Социологическое понятие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 01:03, реферат

Описание работы

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
Человеческая личность изучается различными гуманитарными и социологическими науками. В социологии основное внимание при изучении проблемы личности уделяется социальным причинам, которые влияют на человеческое поведение. Основное понятие, используемое в социологии для обозначения процесса развития личности — понятие социализации. Оно обозначает процесс усвоения человеком социального опыта и знаний, норм и правил поведения, в результате чего он сам становится полноправным членом общества.

Содержание работы

1.Введение(Социологическое.понятие личности)
2.Признаки личности
3.Личностные положения
4.Понимание личности
5.Личность не только объект
6.Уровни диспозиции
7.Вывод

Файлы: 1 файл

соц презентация на тему личность.pptx

— 709.86 Кб (Скачать файл)

  
Социологическое понятие личности  
 
 
 

 

Казахстанско-Российский Медицинский Университет

 

      Подготовила: Шлапко Э

Студентка 209 «А» группы о.м

Проверила: Абдыкаимова Н.Т

План:

 

    • 1.Введение(Социологическое.понятие личности)
    • 2.Признаки личности
    • 3.Личностные положения
    • 4.Понимание личности
    • 5.Личность не только объект
    • 6.Уровни диспозиции
    • 7.Вывод

Введение:

 

    • Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».

 

 

    • Человеческая личность изучается различными гуманитарными и социологическими науками. В социологии основное внимание при изучении проблемы личности уделяется социальным причинам, которые влияют на человеческое поведение. Основное понятие, используемое в социологии для обозначения процесса развития личности — понятие социализации. Оно обозначает процесс усвоения человеком социального опыта и знаний, норм и правил поведения, в результате чего он сам становится полноправным членом общества. 
    • В процессе социализации обычно выделяют две стадии: первичная социализация продолжается с момента рождения и до формирования зрелой личности; вторичная социализация представляет собой своего рода перестройку уже сложившейся личности. 
       
      Потребность в такого рода вторичной социализации связана с особенностями жизни в развитом современном обществе, где преобладает ориентация на достигаемый социальный статус, то есть общественное положение человека может неоднократно изменятся в течение его жизни, что предполагает овладение какими-либо дополнительными знаниями и навыками. В изучении особенностей ранней первичной социализации значительный вклад внесли американские социологи Чарльз Кули и Джордж Мид.
    • Чарльз Кули рассмотрел формирование личности ребенка в ходе его взаимодействия с ближайшим социальным окружением: родителями, сверстниками. Как отмечал Кули, существенное значение для развития личности ребенка имели мнения и оценки окружающих его людей, под влиянием которых ребенок обучался контролировать свои поступки. Окружающие люди выступали как своего рода зеркало, в которое смотрелся ребенок. Кули использовал такое понятие, как «зеркальное Я», то есть с точки зрения этого социолога именно под влиянием окружающих людей ребенок усваивал социальные нормы и правила и в конечном итоге становился самостоятельной личностью. 
    • Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. А само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.

 

    • Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности.

Признаки  личности:

 

 

    • Непременный и важный признак личности – индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик.

 

Личностные положения:

 

    • При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:
    • -личность присуща каждому человеку;
    • -личность есть то, что отличает человека от животных;
    • -личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
    • - личность есть индивидуальная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого.

 

Понимание личности:

 

    • В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.
    • Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность – это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

 

«Личность не только объект»

 

    • При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

 

Потребности:

 

    • В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.

 

Интересы,цели и мотивы..

 

    • Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.

 

    • Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители – стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды. Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

 

Уровни диспозиций:

 

    • Согласно концепции известного российского социолога В. А. Ядова, диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня – это установки на социальные объекты и ситуации, диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно-данных условиях.

 

    •  Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.
    •  

 

Вывод:

 

 

 

    • Таким образом, социологическое понятие личности выражает социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений.
    • Спасибо за внимание!

Информация о работе Социологическое понятие личности