Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:11, контрольная работа
При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение в тексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определенным образом интерпретируется исследователем – отсюда принадлежащее социологу А.Г. Здравомыслову полушутливое определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк»
ВВДЕНИЕ..................................................................................................3
Контент-анализ как исследовательский метод ...............................5
Анализ документов: общие положения….…...................................5
История контент-анализа как метода исследования и сфера его применения…………………………………………………………...6
2. Методологическая структура контент-анализа..............................8
2.1. Процедура контент-анализа..........................................................9
2.2. Исследовательские инструменты метода.....................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..16
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Самарская государственная сельскохозяйственная академия
Институт управленческих технологий и аграрного рынка
Кафедра государственного и муниципального управления
Тема контрольной работы:
Социологические методы в научном исследовании: контент-анализ
Контрольную работу выполнил
Студент группы МЭ 2411
Дьякова Нина Юрьевна
Руководитель работы:
к.и.н., доцент кафедры ГМУ
Колякова Ирина Владимировна
Самара 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВДЕНИЕ.......................
2. Методологическая структура контент-анализа...............
2.1. Процедура контент-анализа...............
2.2. Исследовательские
инструменты метода........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Основная идея контент-анализа проста и интуитивно наглядна. При восприятии текста и особенно больших текстовых потоков мы достаточно хорошо ощущаем, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень, по крайней мере, отчасти поддается измерению: ее мерой служит то место, которое они занимают в общем объеме, или частота их встречаемости. Замысел контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать эти интуитивные ощущения, сделать их наглядными и проверяемыми и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются. При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет не просто упорядочить свои ощущения и сделать свои выводы более обоснованными, но даже узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, ибо, скажем, настойчивое повторение в тексте каких-то тем или употребление каких-то характерных формальных элементов или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживает и определенным образом интерпретируется исследователем – отсюда принадлежащее социологу А.Г. Здравомыслову полушутливое определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк»1.
Контент-анализ относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или получателем информации, не зависит от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. С помощью этого метода исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Контент-анализ может документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли наши смутные ощущения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными. Он поставляет воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста.
Контент-анализ относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или получателем информации, не зависит от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. С помощью этого метода исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Контент-анализ может документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли наши смутные ощущения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными. Он поставляет воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста2.
Каждая
наука располагает своим
Документ — материальный объект, содержащий в зафиксированном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для научно-исследовательских и практических целей.
Documentum по-латыни означает «доказательство»; изучение совокупности документов (однородных или разнородных), их сопоставление воссоздает действительность, что и является задачей историка и социолога. В документе содержится свидетельство об объективной действительности, прочтение документа предполагает воссоздание последней, понимание способа записи, того, как текст соотносится с действительной ситуацией.
В последнее
время употребляется более
Анализ документов — метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях. Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны. Изучение по текстам одного и того же явления на протяжении многих лет позволяет установить тенденции и динамику его развития.
сфера его применения
Самый первый упоминаемый в литературе опыт применения процедур, похожих на современный контент-анализ, — это проведенный в Швеции в XVIII в. анализ сборника из 90 церковных гимнов, прошедших государственную цензуру и приобретших большую популярность, но обвиненных в несоответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового соответствия и определялось путем подсчета в текстах этих гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности запрещенными церковью текстами «моравских братьев»51.
Контент-анализ начал использоваться
в социальных науках начиная с
30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был
применен в журналистике и литературоведении.
Основные процедуры контент-анализа были
разработаны американскими социологами
X. Лассуэллом и Б.Берелсоном. Г. Лассуэлл
его использовал в конце 1930-х годов для
исследований в сфере политики и пропаганды.
Лассуэл модернизировал контент-анализ,
ввел новые категории и процедуры.
Во время второй мировой войны контент-анализ
применялся некоторыми государственными
учреждениями США и Англии для изучения
эффективности пропаганды в разных странах,
а также в разведывательных целях.
Накопленный опыт контент-аналитических
исследований был подытожен в книге Б.
Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных
исследованиях» (начало 50-х гг). Автором
был определен сам метод контент-анализа,
а также разные его виды, критерии и единицы
для количественного исследования. Книга
Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным
описанием, дающим понимание основных
положений контент-анализа16.
Применявшийся вначале для изучения эффективности
массовой пропаганды, этот прием стал
ныне сильным средством анализа всевозможных
официальных и неофициальных документов.
Контент-анализ применяют также в практике
изучения писем, поступающих в различные
организации и органы управления, в политологии,
социальной психологии и педагогике, в
криминологии, искусствоведении, этнографии
и т. д. Крайне трудоемкие процедуры обработки
данных контент-анализа существенно облегчаются
компьютерными программами (они входят
в комплект SPSS и имеются в виде специальных
разработок). Благодаря расширяющемуся
применению персональных компьютеров
и введению в их память текстовой информации
появилась возможность намного интенсивнее
использовать контент-анализ ответов
респондентов на открытые вопросы в анкетах.
Политологические исследования широко
используют эту технику при изучении политических
документов, программ общественных движении,
видеозаписей массовых собраний, съездов,
митингов и т. п.72.
2. Методологическая структура контент-анализа
Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного (при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документ могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости)81.
В настоящее время различается четыре методологии контент-анализа:
2.1. Процедура контент-анализа
Процедура контент-анализа включает в себя применение стандартных правил выделения в изучаемом тексте однотипных единиц анализа (счета, наблюдения) и подсчет частоты встречаемости этих единиц в выборке (количество документов, подвергаемых непосредственному счету) как в абсолютных (число раз), так и в относительных (проценты) величинах. Обязательный момент в такой процедуре — использование математико-статистических методов счета.
Связь между
категориями устанавливают мето
Контент-анализ текстов с использованием категорий иногда называют концептуальным анализом. Сфера его применения довольно широка. С его помощью решают два основных типа задач:
1. Есть
два или более текстов,
2. Задача
отслеживания динамики
2.2. Исследовательские инструменты метода
Проведение
контент-анализа требует
1) классификатор контент-анализа;
2) протокол
итогов анализа (он еще
3) регистрационная карточка (кодировальная матрица);
4)инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;
5) каталог (список) проанализированных документов.
Классификатором контент-анализа авторы называют общую таблицу, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицу. Ее основное предназначение — предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор уподобляется социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа — ответов, и считается основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание других документов.
Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны контент-анализа, а исходя из желания на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе (так удобнее сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов).
Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующих единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех pегистрационных карточек, относящихся к этому документу.
По другим источникам, главными среди методических документов контент-анализа являются кодировочная карточка (кодификатор, код, бланк кодировки) и инструкция кодировщику.
Информация о работе Социологические методы в научном исследовании: контент-анализ