Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:03, лекция
Из масштабности задач, стоящих в современном обществе перед социологией, логически вытекает объяснение, почему социологическая наука не представляет собой однородное однопредметное образование. Сложилось несколько уровней научного познания. Социологическое знание подразделяется по нескольким основаниям, например, как макросоциология, микросоциология и метасоциология.
Социология – наука об обществе. Связь социологии с другими науками
Термин «социология» для обозначения учения об обществе ввел в научный оборот в 1842 г. французский ученый Огюст Конт.
Societas (лат.) – «общество»
Logos (греч.) – «слово», «понятие», «учение».
Объектом изучения социологии является общество (общность индивидов и взаимосвязь между ними).
Предмет социологии – совокупность теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.
Общество – единая система, т.е. целое, состоящее из определённым образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах, каждый индивид в нём занимает строго определённую позицию
К предмету социологии относят:
Современная социология не мыслится без актуализации человека и формирует его социокультурную модель.
Таким образом, социология – наука об общих и специфических законах и закономерностях функционирования этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.
К функциям социологии относят:
Таким образом, в социологии все большее значение приобретают междисциплинарные связи как стимул развития не только науки, но и всей современной жизни. Наибольших успехов научные работники могут достичь, выстраивая мосты между разными дисциплинами. Современные студенты, которые хотят получить качественное образование, востребованное в будущем, должны учитывать не только особенности «своих», но и новейшие достижения «чужих» (и даже не обязательно родственных) дисциплин.
В социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знание и средства его получения. Первый компонент – социологическое знание – включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент – это и отдельные методы, и собственно социологическое исследование.
Методологическое знание включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.
Знание о предмете – это специально построенные классификации, или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.
В социологии применяются частнонаучные методы (например, наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии – это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации позновательной (исследовательской) деятельности; регулярные нормы или правила; совокупность приёмов и способов действия; порядок (схему или план) действий.
Из масштабности задач, стоящих в современном обществе перед социологией, логически вытекает объяснение, почему социологическая наука не представляет собой однородное однопредметное образование. Сложилось несколько уровней научного познания. Социологическое знание подразделяется по нескольким основаниям, например, как макросоциология, микросоциология и метасоциология.
Макросоциология – изучение общества как целого, а так же больших социальных систем и образцов взаимодействия между ними.
Микросоциология – изучение малых социальных структур, групп и непосредствен.
Метасоциология, объектом которой выступает не какая-то отдельная социальная реальность, а сама социологическая наука.
Наиболее устойчивым является подразделение социологического знания на теоретическую, прикладную и эмпирическую социологию.
Теоретическая социология («общая социология») – фундаментальные общесоциологические теории. Теоретическая социология в основном носит академический характер, представляя собой развитие собственно социологического знания, в какой-то мере «науку для науки», где вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатываются методологическая основа социологического познания.
Эмпирическая социология – конкретно-социологические исследования. Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академического характера.
Прикладная (отраслевая) социология – специальные частные социологические теории («теории среднего уровня»). Можно назвать несколько видов таких теорий:
- специальные теории, связанные
с изучением социальной
- теории, изучающие деятельность
социальных институтов (индустриальная
социология, социология управления,
социология образования и
- социологические теории,
исследующие основные виды
- теории, возникшие на стыке социологии и других общественных наук (социология права, экономическая социология, социология политики, социология конфликта и др.);
- специальные теории, изучающие образ жизни и отклоняющееся (девиантное) поведение людей (алкоголизм, проституция, наркомания и др.);
- футурология, глобалистика.
Само название «прикладная социология» показывает, что здесь доминирует не столько теоретический (научный), сколько практический интерес, поэтому здесь важны не просто знания, а конкретные деловые рекомендации. Именно поэтому прикладная социология сопоставляется с такими понятиями, как социальная инженерия, социальная технология, социальная гигиена, социальная терапия и т.д. С введением понятия прикладной социологии меняется и понятие предмета социологии, т.к. социальная структура подвергается дальнейшему дроблению.
В прикладном исследовании
по-своему решается и проблема соотношения
эмпирического и теоретического
исследования. Теория здесь используется
в готовом виде при составлении
программы исследования, при интерпретации
основных понятий, при анализе полученных
данных, при составлении отчётных
документов и т.д. Особую значимость
здесь приобретает система
Таким образом, социология выступает как научная система, т.к её основной целью является получение научного знания об обществе в целом или об отдельных его фрагментах. Это – та часть научного знания об обществе, которую можно было бы отнести к разряду фундаментального, т.е. имеющего чисто научный, или академический, интерес. Этот интерес сохраняется и в конкретно-социологических дисциплинах.
Социология, как и любая научная дисциплина, выступает не только в виде фундаментального, но и в виде прикладного знания со своими предметными и целевыми особенностям
Информация о работе Социология – наука об обществе. Связь социологии с другими науками