов общества было задолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие проблематики и методов социологии.
Спенсер как и Огюст Конт начинает с домашних институтов а это с семьи, брака, проблем воспитания, воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменения внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.
Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.