Социологическое образование в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

Институциализация социологического образования в США за последние десять лет вполне закономерно обратила внимание специалистов к своему опыту США, где преподавание социологии имеет давние традиции.
Главное, что характеризует американскую социологию — чрезвычайно высокий уровень социологической культуры. Точно определить ее довольно сложно. Хотя очевидно, что она имеет, по крайней мере, два важнейших аспекта .

Файлы: 1 файл

социологическое образование в США.docx

— 543.32 Кб (Скачать файл)

 

Институциализация социологического образования в США за последние десять лет вполне закономерно обратила внимание специалистов к своему опыту США, где преподавание социологии имеет давние традиции.

Главное, что характеризует американскую социологию — чрезвычайно высокий уровень социологической культуры. Точно определить ее довольно сложно. Хотя очевидно, что она имеет, по крайней мере, два важнейших аспекта .

1) Чрезвычайно обостренное  чувство социальной реальности. Восприятие общества как живого  процесса видоизменения социальных  форм, за которым скрываются судьбы  конкретных людей. Иными словами,  к каким бы школам ни относился  тот или иной американский  социолог, он никогда не теряет  из поля зрения «человеческое  измерение» теоретической или  эмпирической деятельности в  области социологии, которая менее  всего рассматривается им как  наука об абстракциях. Назовем  это «гуманистическим нервом»  социологии.

2) Высокая степень управляемости  общественными процессами внушает  социологам чувство повышенной  ответственности, причастности к  решению кардинальных проблем  в области экономической, политической  и духовной жизни. В каком-то  смысле американские социологи  ощущают себя представителями  «социальной медицины», т.е. предупреждают,  диагностируют и лечат общественные  недуги, а потому выступают исполнителями  особой миссии, связанной с высоким  общественным предназначением науки.

«Медицинский» подход к социологии требует от социологов подчеркнуто  неформального, искреннего внимания к  индивидуальным человеческим судьбам, биографиям, жизненным обстоятельствам, проблемам и трагедиям. По определению  «гиппократовой клятвы» социологов, общее никогда не должно заслонять собой частное и индивидуальное.

Что же касается ярко выраженного  нравственного измерения социологической  культуры в США, то вполне ощутима  его генетическая связь с протестантизмом, требующим повседневного симбиоза упорного труда, материального прогресса, веры и практической нравственности. Впрочем, веберовская концепция «протестантской этики» уже дала классическое описание этого исторического феномена.

Поэтому, как представляется, не столько теоретические новации  и достижения, достаточно хорошо известные  по многочисленным публикациям у  нас, сколько аксеологическнй и сугубо этический фактор поднимают социологическую культуру в США на большую высоту. Именно там, человеческий фактор, так и не ставший у нас чем-то реальным, выстраивает логику научного исследования и практику преподавания.

Состояние современной американской социологии, прежде всего университетской, не такое уж безоблачное, как может  показаться. И прежде всего это  связано с организационно-финансовыми  перспективами социологического образования  в США.

В целом неуклонно сокращается  финансирование социологических факультетов  по сравнению с другими университетскими департаментами, особенно школами бизнеса, юридическими школами, медицинскими факультетами. С одной стороны, снижается финансирование из общеуниверситетского бюджета и  внешних источников (национальных и  частных фондов развития социальных наук). С другой — социологические  факультеты, включая ведущие, жалуются на уменьшение численности студентов, специализирующихся по социологии или  записывающихся на курсы социологии в качестве непрофильной дисциплины. В результате факультеты социологии испытывают все возрастающие финансовые сложности, которые нередко ведут  к весьма драматическим последствиям.

Причины таких последствий  весьма разнообразны. Развитие социологического образования в США, достигшее  сейчас необычайного размаха, столкнулось  с тем, что в самом обществе объективно упала потребность в  социологии, эмпирических исследованиях  и социологических кадрах. Социальные науки, в том числе социология, в отличие от экономики, в гораздо меньшей степени нашли точки соприкосновения с бизнесом — главным заказчиком кадров и источником финансирования. Тогда как чисто гуманитарные науки, давно ориентирующиеся на некоммерческие фонды, практически не пострадали от непризнания их бизнесом.

Социология оказалась  сидящей между двумя стульями. С одной стороны, она слишком  гуманитарна, т.е. непрактична с точки зрения бизнеса. С другой, стороны, интенсивно развивавшаяся с опережением в течение десятилетий (к примеру, более двухсот университетов США имеют аспирантуры по социологии), она слишком отдалилась от гуманитарных дисциплин и уже не в состоянии, подобно им, питаться только подаяниями меценатов.

Как правило, в программе  обучения указан учебник или учебное пособие, используемое в качестве научно-методической базы курса. Такова почти не нарушаемая традиция преподавания социологии и других дисциплин в американских вузах. Более того, ни один курс не будет разрешен к преподаванию, если он не подкреплен учебником, доступным всем студентам, либо в университетской книжной лавке, либо в научной библиотеке. Жесткая привязка курса к одному учебнику имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. Первых, правда, несравненно больше.

Студенты получают возможность  опираться на апробированный источник, страхующий их в процессе прохождения  курса и подготовки к контрольным  зачетам. Преподаватель, зная, что все  студенты пользуются одним и тем  же источником, легко корректирует лекционную часть курса, включая  в нее тот материал, который  или поясняет наиболее трудные разделы, или расширяет курс за пределы  материала, содержащегося в учебнике. В результате экономится время не только преподавателя, но и студентов. Сокращается непроизводительное проговаривание тривиального материала, утомляющая аудиторию  диктовка определений, понятий, таблиц. Наконец, начисто изживается чересполосица  библиографических указаний преподавателя, когда от студентов требуется  прочитать к занятиям отдельные  главы, а то и страницы из доброго  десятка самых разных книг, не дающих в совокупности единого взгляда  на предмет .

Конечно же, сфокусированность на единственном учебнике имеет свою отрицательную сторону. Экономия времени, рационализм оборачиваются удручающей унификацией индивидуальности. Стремление облегчить подготовку студентов к лекциям и семинарам чревато иждивенчеством, ожиданием заранее приготовленного продукта, неумением самостоятельно искать источник информации и, что самое тревожное, желанием полагаться на одну единственную парадигму знания. Отсюда печально известная одномерность американского интеллекта. Этот изъян отчасти преодолевается или корректируется курсами более высокого ранга, особенно в аспирантуре. Хотя заложенные на ранних фазах духовного развития стереотипы сохраняются довольно долго, лишь частично видоизменяясь, и то скорее по своей внешней форме. Такова неизбежная «диалектика» рациональности и инструментализма, столь характерных для преподавания социологии в университетах США.

За несколько месяцев  до начала чтения курса преподаватель  делает заказ на основную и вспомогательную  учебную литературу, используемую для  данного курса. Заказ принимает  университетский книжный магазин, гарантирующий к началу семестра наличие в продаже необходимого числа экземпляров книги. Благодарен тому, что преподаватель является потенциальным заказчиком большого числа учебной литературы, соответствующие  издательства всячески задабривают  их, предоставляя бесплатные сигнальные экземпляры социологической и другой учебной литературы, постоянно информируя о готовящихся изданиях и т.д.

Несмотря на то, что учебники и учебные пособия относятся  в США к разряду самой дорогой  книжной продукции (в среднем  учебник по введению в социологию стоит 30 долларов), существует определенная система, позволяющая снизить расходы  студентов на учебную литературу. После окончания курса купленные книги, как правило, возвращаются студентами в магазин и позднее включаются в оборот, но уже по сниженным ценам. Сам по себе подобный круговорот учебной литературы весьма эффективен. Правда, в итоге он приводит к тому, что американские студенты-социологи практически не имеют своих личных библиотек, при всех обстоятельствах полагаясь на доступность библиотечных фондов и книжных магазинов.

Также в программах обучения формулируется и раскрывается по пунктам задача курса. Что это дает? Особенности студенческого (да и не только студенческого) восприятия учебного материала таковы, что слушатели отрицательно относятся к неочерченности рамок курса, неясности его перспективы. Отсутствие определенности и четкой ориентированности в таких вопросах порождает у слушателей беспокойство, иногда — завышенное ожидание, недовольство стилем подачи материала.

Кроме того, программы содержат набор требований, предъявляемых к студентам, который может гарантировать им успешное прохождение курса. Это и определенный уровень знания английского языка, и коммуникативные способности, и склонность к аналитическому мышлению, а также интерес к социальной реальности.

Последнее требование — интерес  к социальной реальности — особенно важно. Оно рассматривается на американских факультетах социологии как совершенно необходимое личностное качество будущих  социологов-профессионалов, которое  должно проявиться, быть может, раньше всех остальных и по возможности  присутствовать в человеке a priori. Вокруг этого интереса, становящегося главным мотивом формального изучения социологии, строится вся система социологического образования на факультете. Если студент первого курса равнодушен к явлениям окружающей социальной жизни в любых ее проявлениях, не стремится понять их, объяснить в меру своих познаний, то, видимо, следует ставить вопрос о его профессиональной непригодности. Ибо никакими методическими и дидактическими приемами его уже не удастся приобщить к социологии как своеобразной «социальной медицине». Вот почему в программе столь недвусмысленно подчеркивается необходимость обладания «чувством социального». Причем делается это открыто и честно.

Любопытно решается, вернее, обсуждается проблема посещаемости. Преподаватель сразу же обозначает условия посещения лекций и возможные  последствия пропусков занятий. При этом он требует от студентов  не абсолютной, стопроцентной посещаемости (что и в американских условиях едва ли допустимо), а демонстрации с их стороны меры ответственности  за присутствие на лекциях! В случае предполагаемого пропуска они должны заранее поставить преподавателя  в известность. Само по себе это естественно, почти тривиально (хотя с другой стороны, практически никогда не выполняется). Но здесь важно иное — программы четко обозначают требование и тем самым заявляет о необходимости осознанной дисциплины и внутренней ответственности, а заодно и уважении к лектору.

Еще одно требование, зафиксированное в программах, касается ритмичности и последовательности текущей подготовленности студентов к занятиям (будь то лекции или семинары). Знакомство с текущей информацией в прессе и в телевизионных передачах, анализируемой сквозь призму социологии является необходимым. С этой целью периодическая информация может использоваться в ходе дискуссий, что, во-первых, оживляет материал лекций, во-вторых, делает его несомненно более актуальным и, в-третьих, демонстрирует прикладной и практический характер социологии, способной приносить реальную пользу в повседневной жизни.

Рассматривая различные  аспекты программы проф. Бэрра, следует выделить, быть может, самый оригинальный ее элемент. Таким элементом можно считать раздел программы, касающийся работы" с автобиографией. Бэрр предлагает превратить автобиографию каждого студента в своеобразный объект социологического исследования. Таким простым и общедоступным приемом достигается сразу несколько важных задач. Прежде всего студенты обращаются к объекту, который, с одной стороны, находится. ближе всего к их собственному «Я» (что может быть более интимно, чем личная биография человека), С другой стороны, история частной жизни превращается в элемент, клетку социально-исторического процесса, соединяет данное лично с социальной общностью.

Следуя общей установке  на пробуждение или возрождение  у студентов чувства социального  интереса и социальной озабоченности, автор программы находит для  этого весьма удачный объект —  автобиографию, которая идеально подходит к методическим и методологическим целям курса. Вслед за Р. Миллсом  подобный прием называется в программе  «социологическим воображением». Превращение  социологического анализа автобиографии  в важнейший составной элемент  всего курса становится чрезвычайно  важным этапом на пути воспитания у  студентов социологической культуры мышления и поведения.

Система контроля знаний, полученных во время прохождения курса «Введение  в социологию», составляет сильную  сторону программы проф., Бэра. Контроль за процессом «социализации» информации ведется в течение всего курса постоянно, равномерно и самыми разными способами.

Структура контроля состоит  из трех главных элементов: (а) три  внутрисеместровых зачета, (б) автобиография, (в) итоговый экзамен. При учете их реализации в рамках одного семестра очевидным становится «тотальное» сканирование знаний студентов, получаемых по данному курсу. Тем самым достигается простое, но важное преимущество: студенты перестают видеть в системе контроля нечто враждебное их интересам, постепенно преодолевается психология деструктивного отчуждения. С самого начала студенты приучаются к мысли, что качество и объем приобретенных знаний будут обязательно зафиксированы, высвечены тем или иным образом.

Приемы контроля и оценка знаний раскрыты в программе достаточно ясно, вряд ли еще требуют дополнительного  комментария. Но во всех формах контроля (зачеты, автобиография, итоговый экзамен) упор сделан на письменных формах общения  со студентами. Иначе говоря, все  эти формы работы осуществляются в письменной форме. Такого рода особенность  преподавания в американских вузах (не только на социологических факультетах) крайне важна для понимания сути дела. Письменная работа гораздо больше, нежели устная способствует воспитанию дисциплины мышления, творческого обращения  с материалом, четкости и объективности  оценок. Будущие социологи приучаются к составлению письменной документации, что также становится немаловажным компонентом их социологический культуры.

Информация о работе Социологическое образование в США