Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 08:17, курсовая работа
Социология права — отрасль социологической науки, призванная исследовать феномен права с позиций социологии. Объективным основанием для выделения такой особой отрасли социологии служит то, что право - это важный не только политический и юридический, но и социальный институт, которому, наряду с нравственностью, принадлежит важнейшая роль в социальном контроле и во всем социальном регулировании. Правовые явления и процессы не могут быть глубоко и всесторонне изучены вне их связи с обществом как социальной системой, т.е. вне социальных связей.
Содержание
Социология права — отрасль социологической науки, призванная исследовать феномен права с позиций социологии. Объективным основанием для выделения такой особой отрасли социологии служит то, что право - это важный не только политический и юридический, но и социальный институт, которому, наряду с нравственностью, принадлежит важнейшая роль в социальном контроле и во всем социальном регулировании. Правовые явления и процессы не могут быть глубоко и всесторонне изучены вне их связи с обществом как социальной системой, т.е. вне социальных связей. Как отмечал современный американский социолог права Леон Мейхью, «социология права исходит из предпосылки о том, что право осуществляется в социальном контексте и может быть понято только в этом контексте». И далее: «...с социологической точки зрения право должно пониматься как социальный процесс, но все более выясняется, что понять право как социальный процесс — значит понять функциональное значение правовых норм: как они проводятся в жизнь, как применяются, толкуются и в конечном счете через посредство шаблонов использования воплощаются в институциональную структуру общества».
Прежде чем непосредственно определить сущность и специфику социологии права, необходимо выяснить, что такое право как социальный феномен и oбъект изучения данной области научного знания.
В разделе общей социологии уже отмечалось, что общество — это opганизованная, упорядоченная и саморегулирующая общность людей, действия, взаимодействия и отношения между которыми основываются на сложившейся в ней культуре как системе осознанных и воспринятых образцов поведения, прежде всего на определенных coциальных ценностях и нормах. Оно поэтому не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит особая, ведущая роль. Право — часть социального контроля, выражает основные постулаты данною общества, опирающиеся на особое, государственное обеспечение.1
Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе установленных или санкционированных государством общеобязательных социальных норм, регулирующих действия, поведение и отношения людгй(их групп, государственных и общественных органов, opганизаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой.2
В данном общем определении отражены наиболее важные, необходимые родовые признаки (атрибуты) права, отличающие его от других социальных явлений. Во-первых, право носит нормативный характер, т.е. предписывает или запрещает те или иные поступки, то или иное поведение. Его установления отличаются всеобщностью и обязательностью для всех членов общества, обезличенностью, четкостью и определенностью. Право — применение равного масштаба к различным социальным субъектам в одинаковых ситуациях. Этим нормативное регулирование отличается от индивидуального, связанного с разовым персональным регулированием в конкретной ситуации и не носящего поэтому нормативного характера, т.е. характера общих правил
Во-вторых, право — это не простая и не произвольная совокупность социальных норм, а их сложная и достаточно стройная система, отличающаяся своей целостностью и структурированностью.
В-третьих, право — система не всяких социальных норм, а только тех, которые обеспечены угрозой применения санкций со стороны государства. Этим, прежде всего правовые социальные нормы отличаются от иных социальных норм — моральных, религиозных, традиционных и др. Вместе с тем надо учитывать, что правовая норма — это не только законы, но и правительственные и административные постановления, судебные решения нормативного характера.
В-четвертых, общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Это, понятно, не должно приводить к принижению роли морали и религии, а также обычаев и традиций в социальном контроле. Точно также данное положение не означает, что право всегда и при всех условиях носит гуманный и цивилизованный характер.3
При различных подходах к определению права и более чем столетней активной дискуссии по этому поводу, предложенное выше определение является достаточно широко признанным. При этом, конечно, различные школы и направления в социологии права и юриспруденции и в этих общих рамках проявляют свою специфику, делая акцент на гу или иную сторону права или по-разному толкуя ее. Так, для нормативной концепции права, исторически характерной, прежде всего для юриспруденции, особенно свойственно выдвижение на первый план догмы права, т.е. анализ права с точки зрения внутреннего содержания законов и других правовых нормативных актов. В отличие от этого социологическая концепция права, в том числе и марксистская, делает акцент на выяснении связи права с обществом, его социальной обусловленности и социальном действии.4
Право нельзя отождествлять с законодательством. Первое шире второго. Во-первых, потому, что, как уже отмечалось, право находит свое выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в судебных решениях, особенно в рамках англосаксонских правовых систем, которые во многом базируются на прецедент-ном праве. Во-вторых, право — это не только закон, законодательство сами по себе, но и его действие, основанные на них правоотношения. В-третьих, право может выражаться в незаконодательной форме еще и потому, что существует естественное право, всеобщие права человека, принципы и нормы международного права. В-четвертых, действующее законодательство определенной страны (например, фашистской, тоталитарной) может носить неправовой характер, т.е. нарушать права человека, нормы и принципы демократического международного права (в историческом плане — проблема соответствия или несоответствия позитивного, действующего права естественному праву, а сегодня — принципам и нормам правового государства).
Неправомерно сводить право и к правосознанию, хотя отождествление этих близких и тесно взаимосвязанных явлений встречается не так уж редко. Право — это часть объективной социальной реальности, существующей за пределами общественного сознания, хотя и отражаемая им в правосознании. При всем значении правосознания основу любой правовой системы составляют правовые нормы и производные от них правоотношения.
Право во всех его проявлениях и связях — общий объект изучения ряда общественных наук, включая философию права, социологию права, политологию права, правоведение (в том числе и юридическую теорию права), психологию права, правовую антропологию и др.5 Но это положение верно лишь применительно к пониманию объекта этих наук в самом широком смысле. В более узком смысле не только в предмете, но и в объекте каждой из этих наук, строго говоря, находит свое выражение не только общее, но и особенное. В этом смысле объектом каждой из этих наук является не право вообще, а право в качественно определенной, специфической его объективной взаимосвязи:
со всем мирозданием (философия права); с социумом (социология права); с политикой, политической жизнью (политология права); с правовыми структурами, явлениями и процессами (правоведение); с психикой (психология права); с человеком (правовая антропология) и т.д.6
Социология права изучает не все в праве и не право, взятое само по себе, а социальное в праве, взаимодействие социального и правового, т.е. социальную обусловленность права, социальные условия и основы его действия и социальную роль права. Иными словами, в задачу социологии права входит исследование Права как важного элемента социальной системы, его взаимодействия с другими социальными структурами, т.е. выяснение, в частности, того, как, с одной стороны, в обществе возникает и вызревает социальная потребность в правовом регулировании тех или иных общественных отношений и как в процессе такого регулирования отражаются личные, групповые и общественные интересы; а с другой, как осуществляются социальные функции права, каким образом и насколько эффективно под воздействием права в обществе происходят те или иные социальные изменения.
Сказанное позволяет кратко определить социологию права как науку об общих и специфических социальных свойствах, закономерностях и механизмах взаимодействия общества как социальной системы и права, как его подсистемы, как. средства социального регулирования.7
С этих принципиальных позиций необходимо решать и вопрос о природе социологии права и ее месте в системе обществоведческого знания. В учебнике по современной социологии нрава В.И.Кудрявцева и В И.Казимирчука совершенно правильно отмечается, что и задачу социологии права входит исследование связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях — общества, различных социальных слоев, коллективов, групп и личности.8 В этой связи авторы исходят из того, что социология права изучает «общественные отношения в сфере создания и функционирования правовой системы, ее институтов и норм», «социальные факторы, взаимодействующие с правовыми явлениями, а также механизм и закономерности такого взаимодействия». К сожалению, однако, и при этом здесь, как и во многих других изданиях, социология права рассматривается как юридическая дисциплина, т.е. как отрасль правоведения, а не социологии.
Социология права, несомненно, представляет собой междисциплинарную отрасль научного знания, возникшую и развивающуюся на стыке социологии и правоведения. Это означает, что нет места социологии права ни там, где нормы права и правоотношения исследуются вне связи с социумом, ни там, где социальные явления и процессы не опосредуются правом. Но это не означает, что качественная определенность, природа и место социологии права четко не могут быть определены или что социологию права можно рассматривать как отрасль юридической науки. Как видно из самого названия этой области научного знания, речь идет именно о социологии, а не о правоведении. Социология права — специфическая отрасль социологической науки и как таковая, наряду с десятками других частных социологий, взаимоотносится с социологией как часть и целое.9
Социология права, в свою очередь, неоднородна и имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, связанную прежде всего с системой самого права. Так, говорится о социологиях государственного (конституционного) права, уголовного, гражданского, семейного, административного и другого права. Не все отрасли социологии права получили одинаковую разработку у нас и в мире в целом. Наиболее широко и глубоко разработаны проблемы социологии уголовного, гражданского, семейного и некоторых других отраслей права.
Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. Муромцев» Е. Эрлих, Р. Паунд.10 Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Hopмы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор b той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:
а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
в) учение
подчеркивает роль права как
средства социального контроля
и достижения социального
Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства правам недооценке в праве нравственно-гуманистических начал смешению одного из факторов образования права — интереса — самим правом.11
Социологическая юриспруденция (социологическая школа права) - направление в современной теории права. Формирование С. ю. началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. Социологические теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем создания правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - в результате применения социологических понятий и методов в области юридических наук. Современные исследователи проводят поэтому различие между социологией права и социологической юриспруденции.
В состав социологии права обычно включают учения, созданные как социологами, так и юристами. Крупнейшие социологи XX в. - М. Вебер, Т. Пар-сонс. Ж. Гурвич, Н. Луман и др. - активно разрабатывали проблемы истории и теории права (некоторые из них, как, например, М. Вебер, были юристами по образованию) и выдвинули оригинальные правовые доктрины. Термин "социологическая юриспруденция" употребляется в более узком смысле - для обозначения социологически ориентированных концепций, созданных представителями юридической науки. Родоначальниками Социологическая юриспруденция являлись: в Германии - Р. фон Иеринг (1818-1892), во Франции - Л. Дюги (1859-1928) и М. Ориу (1856-1929). в России - М. М. Ковалевский (1851-1916) и С. А. Муромцев (1850-1910). 12
Социологическая юриспруденция сложилась в полемике с позитивизмом юридическим. Критикуя принципы формально-догматической юриспруденции (Иеринг назвал ее "юриспруденцией понятий"), сторонники социологического направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву. Они рассматривали общество как целостный организм, все части которого подчинены единым законам, и призывали изучать право во взаимодействии с другими элементами социальной системы. Последователи Социологическая юриспруденция противопоставили концепциям юридического позитивизма понимание права как "живого", динамичного правопорядка.
Конкретно-социологические исследования права одним из первых начал проводить австрийский юрист Е. Эрлих (1862-1922). Став профессором университета в Черновцах, он организовал "семинар по изучению живого права", участники которого занимались анкетированием населения и анализом документов (главным образом гражданско-правовых договоров) с целью обобщения юридической практики. Эти исследования показали, что реальные правовые отношения нередко расходятся с предписаниями закона. Для вынесения решения по конкретному делу, полагал Эрлих, юристу необходимо знать не только законодательство, но и "живое право", действующее в общественных союзах - в семье, коммерческих объединениях, ассоциациях и т. п. При обнаружении пробела в законе судье предлагалось руководствоваться нормами "живого права".