Социологический подход к анализу белорусскому рынку труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 02:40, реферат

Описание работы

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы. Главными элементами этого механизма являются совокупный спрос и совокупное предложение. В сфере рынка труда не только переплетаются интересы работника и работодателя, но и отражаются все социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка труда, зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно - уровень и структура занятости, безработица. Существует различие между региональными рынками труда и рынком труда г. Минска. В результате того, что управление в течение десятилетий было приспособлено к требованиям командно-административной системы, регионы Республики Беларусь находятся в экономической и политической зависимости от центральных органов власти.

Содержание работы

Введение
Подходы к анализу рынка труда
Развитие белорусского рынка труда
Характеристика текущего рынка труда в регионах
Литература

Файлы: 1 файл

Социологический подход к анализу белорусскому рынку труда.docx

— 38.77 Кб (Скачать файл)

Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Тенденции изменения численности  данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и уходом посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1991 - 1992 гг. наблю- дался рост трудоспособного населения, в 1993 - 1995 гг. - сокращение, в 1996 г. численность вновь возросла и далее стабилизировалась на уровне 95%.

Важнейшей составной частью трудовых ресурсов являются работающие лица старших возрастов, доля которых  в 2000 г. составляла в республике 4,9%, в 2001 г. - 4,8%, в 2003 г. - 4,3%, в 2005 г. - 4,3%, в 2009 г. - 4,8%. Стабильный удельный вес данной категории населения свидетельствует  о наличии спроса, с одной стороны, на специалистов высокой квалификации, опыт которых имеет непреходящее значение для обучения более молодых кадров, а с другой стороны - на вакансии рутинного труда, на которые молодежь идет неохотно. Стабильность этой части трудовых ресурсов обусловливается относительно благоприятным состоянием экономики и проводимой государством социально ориентированной политикой в отношении социально уязвимых групп населения.

Формирование переходного, смешанного рынка труда в Республике Беларусь включает в себя как старые, так и новые социальные механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, профессиональном обучении, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных.

В общем объеме трудовых ресурсов статистикой не учитываются 690,2 тыс. чел., что составляет 11,1% от трудовых ресурсов. К этой группе принято относить незарегистрированных безработных, наряду с трудовыми мигрантами, лицами, ведущими домохозяйство и прочими (по оценкам экономистов, трудовые мигранты составляют примерно 300 тыс. чел.). Исходя из опыта республиканского социологического мониторинга, ежегодно проводимого Институтом социологии НАН Беларуси с 2002 по 2009 г., доля лиц, ведущих домохозяйство, составляет примерно 1% от трудовых ресурсов, т.е. 70 тыс. человек в 2009 г.

Исходя из этих расчетов, в 2009 г. количество незарегистрированных безработных в республике составило 250,2 тыс. (4% от трудовых). Аналогичные расчеты, сделанные по областям, позволяют отразить общую картину уровня регистрируемой (0,9%), нерегистрируемой (5,4%) и общей (6,3%) безработицы по регионам и республике в целом.

Статистический анализ уровня и структуры занятости населения  показывает, что основные группировки, составляющие структуру занятости, - это работники в трудоспособном возрасте (95,2%) и работающие пенсионеры (4,8%). Коэффициент занятости по республике составляет 74,2% . До 90% от общего числа занятых – это работники по найму, и 95% из них имеют постоянную работу.

Характерна для республики проблема неэффективной занятости  населения. Для сферы занятости  типичен высокий уровень вовлеченности  трудовых ресурсов с низким эффектом фактического их использования и  потерями рабочего времени. Уровень  скрытой безработицы в форме  вынужденной неполной занятости  составлял, по оценкам специалистов, в 2000 г. 10% от среднесписочной численности  работников, в 2002 г. - 14,1%, в 2007г. - 3,4% работников. В 2007 г. из общего объема потерь рабочего времени по причине вынужденной  неполной занятости 76% приходилось  на промышленность. Сегодня около 9% работников данной отрасли либо не востребованы производством, либо работают в сокращенном режиме, что оборачивается  нерациональным использованием рабочей  силы. Особенно высок уровень вынужденной  неполной занятости в легкой промышленности - 27% и машиностроении - 22% от среднесписочной  численности работников.

К главным причинам, препятствующим высвобождению избыточной рабочей  силы, относятся социальная ответственность  руководства, нежелание создавать  напряженность в коллективе; высокие  финансовые и организационные издержки, сопряженные с высвобождением излишних работников; стремление сохранить статус предприятия; технологические ограничения  и др.

Анализ структуры незанятого населения республики, составляющего 25,8% от трудовых ресурсов, показывает, что основные группировки, учитываемые  государственной статистикой - это учащиеся и студенты, женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста , лица, получающие пособие по инвалидности, зарегистрированные безработные, лица, содержащиеся в местах лишения свободы и следственных изоляторах. Незарегистрированные безработные, трудовые мигранты, лица, ведущие домохозяйство и прочие представляют собой незанятое население, не учитываемое государственной статистикой.

Сравнительный анализ незанятости  в разных регионах РБ показывает, что доля лиц, не учитываемых статистикой, составляет в Брестской области - 14,9%, Витебской - 14,5%, Гомельской - 13,3%, Гродненской - 11,8%, Минской - 12%, Могилевской - 13,9%, Минске - 2,7% от трудовых ресурсов каждого из регионов. Они составляют неофициальную часть открытого рынка труда регионов. Определенная часть выезжает на работу в страны ближнего зарубежья без оформления трудовых отношений (по оценкам экономистов, до 300 тыс. человек).

Характеристика  текущего рынка труда в регионах

Анализ регистрируемой безработицы. Текущий рынок труда охватывает, в его официальной части, зарегистрированных в государственной службе занятости безработных, в неофициальной части - безработных, не прошедших такой регистрации. В рамках официальной части текущего рынка региональные рынки труда схожи между собой, кроме рынка труда Минска. Не наблюдается больших различий по таким характеристикам, как пол, возраст, уровень образования. Данное сходство во многом обусловлено тем, что региональные рынки труда на 60% состоят из рынков труда малых городов (к крупным городам в республике относится не более 20%). Малые города и городские поселения, с численностью населения не более 20 тыс. человек, составляют до 80% всех поселений. К моногородам, по критерию занятости не менее 25% трудовых ресурсов города на одном предприятии, можно отнести, по оценкам экономистов, 21% малых городов Беларуси.

К моноструктурным населенным пунктам, имеющим одно-два градообразующих предприятия, можно отнести около 40% малых городов и городских поселений Беларуси. Градообразующее предприятие играет определяющую роль на рынке труда малого города: оно обеспечивает занятостью подавляющую часть трудовых ресурсов города; диктует перечень профессий и специальностей; формирует городской бюджет и содержит социальную инфраструктуру города. Ухудшение производственно-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия на рынке труда малого города ведет к возникновению критической ситуации для всего городского населения. Состояние текущего рынка труда моногорода определяется динамикой как минимум трех его секторов: открытого рынка труда; скрытого рынка труда и внутреннего рынка труда градообразующего предприятия.

В целом, можно отметить, что официальная часть текущего рынка в регионах представлена в  основном внешним вторичным рынком труда, с преобладанием молодежной и женской безработицы. Для внешнего вторичного рынка труда характерны: стабильно высокий удельный вес женщин (2/3); высокий удельный вес лиц с общим средним и общим базовым образованием (1/2); низкий уровень пособия по безработице (10% от среднемесячной заработной платы). Для внутреннего вторичного рынка труда характерны: высокий удельный вес вакансий физического труда средней и низкой квалификации (до 80% от всех вакансий); высокая доля рабочих мест и вакансий с низкой заработной платой (свыше 40%); высокая доля массовых рабочих профессий (до 80%).

Анализ структуры  общей безработицы. При анализе общей безработицы необходимо иметь в виду, что характерная для республики структурная безработица, возникшая в результате несоответствия структур спроса и предложения труда в профессионально-квалификационном или региональном аспектах, усугубляется циклической безработицей, связанной со снижением деловой активности и отражающей уменьшение объемов производства. В регионах Республики Беларусь показатели суммарной безработицы значительно выше, чем в Минске, при более слабом статистическом контроле ее нерегистрируемой части.

Анализ данного феномена показывает, что соотношение учитываемого и не учитываемого статистикой населения  во многом зависит от числа учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся  с отрывом от производства. Если в столице доля учащихся и студентов  составляет 14,6% от трудовых ресурсов, то в областях она колеблется от 5,7% в Минской и до 9,2% в Могилевской. Это вызывает ослабление статистического контроля незанятого населения. Получается, что вовлечение молодежи в продолжение профессионально-технического и среднего специального образования является пусть не единственным, но важным социальным механизмом уменьшения контингента незарегистрированных безработных и соответственно уровня нерегистрируемой безработицы.

Регистрируемая  безработица, находясь под управляющим воздействием государственной службы занятости, требует совершенно определенных мер регуляции. Это - включение индивидов в рынок труда через механизм трудоустройства и механизмы профессионального обучения и переобучения, включение социально уязвимых категорий населения в рынок труда через механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что же касается нерегистрируемой безработицы, то, выходя из-под контроля органов управления, она становится стихийным феноменом, чреватым усилением «теневой экономики» и других нежелательных явлений. Регулирование этого структурного компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных механизмов, формируемых усилиями службы занятости для вовлечения этой части безработных в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых механизмов, способствующих созданию экономических, социальных и правовых условий для развития самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса в Республике Беларусь.

Анализ занятости, незанятости  и безработицы в регионах и  республике в целом показывает, что  усилиями государственной службы занятости  населения аккумулируется информация лишь о динамике официальной части  текущего рынка труда. Согласно данной информации, регистрируемая безработица  в Брестском регионе составляет 1%, Витебском, Гомельском, Гродненском - по 1,1%, Минском - 0,8%, Могилевском - 1%, г. Минске - 0,4%, по республике в целом - 0,9% от экономически активного населения. Информация об остальной части безработных  остается вне пределов видимости  государственной службы занятости. Между тем необходимо оценивать  весь текущий рынок труда в  плане спроса и предложения рабочей  силы. Сложность проблемной ситуации состоит в том, что нерегистрируемая безработица перемещается в первичный  внешний рынок труда, представляет собой феномен самостоятельного трудоустройства  и осуществляется в обход государственной службы занятости.

Причины такого явления кроются  в самой практике регулирования  трудовой занятости в Беларуси. Для  представителей вторичного внешнего рынка  труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как, во-первых, это легализация их бездеятельности, во-вторых, статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот. Представителям первичного внешнего рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости по следующим причинам: малый размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается; организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд; служба занятости располагает информацией о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам; в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это во многом объясняет увеличение в структуре зарегистрированных безработных доли лиц именно с невостребованным высшим образованием.

Заключение

Итак, уровень и структура  общей безработицы являются результатом  политики трудовой занятости в государственном  масштабе, а не работы отдельно взятого  государственного ведомства (в данном случае, государственной службы занятости). Практика регулирования занятости  сводится к контролю регистрируемой безработицы (официальной части  текущего рынка труда), что приводит к расхождению между уровнями регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Административное снижение регистрируемой безработицы (на официальной  части текущего рынка труда) неизбежно  ведет к повышению нерегистрируемой безработицы на неофициальной части  текущего рынка труда. Характер регулирования  занятости, незанятости и безработицы  в Беларуси, затрагивающий только официальную часть текущего рынка  труда, способствует сохранению неэффективной  занятости и пока что недостаточно согласуется с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, обозначившей необходимость перехода к новой  экономике знаний как основе трансформационных  процессов в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. с. 7-13
  2. Соколова Г. И. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы. Минск: Белорус, наука, 2006. с. 45-85.
  3. Ванкевич Е. В., Морова А. П., Новикова И. В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси. Витебск, ВГТУ, 2004. с. 59.
  4. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 108.
  5. Государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т. Молевой. М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. с. 23.
  6. Трудовые ресурсы и занятость Республики Беларусь в 2009 году (по данным баланса трудовых ресурсов). Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2010. с. 6
  7. Ванкевич Е. В., Морова А. П., Новикова И. В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси. Витебск, ВГТУ, 2004. с. 96-98
  8. Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорусский экономический журнал. 2001. N 4. С. 91-99.

Информация о работе Социологический подход к анализу белорусскому рынку труда