Социологические методы в научном исследовании: контент-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение в тексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определенным образом интерпретируется исследователем – отсюда принадлежащее социологу А.Г. Здравомыслову полушутливое определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк»

Содержание работы

ВВДЕНИЕ..................................................................................................3
Контент-анализ как исследовательский метод ...............................5
Анализ документов: общие положения….…...................................5
История контент-анализа как метода исследования и сфера его применения…………………………………………………………...6
2. Методологическая структура контент-анализа..............................8
2.1. Процедура контент-анализа..........................................................9
2.2. Исследовательские инструменты метода.....................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..16

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.30 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Самарская государственная  сельскохозяйственная академия

 

Институт  управленческих технологий и аграрного  рынка

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

Тема  контрольной работы:

 

Социологические методы в научном исследовании: контент-анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольную работу выполнил

Студент группы МЭ 2411

Дьякова Нина Юрьевна

 

Руководитель  работы:

к.и.н., доцент кафедры ГМУ

Колякова  Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВДЕНИЕ..................................................................................................3

  1. Контент-анализ как исследовательский метод ...............................5
    1. Анализ документов: общие положения….…...................................5
    2. История контент-анализа как метода исследования и сфера его применения…………………………………………………………...6

2. Методологическая структура контент-анализа..............................8

2.1. Процедура контент-анализа..........................................................9

2.2. Исследовательские инструменты метода.....................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основная  идея контент-анализа проста и интуитивно наглядна. При восприятии текста и  особенно больших текстовых потоков  мы достаточно хорошо ощущаем, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень, по крайней мере, отчасти поддается измерению: ее мерой служит то место, которое они занимают в общем объеме, или частота их встречаемости. Замысел контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать эти интуитивные ощущения, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются. При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение в тексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определенным образом интерпретируется исследователем – отсюда принадлежащее социологу А.Г. Здравомыслову полушутливое определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк»1.

Контент-анализ относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или  получателем информации, не зависит  от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. С  помощью этого метода исследователь  может сравнить содержание множества  текстов и анализировать его  с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Контент-анализ может документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли наши смутные ощущения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными. Он поставляет воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста.

Контент-анализ относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или  получателем информации, не зависит  от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. С  помощью этого метода исследователь  может сравнить содержание множества  текстов и анализировать его  с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Контент-анализ может документально, с помощью  объективных, количественных индикаторов  показать, являются ли наши смутные  ощущения, основанные на несистематическом  наблюдении, истинными. Он поставляет воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста2.

  1. Метод социологического исследования: контент-анализ

 

Каждая  наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы 13.

 

    1. Анализ документов: общие положения

 

Документ  — материальный объект, содержащий в зафиксированном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для научно-исследовательских и практических целей.

Documentum по-латыни означает «доказательство»; изучение совокупности документов (однородных или разнородных), их сопоставление воссоздает действительность, что и является задачей историка и социолога. В документе содержится свидетельство об объективной действительности, прочтение документа предполагает воссоздание последней, понимание способа записи, того, как текст соотносится с действительной ситуацией.

В последнее  время употребляется более мягкая формулировка, согласно которой документ — информация на материальном носителе, имеющая юридическую силу. Документы  могут быть изготовлены на традиционной бумажной основе и на технических  носителях (магнитных, лазерных дисках, в виде видеограмм и т.п.)24.

Анализ  документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.

 

    1. История контент-анализа как метода исследования,

сфера его применения

 

Самый первый упоминаемый в литературе опыт применения процедур, похожих на современный  контент-анализ, — это проведенный в Швеции в XVIII в. анализ сборника из 90 церковных гимнов, прошедших государственную цензуру и приобретших большую популярность, но обвиненных в несоответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового соответствия и определялось путем подсчета в текстах этих гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности запрещенными церковью текстами «моравских братьев»51.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с      30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б.Берелсоном. Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры.  
Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях. 
Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа16
Применявшийся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды, этот прием стал ныне сильным средством анализа всевозможных официальных и неофициальных документов. Контент-анализ применяют также в практике изучения писем, поступающих в различные организации и органы управления, в политологии, социальной психологии и педагогике, в криминологии, искусствоведении, этнографии и т. д. Крайне трудоемкие процедуры обработки данных контент-анализа существенно облегчаются компьютерными программами (они входят в комплект SPSS и имеются в виде специальных разработок). Благодаря расширяющемуся применению персональных компьютеров и введению в их память текстовой информации появилась возможность намного интенсивнее использовать контент-анализ ответов респондентов на открытые вопросы в анкетах. Политологические исследования широко используют эту технику при изучении политических документов, программ общественных движении, видеозаписей массовых собраний, съездов, митингов и т. п.72.

 

 

 

 

2. Методологическая структура контент-анализа

Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности  функционирования средств массовой информации); вспомогательного (при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документ могут выступить  объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило  задать однозначное правило для  надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости)81.

В настоящее время различается  четыре методологии контент-анализа:

    • грамматический (лингвистический) — по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка;
    • семантический (социологический) — по экспертным оценкам содержания;
    • документалистический (кибернетический) — по параметрам языка, текста и документа как сообщения (компактность, информационная плотность, физический и информационный объемы, информационная емкость и информативность);
    • цитационный — анализ библиографических ссылок в научной литературе.

2.1. Процедура  контент-анализа

 

Процедура контент-анализа включает в себя применение                   стандартных правил выделения в изучаемом тексте однотипных единиц анализа (счета, наблюдения) и подсчет частоты встречаемости этих единиц в       выборке (количество документов, подвергаемых непосредственному счету) как в абсолютных (число раз), так и в относительных (проценты) величинах. Обязательный момент в такой процедуре — использование математико-статистических методов счета.

Связь между  категориями устанавливают методом совместной встречаемости слов различных категорий: для каждого предложения текста выясняют, слова каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который выражает силу связи между категориями и знак этой связи.

Контент-анализ текстов с использованием категорий  иногда называют концептуальным анализом. Сфера его применения довольно широка. С его помощью решают два основных типа задач:

1. Есть  два или более текстов, которые  необходимо сравнить в отношении  нагрузки на определенные категории.  Например, задача выяснить, какое  внимание уделяют две разные  газеты определенным темам. Если  эти газеты рассчитаны на одну  аудиторию, то существенное различие  в частотах позволит судить  о различиях в политике, проводимой  людьми, стоящими за ними.

2. Задача  отслеживания динамики изменения  нагрузки на определенные категории.  Например, выяснить частоту упоминания  темы внешнего долга России  в фиксированном наборе центральных  газет на протяжении какого-то  времени и соотнести ее с  колебаниями курса доллара путем  простого корреляционного анализа19.

 

 

2.2. Исследовательские инструменты метода

 

Проведение  контент-анализа требует предварительной  разработки ряда исследовательских инструментов. Разные специалисты и источники называют неодинаковое число таких документов. По мнению С.И. Григорьева и           Ю.Е. Растова, их должно быть пять:

 1) классификатор контент-анализа;

2) протокол  итогов анализа (он еще называется  — бланк контент-анализа);

3) регистрационная  карточка (кодировальная матрица);

4)инструкция  исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;

5) каталог  (список) проанализированных документов.

 Классификатором контент-анализа авторы называют общую таблицу, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицу. Ее основное предназначение — предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор уподобляется социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа — ответов, и считается основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание других документов.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны контент-анализа, а исходя из желания на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе (так удобнее сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов).

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующих единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех pегистрационных карточек, относящихся к этому документу.

По другим источникам, главными среди методических документов  контент-анализа являются кодировочная карточка (кодификатор, код, бланк кодировки) и инструкция кодировщику.

Информация о работе Социологические методы в научном исследовании: контент-анализ