Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:34, реферат
Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
Отбор источников информации
зависит от программы
Различают:
1) внешний анализ документов, при
котором изучаются
2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.
Опрос — метод сбора социологической информации — предусматривает:
1) устное или письменное
2) регистрацию и статистическую
обработку полученных ответов,
их теоретическую
В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.
Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.
Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.
Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.
Можно выделить следующие типы интервью:
1) по содержанию (документальное, интервью мнений);
2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);
3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.
На первом этапе определяются
теоретические предпосылки
1) цели и задачи;
2) проблема;
3) объект и предмет;
4) операционное определение
В ходе второго этапа обосновы
1) генеральная совокупность (те
слои и группы населения, на
которые предполагается
2) правила поиска и отбора
респондентов на последней
На третьем этапе обосновывает
1) содержательная репрезентация
проблемы исследования в
2) обоснование вопросника
3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;
4) обеспечение предварительных
условий для обработки
5) обеспечение организационных требований к опросу.
В зависимости от источника
(носителя) первичной информации
различаются опросы массовые
и специализированные. В массовом
опросе основным источником
В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.
Участниками таких опросов
являются эксперты, способные дать
взвешенную оценку по
Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов — метод экспертных оценок.
Типы шкал и правила их построения.
Измерение в социологии—
это способ изучения
несколько индикаторов, в каждом случае выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта и условий в которых он находится. При построении шкалы необходимо: шкала должна отражать именно те свойства, которые измеряются и учитывать все значения, чувствительность шкалы должны быть достаточной,
как правило все позиции
значению с -) достаточная точность и надежность (устойчивость к изменению объекта) шкалы, чтобы объективно отразить картину измерений.
Различают 3 вида шкалы:
номинальная. Примером служит шкала самооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси с положительными и отрицательными градациями. При конструировании шкалы самооценки в форме «традиционного» вопроса её позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделённых «нейтральной» позицией.
ранговая, Шкала ранжирования. Она отличается той особенностью, что результаты измерения установок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимыми для ранговых шкал. Наиболее простой приём измерения установок по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Так, для выявления шансов на успех того или иного кандидата при многомандатных выборах респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.
интервальная. Используется только для числовых значений, например возраст,
стаж работы и т.д. Существуют сложные варианты измерения при помощи ранговой шкалы – метод парных сравнений. Суть его заключается в том, что обозначенные на карточках объекты (их наименования) для оценки парами поочерёдно показывают
респондентам,
предлагая указать более
её основное предназначение – измерение национальных и расовых установок.
Особенность этой шкалы заключается в том, что каждая оценка (мнение, позиция) автоматически включает в себя всё последующее и исключает всё предыдущее. На вопрос для неё имеет следующую формулировку: «Какие взаимоотношения с представителем такой-то национальности для вас приемлемы?» — Брачные отношения; Личная дружба; Быть соседями; Быть коллегами по работе; Быть жителями одного города, посёлка, села; и т.д. Опыт свидетельствует о том, что подобные шкалы могут быть построены и успешно использоваться для измерение установок относительно явлений в различных сферах общественных отношений.