Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:33, сочинение
Одним из основоположником является американский исследователь Уильям Лабов определяет социолингвистику как науку, которая изучает «язык в его социальном контексте». Если расшифровать это лапидарное определение, то надо сказать, что внимание социолингвистов обращено не на собственно язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, – от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта.
Язык неразрывно связан с обществом, и эта связь двусторонняя: язык не существует вне общества, но и общество не существует без языка. Развитие общества, усложнение форм общественной жизни, обогащение и развитие сознания вызывает развитие и усложнение форм и видов общения, а следовательно, и языка. Наряду с устной формой языка развивается письменная, наряду с бытовым общением – деловое, официальное, научное, наряду с общением в рамках коллектива-племени, народа, нации – становится необходимым межплеменное, а впоследствии межнациональное и международное общение. Из этого следует, что необходимо изучать не только имманентные свойства языка, но и специфику его как явления, неразрывно связанного с обществом, с носителями языка. Так образуется социолингвистический аспект изучения языка, которому в теоретических курсах следует уделять более серьёзное внимание, чем ему уделяется ныне.
Социологический аспект имеет два ракурса: внешний и внутренний. Внешний – это функционирование языка в окружении других, внутренний – социальное и демографическое (в зависимости от социальной или возрастной принадлежности) расслоение в пределах одного языка.
Данный аспект чаще всего называют социологическим. Основной задачей исследования при этом аспекте является характеристика роли социальных функций двуязычия в жизни его носителей без учета внутриструктурных процессов, связанных с функционированием двуязычия.
Социолингвистика развивается на стыке наук: языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучает широкий круг проблем, связанных с социальной природой языка, его общественными функциями, воздействием общества на язык и языка на общество.
Проблемы социолингвистики интенсивно развиваются как в зарубежном, так и в отечественном языкознании. Почву для современной социолингвистики заложили во Франции – Французская социологическая школа, в Швейцарии – Женевская школа, в США – У.Д.Уитни, Э.Сепир и др.
Одним из основоположником является американский исследователь Уильям Лабов определяет социолингвистику как науку, которая изучает «язык в его социальном контексте». Если расшифровать это лапидарное определение, то надо сказать, что внимание социолингвистов обращено не на собственно язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, – от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта.