Соответственно и среди функций
семьи на первый план выдвигаются сексуальная,
социально-психологическая, культурная,
а репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая
отходят на второй план.
Согласно последнему прогнозу,
выполненному Госкомстатом России по
среднему его варианту, численность населения
к началу 2016 г. сократится на 10 млн. человек
и составит 134,4 млн., по пессимистическому
варианту на 19 млн. (125,7 млн.). Для того чтобы
семья как социальный институт выполняла
в полной мере свои социальные функции
в условиях развития частной собственности,
приведшей к деформированному расслоению
общества, роль государства в патронаже
и материальной поддержке семьи значительно
возрастает. Тем более что, согласно Конституции
РФ (ст. 7), Российская Федерация – социальное
государство, политика которого должна
быть направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и развитие
человека23.
В последнее время заметное
распространение получили так называемые
внебрачные семьи (фактические браки,
материнские семьи).
За последние два года количество официально
зарегистрированных браков заметно увеличилось.
Но и число разводов продолжает стремительно
расти.
По результатам социологических опросов
в России, проводившихся в 2011 году, оказалось,
что инициаторами разводов чаще выступает
женская половина. Среди причин, которые
побудили разорвать брак, были названы
следующие: несходство характеров и разные
взгляды — 33,4%. Пьянство, алкоголизм или
употребление психотропных веществ как
основные причины развода обозначили
13,5% женщин; измену — 8%; наличие другой
семьи — 7%; безответственность по отношению
к семье, неготовность к семейной жизни
— 6,5%24.
Очень популярен среди молодежи в настоящее
время ни к чему не обязывающий, так называемый
«гражданский брак».
Если говорить о проблемах брака
в современной России, то тут надо отметить
падение статуса семьи как социального
института. Также был увеличен престиж
холостяцкой жизни и малодетность семьи.
Растущее число разводов связано с супружескими
изменами, проблемы ведения домашнего
хозяйства, несовместимость в психологическом
плане.
Начала страдать репродуктивная
функция семьи. Происходило сокращение
рождаемости, которая уменьшилась вдвое.
В связи с проблемами, находящими
место в брачно-семейных отношениях, необходимо
применение государственной семейно политики.
Государству необходимо занять
более активную позицию по отношению к
этому социальному институту. Семейная
политика является частью социальной
политики. В наше время, семья не является
приоритетом в государственной социальной
политике, но, в последнее время, отношение
государства к семье стало меняться в
лучшую сторону.
Так, в послании президента
России Федеральному Собранию Российской
Федерации было предложено материальное
стимулирование деторождаемости.
Проблемы и перспективы развития
отношения государства к проблемам современной семьи
Преодоление демографической
катастрофы и обеспечение демографической
безопасности России невозможно без верного
определения демографической проблемы,
другими словами реальных причин «сверхсмертности»
и сверхнизкой рождаемости и оснований
для демографических перспектив страны.
Нужно отталкиваться от того, что естественные
модели воспроизводства не работают в
абсолютно новой ситуации, которая сформировалась
после эпохи индустриализации и слома
традиционных моделей обустройства жизни.
Устойчивое воспроизводство в дальнейшем
возможно исключительно в системе специально
организуемого долгосрочного и полномасштабного
цивилизационного развития25.
В связи с этим нужно специально
выделить то, что в данное время является
результатом неэффективного управления
и не представляет собой проблемы и, соответственно,
требует скорейших действий: принятие
очевидных и решительных мер по уменьшению
сверхсмертности, формирование общих
нормальных условий для семей, которые
желают иметь детей, принятие федеральных
законов прямого действия, включая поправки
к ныне действующим законам.
В данное время в России существуют
две оппозиционные друг другу по демографическому
вопросу «партии». К сожалению, ни одна
из них не может выйти на постановку демографической
проблемы.
Депопуляция России отображает
мировоззренческий и цивилизационный
«дефолт» привычных либо стихийно формирующихся
моделей организации жизни населения
как в России, так и в тех регионах мира,
где имеется демографический кризис либо
некоторые его составляющие26.
Верным образом поставить демографическую
проблему, возможно только в том случае,
если осуществлять систематический анализ
аспектов, которые затрагивают глубинные
механизмы и причины демографической
катастрофы и которые, в основном, не попадают
в центр внимания при обсуждении демографических
тем.
Демографическую проблему,
в общем, возможно сформулировать так:
инерционное сохранение привычных для
населения и руководства страны моделей,
укладов и принципов жизни уже со второй
половины прошлого века напрямую ведет
к вымиранию населения России; необходимо
проектирование и введение принципиально
новых механизмов общественного воспроизводства
и развития в рамках планирования масштабного
цивилизационного сдвига.
Обращаясь к вопросу о перспективах
реализации демографической и семейной
политики в России, необходимо отметить,
что она может быть эффективной только
при соблюдении некоторых важнейших принципов
и условий. К их числу необходимо отнести:
реализацию системного подхода к формированию
единого комплекса мер государственной
поддержки семьи и стимулирования рождаемости,
включая правовые, экономические, социальные,
духовно-нравственные механизмы воздействия
на репродуктивное поведение семей и социально-демографические
процессы; согласованные программы
демографической и семейной политики
должны действовать на федеральном, региональном
и местном уровнях: наличие современного
научно-методологического обеспечения
работ по формированию и реализации программ
демографической и семейной политики;
стабильное финансирование государственной
демографической и семейной политики;
осуществление мониторинга хода реализации
демографической и семейной политики27.
Предпринимаемые государством
меры по поддержке семьи в России ориентированы
на решение наиболее острых проблем семьи.
Повышены пособия многодетным семьям,
установлен порядок начисления материнского
капитала, Трудовым кодексом РФ предусмотрены
меры по защите интересов беременных женщин
и работающих матерей, оказывается поддержка
молодым семьям при решении жилищной проблемы,
созданы специальные службы по оказанию
социальной помощи семьям.
Институт семьи представляет
одну из подсистем современного общества.
В любой системе между ее структурными
элементами существуют прямые и обратные
связи. Также в общественной системе происходит
постоянное взаимодействие между семьями
и субъектами экономической деятельности,
между семьями и органами власти, между
семьями и учреждениями социально-культурной
сферы и т.д.
Закономерностям развития одной
подсистемы соответствуют адекватные
тенденции развития других подсистем,
хотя скорость и глубина реакции на сдвиги
в состоянии других подсистем могут сильно
варьировать в зависимости от природы
каждой подсистемы. Если в 90-е гг. обвал
экономики стимулировал возникновение
затяжного демографического кризиса,
то на современном этапе подъем экономики
страны и стабилизация социальных отношений
в сочетании с разумной семейной политикой
могут постепенно восстановить качественное
функционирование института семьи и более
успешное выполнение семьей ее общественно
значимых функций.
В научных кругах нет единого
мнения о степени управляемости процессов
естественного движения населения. Нам
представляются ошибочными обе крайние
позиции в этом вопросе необоснованными
являются как представления о возможности
с помощью мер демографической политики
достичь желаемого уровня воспроизводства
населения, так и полное отрицание корректирующего
влияния мер семейной политики на демографические
установки и репродуктивное поведение
семей.
В перспективе, необходимо ожидать
некоторых положительных сдвигов в демографической
ситуации. Этому будут способствовать
общее стабильное повышение уровня и качества
жизни населения, а также специальные
меры, предусмотренные утвержденной В.В.
Путиным концепцией демографической политики
страны на период до 2025 г.
Приоритетными задачами по
реализации семейной политики являются:
создание условий для роста уровня и качества
жизни семей, воспитание потребности в
сбережении собственного здоровья, повышение
мотивации к рождению и воспитанию детей,
расширение сети дошкольных учреждений,
создание предпосылок к снижению материнской
и младенческой смертности, реализация
эффективной миграционной политики.
Основной особенностью системы
государственных мер поддержки семьи,
предусматриваемых на федеральном и региональном
уровнях, является их комплексный характер.
Благодаря этому воздействие будет оказываться
на весь комплекс внешних и внутренних
факторов, влияющих на реализацию репродуктивной
функции семьи и сбережение здоровья ее
членов. В различных формах осуществляется
анализ хода реализации семейной политики.
В частности, Минздравсоцразвития ежегодно
проводит изучение материалов государственного
статистического наблюдения по форме
№ 2-УСОН «Сведения о лицах, обратившихся
в учреждения социального обслуживания
семьи и детей»28.
Вместе с тем, провозглашаемые
меры демографической и семейной политики
могут быть полноценно реализованы лишь
при условии тщательной проработки конкретных
механизмов и инструментов для воплощения
в жизнь каждой из предложенных мер.
Общеизвестно, что рождение
и воспитание детей не только радикально
меняет бюджет времени членов семей, но
и привносит риск снижения размера среднедушевого
дохода семьи. В связи с этим экономическая
составляющая семейной политики должна
быть направлена на компенсацию снижения
уровня жизни семьи, обусловленного выполнением
ею репродуктивной функции.
Основным субъектом, способным
обеспечить такую компенсацию, является
государство, которое принимает соответствующие
нормативно-правовые акты, выделяет необходимые
бюджетные средства через перераспределение
национального дохода и осуществляет
их передачу «конечным потребителям»
семьям с детьми через органы социальной
защиты населения. Эти меры государственной
поддержки детства и материнства могут
быть дополнены усилиями таких субъектов,
как профсоюзы (по месту работы родителей),
общественные и политические организации,
коммерческие организации (в форме благотворительности)
и др.
Заключение
Семья является первичной социальной
группой, которая может быть основана
как на браке, так и на социальном родстве,
или как на браке и социальном родстве
одновременно.
Для социологии основной
интерес представляет роль семьи и семейной
структуры в воспроизводстве населения,
поэтому на первый план выдвигается ее
репродуктивная функция, которая рассматривается
в тесной связи с другими специальными
функциями семьи. Одновременно объектом
изучения выступает сам процесс образования
и развития семей – демографическое развитие
семьи. При этом рассматриваются изменения
в составе семьи, которые оказывают непосредственное
влияние на воспроизводство населения:
вступление в брак, рождение детей, развод
либо смерть кого-то из членов семьи, возникновения
молодой семьи.
Воздействие семьи на общественно
значимые процессы реализуется через
функции семьи, среди которых наиболее
важными являются:
• репродуктивная (рождение
детей, обеспечение непрерывности смены
поколений в семье и обществе);
• воспитательная (социализация
новых поколений, создание предпосылок
для последующего жизнеобеспечения и
функционирования индивида в различных
сферах общественной жизни);
• хозяйственно-потребительская
(создание и поддержание материальной
базы семьи;
• организация индивидуально-семейного
потребления с целью удовлетворения потребностей
членов семьи в пище, одежде, предметах
домашнего обихода и культурно-просветительного
назначения;
• наследование имущества следующими
поколениями в семье);
• статусная (установление структуры
власти, полномочий и ответственности
между членами семьи; формирование статуса
семьи и ее членов в окружающей социальной
среде – в территориальном сообществе,
в коллективах по месту работы и учебы
и др.);
• коммуникативная (организация
межличностного общения между членами
семьи и с внешним окружением, регулирование
характера и интенсивности этих видов
общения);
• социально-поддерживающая
(материальная и психологическая поддержка
несовершеннолетних, престарелых, больных
членов семьи).
Состояние семьи напрямую зависит
от изменений, происходящих в обществе.
Семья – важная и одновременно
сложная социальная клетка общества. Она
необходимый элемент его нормального
развития, обеспечивающий прирост населения,
физическое и духовное воспитание молодого
поколения, удовлетворение естественных
потребностей человека в любви и общении.
Семья – большое благо и радость для человека,
но вместе с тем она требует от него немалых
усилий и порождает большое число повседневных
житейских забот, в том числе материального
характера.
Тип семьи, который характерен
для России в данное время это – нуклеарная
семья, которой уступила место расширенная.
Последствиями этих изменений стало ослабление
связей как родственных, так и экономических.
Семья стала более замкнутой. В современном
обществе семья основана на демократических
ценностях и на равенстве мужчины и женщины.
По количеству детей, преобладает малодетный
тип семьи с одним или двумя детьми. Также
появилось много бездетных семей. В настоящее
же время в связи с установлением различных
программ «материнский капитал», «молодая
семья», рождаемость в России резко возросла
Преодоление демографической
катастрофы и обеспечение демографической
безопасности России невозможно без верного
определения демографической проблемы,
другими словами реальных причин «сверхсмертности»
и сверхнизкой рождаемости и оснований
для демографических перспектив страны.
Нужно отталкиваться от того, что естественные
модели воспроизводства не работают в
абсолютно новой ситуации, которая сформировалась
после эпохи индустриализации и слома
традиционных моделей обустройства жизни.
Устойчивое воспроизводство в дальнейшем
возможно исключительно в системе специально
организуемого долгосрочного и полномасштабного
цивилизационного развития.
В связи с этим нужно специально
выделить то, что в данное время является
результатом неэффективного управления
и не представляет собой проблемы и, соответственно,
требует скорейших действий: принятие
очевидных и решительных мер по уменьшению
сверхсмертности, формирование общих
нормальных условий для семей, которые
желают иметь детей, принятие федеральных
законов прямого действия, включая поправки
к ныне действующим законам.