Социологические взгляды Эмиля Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — «социальный реализм»).

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного  контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают  жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств  в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

«Самоубийство», в отличие  от всех других работ автора, зиждилась  на анализе конкретного статистического  материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также  фрейдомарксист Эрих Фромм.

 

Анализ религии

 

Дюркгейм считал религию  общественным явлением. Он считал, что  религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый не был верующим.

В своем исследовании «Элементарные формы религиозной  жизни» (1912), написанном во многом под  влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита, Дюркгейм отказывался считать религию  простым продуктом заблуждения  человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность.

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту  или Спенсеру, современные социологи  дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Социологические взгляды Эмиля Дюркгейма