Социологическое понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:02, контрольная работа

Описание работы

1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли
личности.
2. Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая
социализация личности.
3. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории, виды.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)
  1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли      

личности. 

  1. Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая 

        социализация личности.

  1. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории, виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Личность и общество.

         1. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.                                          

   Личность – это человек, взятый в его социальном качестве, т.е. представленный такими его свойствами, как сознание, социальные ориентации, социальные установки и социальные роли, которые являются продуктом его социализации, результатом его взаимосвязей с другими людьми.

   Социальный статус – положение личности в системе общественных отношений, та ступенька в пирамиде социальной иерархии, на которой находится личность. Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, в связи с этим Р.Мертон ввёл в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения все совокупности статусов данного человека. В данной совокупности выделяют главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с этим статусом индивида. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью или профессией человека (директор, банкир). Не обязательно, что должность, профессия определяют главный статус человека. Это может быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальная принадлежность (дворянин) и т.д. В общем главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

   В социологии различается  два уровня статусной позиции  человека: социально – групповой и личный. Социально – групповой – положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, слоя, класса, религии и т.д).Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, сообществе сверстников и т.д.).Личный статус определяется индивидуальными качествами личности и зависит от того, как её оценивают и воспринимают члены малой группы. Социально – правовой статус зависит от положения той или иной социальной группы.

   В зависимости  от того, занимает ли человек определённую статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают ещё два вида статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный – значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи и т.д.Достигнутый (приобретённый) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью или оказывается следствием удачи и везения.

   Любой статус служит  средством идентификации положения  индивида в отношениях с другими  людьми как носителями статусов  и потому определяет характер  взаимодействий. Со статусом связаны ожидания соответствующего ему поведения. Это так называемые ролевые ожидания. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью. Иначе говоря социальная роль – поведение, ожидаемое от человека, занимающего данное положение. Если индивид своим поведением оправдывает ролевые ожидания, то он поддерживает свой статус, а систематически отклоняясь в своих поступках от ролевых ожиданий, утрачивает его. Например ,если индивид обладает статусом студента, то от него ожидают посещения занятий и выполнения заданий. Если данная социальная роль исполняется, индивид из семестра в семестр сохраняет за собой статус студент, если же он прогуливает и не учится самостоятельно, то получает отрицательные оценки и отчисляется из учебного заведения, т.е. утрачивает статус студента.

   Социальные статусы  – это результаты взаимодействия, и его предпосылки. Координация поступков разных людей достигается во многом потому, что они в своих поступках следуют ролевым ожиданиям и сами, в свою очередь, ориентируются на то, что и другие участники взаимодействия будут исполнять соответствующие социальные роли.

   Как носителю множества  статусов индивиду на протяжении  своей жизни приходится исполнять  множество социальных ролей. Ситуация, когда необходимо одновременно  оправдывать взаимоисключающие ролевые ожидания, называется ролевым конфликтом. Например, роли начальника и члена семьи предполагают разную манеру общения с окружающими людьми. Ролевой конфликт создаёт неопределённость и напряжённость в процессе взаимодействия ,поэтому в современном обществе  вырабатываются средства его ослабления и разрешения. Ослабляется он путём разделения ролей во времени и пространстве: на работе индивид исполняет роль начальника, дома – роль члена семьи. Средством разрешения ролевого конфликта является ролевой набор статуса – совокупность ролевых ожиданий, адаптированных к статусу, который признаётся главным, определяющим. В современном обществе определяющим, как правило, является профессиональный статус, поэтому при исполнении одной и той же роли родителя – отца со статусом работающего и делающего успешную карьеру, и матери со статусом домохозяйки – связываются совершенно разные ролевые ожидания.

   Социальные статусы  и социальные роли определяют  не только поступки индивидов, но и круг тех людей, с которыми индивиды вступают во взаимодействие регулярно и чаще, чем с другими.

         2. Социализация личности: понятие,  этапы и агенты.                  

                             Правовая  социализация личности.

   Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретаемые им не говоря о том, что процесс социализации полностью завершён: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

   Этапы социализации.

   Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие всё окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе и т.д.

   Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие  трёх фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трём различным стадиям:

   - стадии подражания  и копирования детьми поведения  взрослых;

   - игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

   - стадии групповых  игр, на которых дети учатся  понимать, что от них целая  группа людей.

   Одним  из первых выделил элементы  социализации ребёнка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремление к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развёртывания врождённых свойств, в результате которого происходят становления этих трёх составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определёнными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

   Французский   психолог  Ж. Пиаже, сохраняя  идею различных стадий  в развитии  личности,  делает  акцент на  развитии  познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта  и  социального взаимодействия.   Эти стадии сменяют одна   другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от  рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11),стадия формальных операций (с 12 до 15).

   Многие психологи и социологи  подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации   детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы  помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.  Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а  как  процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, на пример, как всемогущество авторитета или  идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

   Для обозначения  социального субъекта (как индивидуального, так и коллективного), прямо или косвенно воздействующего на формирующуюся личность, целесообразным представляется понятие «агент социализации». Оно применимо как для именования групп, организаций, институтов, с которыми индивид поддерживает реальные (случайные и устойчивые, временные и постоянные) связи и отношения, так и для фиксации некоторых символических образований, определяющих ориентации индивида, например идеальных героев и т.п.

   Понятие  «агент социализации» в принципе  применимо и для обозначения  деперсонифицированных «сил» общества, таких как массовая коммуникация, система образования и др., поскольку характер их направленного влияния на личность отчётливо выражен. Понятие «агент» позволяет в совокупности условий социализации выявить особенный ряд общественных сил: группы, институты, организации и отдалённые аспекты их деятельности, которые качественно противопоставлены другим условиям социализации – материальным обстоятельствам, общественным событиям, экологическим условиям, наследственности и некоторым другим.

   Направленность  воздействий агентов на личность  обусловлена не только сознаваемыми  целями воспитания, но и лежащими в основе их действий идеологическими, нравственными, эстетическими и иными принципами, идеалами, требованиями, нормами. Как таковы они приводят к более или менее выраженной направленности, «тенденциозности» действий агентов. Этот факт более важен, чем собственно осознаваемые цели воздействия на личность семьи, школы или, например, массовой коммуникации. Направленность действий агентов – это свойство, обусловленное многими другими обстоятельствами и условиями, объективными и субъективными, обще социальными и сугубо локальными и прочими.

   Понятие  «агент» делает возможным анализ  не только целей, но и объективной направленности воздействий социальных субъектов на личность. В этом плане термины «орудие», «механизм» не смогут заменить термин «агент».

   Оговорим  одну особенность применения  понятия «агент социализации».Общий  её анализ подразумевает перечисление  агентов, которые воздействуют или могут воздействовать на формирующуюся личность, анализировать намерения их воздействий и т.п.Однако под другим углом зрения тот агент (или их совокупность),который прежде выступал как внешняя по отношению к личности сила, становится непосредственным, ближайшим окружением социализирующегося субъекта. В этом случае следует признать, что противопоставление «субъект социализации – агент социализации» весьма относительно.

   Понятие «механизм социализации» относится к тем способам, с помощью которых субъект социализации (формирующаяся личность) осваивает социальный опыт. Соответственно, под техникой социализации можно понимать методы, с помощью которых агенты воздействуют на индивидов.

   Правовая социализация составляет необходимую часть общей социализации и представляет собой специфическое проявление ее законов в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания.

   В своем развернутом виде правовая социализация означает все более осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя класса, члена партийной группы, все более широкое включение в социально-правовые отношения, наполнение их личностным содержанием. Этот процесс происходит в течение всей жизни человека. Основной содержательный смысл и особенность социализации индивида в условиях демократического режима - в приобщении его к политическим и правовым нормам, ценностям, к политической и правовой культуре и практике в целом, к сознательной социально активной деятельности, которая является универсальным способом совершенствования социальной среды и одновременно - формирования личности. Следует отметить строгую конкретность правовой социализации, ее зависимость от определенного общества. В любом обществе существуют исторические традиции, экономические, правовые, культурные институты, определенный набор представлений, норм и ценностей, разделяемых большинством его членов. Правовая социализация предполагает преемственность и трансляцию всего этого наследия, в ходе которых происходит интерпализация индивидом норм и ценностей.

   Неотъемлемой составной частью процесса социализации выступают политическое и правовое воспитание. Они основаны на сознательном усвоении и «переработке» определенных принципов, политики, права, социальных и моральных норм, для того, чтобы устоять перед любым негативным внешним влиянием.

   3.Девиантное поведение личности: понятие, социологические    

                                       теории, виды.

  Отклоняющееся (девиантное) поведение –поведение, которое представляет собой «социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» (Я.И. Гилинский,1991).

      Социологические теории девиантного поведения.

   Рассмотрим  четыре наиболее распространённых  социологических подхода к проблеме  девиации:

   - теорию  аномии;

   - теорию  культурного переноса;

   - теорию  конфликта;

   - теорию  стигматизации.

   Теория аномии.

   Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии - общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. "Старые нормы" уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.  

Информация о работе Социологическое понятие личности