Социологическое исследование на тему «Свободное время студентов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:46, реферат

Описание работы

Цель социологического исследования- выявить культурные интересы молодого поколения, в частности моих одногруппников, в плане проведения досуга. Объект исследования (если так можно сказать о людях)-студенты Э-117 группы- мои «испытуемые» и респонденты. А предметом моего социологического исследования является организация их свободного времени.
Задачи работы:
1. Выявить, есть ли различия проведения досуга между молодыми людьми и девушками.
2. Узнать, сыграют ли их предпочтения в проведении свободного времени роль в выборе будущей профессии.

Файлы: 1 файл

Sotsiologicheskoe_issledovanie_na_temu.docx

— 57.88 Кб (Скачать файл)

Ворожцова Патриция Дмитриевна 
Э-117

Социологическое исследование на тему «Свободное время студентов»

Введение

Сейчас всем известно, что студенты после пар не очень-то думают о выполнении домашнего задания, повторения материала, особенно когда до сессии, как нам кажется «как до луны пешком». Что же делают «грызуны гранита наук» в свободное от пар и от учёбы время? Как организовывают свой досуг? 
Я провела социологическое исследование на тему «Свободное время студентов». На самом деле это очень интересная тема для изучения, потому что для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально- личностной самореализации. 
Итак, проанализировав тему, я выявила этапы моего социологического исследования. Они заключаются в:

    1. Подготовке (изучение темы, разработка программы и инструментов).
    2. Сборе социологической информации.
    3. Обработке собранной информации.
    4. Анализе собранной информации, подготовке отчета.

Цель моего  социологического  исследования- выявить культурные интересы молодого поколения, в частности моих одногруппников, в плане проведения досуга. Объект исследования (если так можно сказать о людях)-студенты Э-117 группы- мои «испытуемые» и респонденты. А предметом моего социологического исследования является организация их свободного времени. 
Задачи моей работы:

  1. Выявить, есть ли различия проведения досуга между молодыми людьми и девушками.
  2. Узнать, сыграют ли их предпочтения в проведении свободного времени роль в выборе будущей профессии.

Логический анализ основных понятий.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности индивида. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, потому что в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и в особенности психические нагрузки, потому что большую часть рабочего дня целевая аудитория моего социологического исследования тратит на учёбу в ВУЗе. Использование свободного времени студентов является своеобразным индикатором культуры молодого поколения, круга духовных потребностей и интересов отдельного индивида или группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает студентов отсутствием некоторого регламента, свободой и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать как физическую, так и интеллектуальную деятельность. Свободное время может быть потрачено не только на занятия спортом, интеллектуальную и творческую деятельность, но и на работу. Гипотезы исследования:

  1. Молодые люди проводят большее время на занятия спортом, чем девушки.
  2. Девушки больше времени уделяют подготовке материала перед лекциями и семинарскими занятиями в их свободное время, чем молодые люди.
  3. Многие страдают так называемой прокрастинацией- склонностью постоянно «откладывать нужные дела на потом» и просто напросто тратить время в пустую. Они не могут с ней бороться, проводя своё свободное время перед компьютером в социальных сетях, играя в сетевые игры, смотря телевизор и т.д.

Полевое обследование

Я считаю, что самым лучшим  способом выявить те или иные предпочтения в проведении свободного времени- провести анкетирование респондентов, т.к. с помощью анкеты легче всего анализировать их выбор. Поскольку моя целевая аудитория- студенты группы  117 ОЭФ 1 курса , возрастом от 17 до 19 лет, то пункт про возраст в анкете я исключила.

Итак, я предложила 25 респондентам заполнить следующую анкету:

  1. Ваш пол?:
  1. Мужской
  1. Женский
  1. Где вы проводите свой досуг?
  1. Дома (читаю,  смотрю фильмы и т.д.)
  2. в ночных клубах
  3. в Интернете
  4. занятия спортом
  5. работаю
  6. другое
  1. Сколько времени Вы в среднем тратите в день на чтение?
  1. 1-2 часа
  2. Больше 3 часов
  3. Я не люблю читать
  1. Для чего, кроме учёбы Вы пользуетесь компьютером?
  1. Сижу в социальных сетях 2 часа в день, а то и больше
  2. Играю в компьютерные игры
  3. Ищу в интернете полезную и интересную информацию
  4. Кроме как для учёбы компьютер и интернет не использую
  1. Как часто вы смотрите телевизор?
  1. Каждый день в среднем 3 часа
  2. Несколько раз в неделю, в общей сложности около 5 часов
  3. Крайне редко смотрю телевизор
  1. Что вы предпочитаете смотреть по телевизору?
  1. Фильмы
  2. Познавательные передачи и документальные фильмы
  3. Музыкальные и развлекательные каналы
  1. Планируете ли вы связать ваше увлечение с будущей работой?
  1. Да
  2. нет
  1. Каково ваше самое большое увлечение?:
  1. Спорт и всё, что с ним связано
  2. Творчество (играю в театре, пою, рисую, играю на музыкальном инструменте и т.д.)
  3. Рукоделие (вяжу, готовлю и т.д.)
  4. Интеллектуальная деятельность (изучаю дополнительно иностранный язык или другие дисциплины, сочиняю стихи, пишу романы, статьи и т.д.)
  5. Другое
  1. Как Вам больше нравится проводить своё свободное время?
  1. С друзьями
  2. В одиночестве
  1. Сколько времени вы проводите на занятиях спортом?
  1. Ограничиваюсь занятиями физкультурой
  2. 2-4 часа в неделю
  3. 5-8 часов в неделю
  4. Больше времени уделяю занятиям спортом
  1. Считаете ли вы, что иногда нерационально используете своё свободное время, делаете запланированное в самый последний момент?
  1. Да, я замечаю часто такое за собой
  2. Нет, я всегда рационально использую своё свободное время
  1. Тратите ли Вы своё свободное время на самостоятельную домашнюю внеплановую учебную работу?
  1. Да, всегда повторяю лекции и читаю учебники
  2. Иногда, когда хочу разобраться в непонятном для меня материале
  3. Я редко делаю что-то по урокам, кроме контрольных точек.

Результаты анкетирования:

Теперь, проведя анкетирование проверить, достоверны ли мои гипотезы, и дать некоторые рекомендации респондентам. Теперь после анализа собранной мною информации я сделала следующие выводы:

Радует, основная часть нашей группы занимается спортом  в своё свободное время, ведут  здоровый образ жизни. Также есть и работающие люди, которые производственную практику ставят на первое место (и это юноши), а уже на второе-спорт и развлечения. Также существенная часть людей предпочитает домашний образ жизни, и, как правило, это девушки, любящие готовить, рукодельничать и много учиться. Самый меньший показатель- препровождение времени в ночных клубах. Полученную информацию можно просмотреть в диаграмме, представленной ниже.

 

Также анкетирование показало, что большая часть респондентов не любит читать ( больше половины), а если кто и читает, то не тратит на это больше 3 часов в день. Результаты показали, что в основном читать больше любят девушки, чем юноши, причём преимущественно классическую литературу и совсем небольшой процент респондентов- познавательные статьи и развлекательные журналы. Юноши предпочитают в основном читать спортивные журналы, и только 1 из всех юношей любит читать классическую литературу.

Далее, проанализировав данные, я сделала вывод о том, что в основном ребята пользуются интернетом для общения в социальных сетях, лишь двое человек отказываются пользоваться компьютером не для учебных целей, и чуть больше человек предпочитают использовать компьютер для поиска полезной информации и для игр.

Затем я выяснила, что только 2 человека смотрят телевизор ежедневно, и что почти вся оставшаяся часть респондентов крайне редко смотрит телевизор. А если и смотрят, то предпочитают смотреть музыкальные и развлекательные каналы, и только 5 опрашиваемых выбрали фильмы и познавательные телепередачи.

Интересно то, что хоть ребята учатся в экономическом ВУЗе и  им полагается по идее заниматься в  основном интеллектуальной деятельностью, они в основном всё же видят  своё будущее в творческой деятельности. Что характерно, так ответили исключительно  девушки. Молодые люди не связывают  свои увлечения с будущей работой, они в основном просто занимаются спортом.

Рукоделием занимаются исключительно  девушки, но они не видят себя в  роли повара или швеи. Больше всего ребята любят проводить время в компании, в нашей группе нашёлся лишь 1 интроверт.

Как я и предполагала, юноши  больше проводят времени, занимаясь  спортом.

Результаты можно увидеть  в предложенной диаграмме.

20 человек признали, что  «прокрастинируют»- постоянно откладывают дела на потом и делают всё в последний момент, убивая время на общение в социальных сетях и т.д.

Анкетирование также показало, что 50% респондентов повторяют лекции и почти всегда делают домашнюю работу больше положенного, причём все 50 %-девушки. Юноши указали преимущественно  пункты b и c.

Вывод

 

Проделав полевое обследование и проанализировав собранную информацию, я убедилась в достоверности моих гипотез: Юноши на самом деле более спортивные, чем девушки, а последние больше времени уделяют учёбе в свободное время. И почти все ребята страдают от того, что не могут собраться в нужный момент и сделать всё запланированное, а откладывают всё на потом, не рационально используя своё личное время.

Если девушки больше предпочитают проводить свой досуг в творческих начинаниях, рукоделии и  познавательной деятельности, то юноши предпочитают спортивные игры и даже работают. Причём, девушки видят своё будущее в  роли танцовщиц и художниц- им бы хотелось как-то связать своё будущее со своими увлечениями, в то время как молодые люди настроены на карьеру бизнесменов- как и подобает экономистам.

Лично я бы порекомендовала  девушкам больше заниматься спортом  и всем ребятам посоветовала бы уметь  планировать своё свободное время  и меньше общаться в социальных сетях, потому что они «засасывают» молодёжь, ограничивая её в живом общении.


Информация о работе Социологическое исследование на тему «Свободное время студентов»