Социологический подход к изучению правотворческого процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Под правотворческим процессом понимается государственная и общественная деятельность, направленная на образование, развитие и совершенствование правовых норм. Процесс правотворчества включает в себя две стадии. Первая стадия составляет как бы подготовительный этап разработки правового документа. В ходе ее осуществляется предварительное формирование законодательной воли, пока еще не порождающее правовых последствий. На второй стадии происходит превращение законопроекта в закон. С этого момента наступают правовые последствия этого нормативного акта, связанные с его общеобязательностью.

Файлы: 1 файл

социология правотворчества.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

Метод опроса в сфере социологии законодательства является традиционным и широко применяется. В основе его  лежит признание того факта, что  если законопроект устраивает общественное мнение, то это свидетельствует о  соответствии его реальным потребностям социальной практики. Справедливо считается, что если общественное мнение в ходе опроса склоняется к одобрению того или иного законопроекта, у последнего больше шансов стать эффективным. Преимущество опроса как метода исследования применительно  к социологии законодательства заключаются  в том, что он позволяет выяснить мнение по поводу конкретного законопроекта  различных социальных, половозрастных и этнических групп населения. Данные, полученные в результате опроса, могут  существенно повлиять на принятие тех  или иных законопроектов, разумеется, при условии, что законодатель примет их во внимание. Результаты игнорирования  общественного мнения часто бывают плачевными. Так, более 40% респондентов негативно оценили перспективы  принятия акта об амнистии, который, тем  не менее, в 1994 году был принят. Свое негативное отношение опрошенные мотивировали тем, что выход на свободу такого большого числа заключенных приведет к росту преступности. Эти опасения оправдались: после амнистии показатели преступности в российском обществе действительно возросли.

Как пишет Э.В. Тадевосян, "для  развития новой России овладение  хотя бы частью специалистов основами социологии права имеет большое  научное, практически-политическое и  воспитательное значение. Это связано прежде всего с тем, что страна переживает сложный и мучительный период перехода от тоталитарного бесправия к демократии и гуманизму, период формирования гражданского общества и правового государства/где право будет выступать не как средство, инструмент власти узкой группы лидеров, позволяющее подавлять личность и общество, маскировать и легитимизировать волю этих лидеров, а как незыблемая основа всей общественной жизни и государственной политики, воплощающей всеобщие права человека, идеалы демократии и гуманизма. В таких условиях изучение социологии права призвано внести весомый вклад в утверждение высокой правовой и политической культуры общества и государства"1.

Важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность. Эффективность  закона, согласно определению, приводимому  В.В. Лапаевой, это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике1. Иначе говоря, эффективность закона показывает, в какой степени его практическое применение приводит к реализации поставленных законодателем целей.

Эффективность закона определяется взаимодействием  трех следующих факторов. Во-первых, она зависит от содержания самого закона, от его соответствия реальной социально-политической и правовой ситуации в обществе. Надуманный по содержанию закон, не отражающий объективных  обстоятельств, реальных социальных потребностей, обречен оставаться мертворожденным, поскольку не сможет оказать никакого влияния на правовые отношения.

Вторым важным фактором эффективности  закона выступает общий уровень  правовой культуры граждан и их правосознания. Любая правовая норма более эффективна в том обществе, где подавляющее  большинство населения привыкло уважать закон и руководствоваться  им в своей практической жизни, знает  и правильно понимает свои собственные  права в их соотношении с обязанностями. С этой точки зрения серьезной  помехой для эффективного действия законов является феномен правового  нигилизма - неверия населения в  действенность и справедливость права как такового. В кризисные  периоды жизни любого общества, когда законодательная практика не поспевает за стремительными социальными переменами, действенность права неизбежно понижается, а уровень правового нигилизма, соответственно, возрастает.

Такова современная ситуация в  российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются "правовыми" в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение  населения зачастую нельзя назвать "законопослушным". Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их общей не информированностью о своих правах и обязанностях; не укомплектованностью юридического корпуса, недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом, проявляющимся в «войне законов», правовом лоббировании, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной системы.

Две социальные характеристики нашего общества являются наиболее негативными  в плане формирования демократической  правовой культуры, высокого правосознания  и нормативного правового поведения  граждан. Это, в первую очередь, глубокая политическая и экономическая нестабильность, которая делает всякие формальные установления "временными" по своей сути и  позволяет большинству социальных субъектов воспринимать их в довольно необязательном режиме. И, во вторую очередь, как неразрывное следствие нестабильности, - социальная напряженность, которая  представляет эмоционально возбужденный фон развивающейся противоправности в поведении не только массовых, но и административных, и даже правоприменительных  групп.

Во многом на эффективности права сказывается традиционно присущий данному обществу тип правовой культуры. Так, например, для России в этом плане всегда было характерно признание приоритета совести, нравственности перед позитивным правом, о чем говорят приведенные нами выше данные социологических опросов. Отсюда вытекает некоторая принципиальная недооценка права, закона как средства решения возникающих проблем.

В-третьих, социальная эффективность  права в очень значительной степени  определяется качеством деятельности правоохранительных и правоприменительных  органов. От компетентности работников этих органов, их неподкупности и  честности, добросовестности и внимательного  отношения к людям зависит, в  частности, обратное отношение граждан  к этим органам, уважение к ним, желание  сотрудничать и помогать, или, наоборот, восприятие правоохранительных органов  как потенциального врага и нарушителя их собственных личных прав. Недостатки и злоупотребления в работе правоохранительных органов способствуют росту негативного  отношения к ним, недоверия и  враждебности, и, следовательно, стремлению искать помощи в случае необходимости где-то в другом месте, не опираться на право.

Эффективность действующих в обществе правовых норм можно оценить по существующим критериям. В качестве такого критерия, по мнению И.С. Самощенко, В.И. Никитинского, А.Б. Венгерова, следует использовать показатель частоты применения законов, эффективность которых оценивается. Т. Гейгер и Э. Гирш предлагают оценивать эффективность правовой нормы через пропорциональное отношение количества фактов правомерного поведения к числу случаев противоправного. Согласно такому подходу получается, что эффективность нормы определяется исключительно ее влиянием на правовое поведение граждан.

Иногда в качестве критерия эффективности  той или иной правовой нормы выступает  степень действенности ее практической реализации в деятельности правоприменительных  органов.

Социология права может оказать  большую помощь в решении проблемы эффективности существующих правовых норм. Об этом говорит уже тот  факт, что исследование реальной эффективности  закона не может не опираться на сбор информации и ее тщательный научный анализ. Социологические исследования создают необходимую эмпирическую базу, на основе которой можно делать какие-то серьезные теоретические выводы о степени эффективности той или иной нормы или о причинах ее неэффективности.

По мнению французского социолога  права Ж- Кар-бонье, неэффективность правовой нормы с точки зрения социологии представляет гораздо больший интерес, чем ее эффективность. Дело в том, что неэффективность применения закона указывает на наличие скрытых причин и факторов социального порядка, которые в первую очередь интересуют социологию. Социология рассматривает проблему эффективности правовых норм в аспекте их социальной реализации, то есть превращения в реальные общественные отношения. Поэтому эффективность какой-то одной конкретной нормы не может изучаться социологами изолированно, вне контекста проблемы эффективности в данном историческом обществе права в целом. К- Кульчар пишет по этому поводу: "Эффективность права - это эффективность не какой-то отдельной нормы, а всей правовой системы"1. Если в обществе в силу причин социетального характера малоэффективна вся правовая система, то, соответственно, малоэффективно и действие конкретных норм.

Эффективность права в этом широком  социеталь-ном смысле тесно связана со степенью сбалансированности групповых и индивидуальных интересов и может рассматриваться, как считает В.В. Лапаева, как способность существующей правовой системы эффективно разрешать назревающие конфликты и тем самым снижать общий уровень конфликтности социальных отношений. "Эмпирически верифицируемым индикатором эффективности норм законодательства, - пишет В.В. Лапаева, - мог бы служить такой правовой по своей сути показатель, как мера конфликтности урегулированных данной нормой общественных отношений. Ведь право - это прежде всего важнейшее средство объективного, общесправедливого для конфликтующих сторон разрешения социальных конфликтов, способ обеспечения устойчивости общественной системы, ее интеграции в качестве единого целого"1.

Оценка  эффективности закона по критерию показателей  конфликтности была бы социологически наиболее адекватной, поскольку напрямую выводила бы на состояние социальных отношений и позволяла бы рассматривать  действие той или иной нормы непосредственно  в социальном контексте.


Информация о работе Социологический подход к изучению правотворческого процесса