Социологический анализ молодежных движений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:06, реферат

Описание работы

Органической частью современного общества является молодежь. Она исполняет незаменимую функцию, которая не может быть выполнена никакими другими социальными группами. Молодежь ответственна за развитие и сохранение и своей страны, за преемственность ее культуры и истории, воспроизводство последующих поколений и жизнь старших, в целом за выживание народов как культурно-исторических общностей.

Файлы: 1 файл

Андрейченко Н.И. Соц. анализ молодежных движений..doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Социологический анализ молодежных движений

 

Андрейченко Н.И.

студентка 2 курса СГА

Научный руководитель-

  кандидат социологических наук

  Латыш Л.Б. 

 

Целью нашей  работы является проанализировать молодежные движения, как данные движения влияют на общество и страну в целом.

 Органической частью современного общества является молодежь. Она исполняет незаменимую функцию, которая не может быть выполнена никакими другими социальными группами. Молодежь ответственна за развитие и сохранение и своей страны, за преемственность ее культуры  и истории, воспроизводство последующих поколений и жизнь старших, в целом за выживание народов как культурно-исторических общностей.

Реализация  любой концепции развития страны будет зависеть от того, как она  воспринимается и оценивается молодым поколением, насколько соответствует образу мыслей и жизни молодых людей.

Таким образом, формирование жизнеспособного подрастающего  молодого поколения становится одной  из главных стратегических задач  развития России. В этом смысле, молодежь – объект национально государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.[1] Из этого следует, что одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации является государственная молодежная политика.

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и  возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.[2]

Важную роль в реализации государственной молодежной политики играет деятельность молодежных движений, т.к. при их участии формируется и реализуется молодежная политика. Одним из направлений молодежной политики является создание правовых, экономических и организационных условий. Это является гарантией для развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Тема молодежных движений является актуальной и в наше время, т.к. от деятельности молодежных движений зависит реализация государственной молодежной политики, а, следовательно, и формирование жизнеспособного молодого поколения.

Молодежное  движение - это общественное движение, не имеющее строгой организационной структуры, но возглавляемое молодежным лидером, проходящее в своем развитии несколько стадий, а также коллективная деятельность молодежи, преследующая социальные, политические и другие общественно значимые цели. Молодежное движение является одним из видов общественного движения. Общественное движение можно обозначить как совместную деятельность граждан, преследующих общие социально значимые цели, не имеющих чёткой организационной структуры и фиксированного членства.

Молодежные  движения можно классифицировать по различным критериям. Например по принадлежности к политическим партиям. В таком случае следует выделить партийные и внепартийные движения.

Следующим критерием, по которому можно классифицировать молодежные движения, является сфера деятельности движений: политические; правозащитные; религиозные; патриотические; и т.д.

 Так же существуют формальные и неформальные движения. [6]

Формальные молодежные движения - это зарегистрированные структуры с зафиксированными целями, возглавляемые лидером. В таких движениях более безличные отношения между участниками. Формальная (официальная) сфера отношений призвана помочь подростку или юноше получить среднее образование,  выбрать профессию и овладеть  ею, подготовиться к трудовой жизни.  Она представляет собой лишь один слой жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи.

Неформальные молодежные движения - это официально незарегистрированная группа людей, которая возникла, по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо социально значимой цели молодыми людьми с общими интересами и потребностями. Неформальным движением также должен руководить неформальный лидер. Такие объединения возникают из-за дефицита общения и низкого уровня работы формальных объединений.

В предподростковый и в  подростковый периоды в жизнь  молодежи входят неформальные группы сверстников с их спецификой “субкультур”, групповыми ценностями, жестко регламентированным лидерством.

Именно неформальные группы служат тем психологическим “убежищем”, которого недостает ребенку в семье. Особенно актуальна эта проблема в условиях города, где социальный контроль почти не участвует в воспитании молодежи, хотя общественное мнение могло бы быть сегодня одним из эффективных средств социализации, в том числе и помощи семье.

В. Лисовский (ЛГУ)1 делит неформальные объединения молодежи на две подсистемы: просоциальную и асоциальную. Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга (“досугового потребителя”), в сферах политики, экологии, техники и т.п.

Независимо от сферы приложения сил представители первой подсистемы – это социально позитивные группы и общественные формирования несовершеннолетних и молодежи.

Асоциальный (или антисоциальный) тип объединений характеризуется  размытостью моральных норм, криминальными ценностями и установками. В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулиганствующие “гопники”, наркоманы, профашистские сообщества и т.п.

  Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же, как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы» [3]. Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, т.к. подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Социологами был проведен опрос среди старшеклассников, которые вступили в неформальные группы.

Причинами их вступления в группы оказались: 

  • Попытка выделиться из общества – 68%
  • Стремление соответствовать моде – 12%
  • Одиночество – 10%
  • В связи с семейными проблемами – 1%
  • Прочие

Среди прочих причин старшеклассниками были названы: стремление к защищенности; обособленность; подражание; группирование; свобода; эмоциональная насыщенность общения; стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Малочисленную по составу социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения, называют малой группой. Малая группа — непосредственное социальное окружение индивида

Неформальная  группа — вид малой группы, возникающий в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Эту группу называют также “психологической” или “группой по интересам”, так как в основе ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация.

Систему ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющую собой самостоятельное  целостное образование в рамках доминирующей культуры, называют субкультурой.

Субкультура — часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.[4]

Различают субкультуры, которые формируются на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Известным примером являются молодёжные субкультуры.

Социальная  значимость - главный стимул деятельности людей как социальных существ. Она означает способность оказывать воздействие на ход событий в обществе. Любая деятельность, так или иначе влияющая на развитие общества, является социально значимой.[5]

То есть социально  значимая деятельность молодежных движений - это деятельность молодежных движений, направленная на изменение хода событий  в общественной жизни. Можно сказать, функции молодежных движений, напрямую связанные с развитием общества.

Молодежные  движения являются в первую очередь  объектом и субъектом государственной  молодежной политики. Они способствуют формированию здорового жизнеспособного молодого поколения, а значит и будущего общества.

Как известно, молодежное движение, как и любое другое общественное движение, не возникает, когда не существует какой-либо социальной проблемы. То есть сначала возникает проблема - кризисный  момент в жизни общества, обозначающий потребность в создании движения как средства решения этой проблемы. Причем проблема может затрагивать не только интересы молодежи.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что молодежные движения не только направлены на решение общественных проблем, но также являются своеобразным индикатором, выявляющим эти проблемы, слабые места в общественном развитии.

Список литературы:

  1. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации.
  2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.
  3. Жуховицкий Л.А. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9
  4. Рабочий учебник/ Разработано В.С. Карповым, канд. ист. наук / Общая социология/Области  социологии и специальные социологические теории /Москва, 2002
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2000.
  6. Панарин, И.А. Имидж молодежных объединений России / И.А. Панарин // Режим доступа к изд.: http://www.statebrand.ru/upload/files/doc_1236588331.doc. - Систем. требования; IBM PC.

1 Владимир Тимофеевич Лисовский (5 июля 1929 — 6 мая 2002) — советский и российский социолог, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), директор Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований СПбГУ. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1998). Область научных интересов — социология молодёжи и культуры.


Информация о работе Социологический анализ молодежных движений