Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 15:30, реферат
Во второй половине 19 века социологическая мысль начала свое прогрессивное развитие, а теории, которые были разработаны в данный период, были настолько сильны в своем теоретическом изложении, что стали в последствии классическими для всей социологической мысли.
В этой связи, период с конца 19 века по начало 20 века многие ученые, социологи называют «базисным периодом всей социологии» и уделяют огромное внимание идеям, разработанным мыслителями данного времени.
Московский Архитектурный Институт
(Государственная Академия)
Реферат на тему:
Социология Г.Спенсера.
Выполнил студент III курса 7гр. Мышланов Н.Н
Москва 2015 г.
Оглавление
Введение
Во второй половине 19 века социологическая мысль начала свое прогрессивное развитие, а теории, которые были разработаны в данный период, были настолько сильны в своем теоретическом изложении, что стали в последствии классическими для всей социологической мысли.
В этой связи, период с конца 19 века по начало 20 века многие ученые, социологи называют «базисным периодом всей социологии» и уделяют огромное внимание идеям, разработанным мыслителями данного времени.
После того, как эволюционная концепция Ч. Дарвина прочно укрепила свои позиции не только в философии, но и в социологии, устремляя науку в исследование новых программ и методологических установок, эмпирическая мысль начала свое прогрессивное развитие.
Одним из самых выдающихся философов и социологов того времени являлся Г. Спенсер (1820-1903г.г.), который в своих научных и социологических исследованиях особое внимание уделял идеям эволюционизма.
Фундаментальная основа всех трудов Г. Спенсера заключается в желании дать объяснение всем явлениям, которые связаны с социальной сферой с точки зрения эволюционного процесса, который неотъемлемо связан с теорией Ч. Дарвина.
Актуальность данной темы и на сегодняшний день является бесспорной, так как творчество Г. Спенсера, чьи теоретические взгляды складывались под воздействием достижений естественных наук, стали ключевым звеном и сыграли огромную роль в дальнейшем развитии всей социологической мысли.
Целью данной работы является рассмотрение основ социологической мысли Г. Спенсера.
Для достижения данной цели необходимо выполнить несколько основных задач:
1. дать характеристику основным взглядам в области социологии Г. Спенсера;
2. рассмотреть теорию эволюционизма.
1. Социологические взгляды Г. Спенсера
После того, как эволюционная концепция Ч. Дарвина прочно укрепила свои позиции не только в философии, но и в социологии, устремляя науку в исследование новых программ и методологических установок, эмпирическая мысль начала свое прогрессивное развитие.
Одним из самых выдающихся философов и социологов того времени являлся Г. Спенсер (1820-1903г.г.), который в своих научных и социологических исследованиях особое внимание уделял идеям эволюционизма.
Фундаментальная основа всех трудов Г. Спенсера заключается в желании дать объяснение всем явлениям, которые связаны с социальной сферой с точки зрения эволюционного процесса, который неотъемлемо связан с теорией Ч. Дарвина.
Г. Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, примыкающая к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм.
При этом, Спенсер вразрез между этими двумя науками рассматривает и психологию, которая хоть и находит свое отражение в его научных трудах, но не оказывает на них существенного воздействия.
Разделяя социологическое мировоззрение Конта, Спенсер в некоторых вопросах оставался с ним не согласен. Одной из таких идей, которые не разделял Спенсер являлась идея о том, что вся социальная структура строится на убеждениях и идеях, которые существуют для того, чтобы вносить в данный мир существенные изменения.1
В отличии же от Конта Спенсер выступал сторонником того, что преобразование мира возможно только благодаря чувствам, с помощью которых идеи могут воплотиться в реальность, а сама социальная структура образуется не за счет идей, а за счет характеров.
Социологические факты невозможно получить путем исследования через специальные приборы, так как они устанавливаются благодаря сравнению большого количества данных. При этом, социальные факты, как считает Спенсер - это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы.2
Социальный же институт Спенсер рассматривает, как некий механизм самоорганизации совместной жизни людей, благодаря которому асоциальный человек по своей природе приобретает те качества, которые подвигают его на общие действия и тем самым дают возможность пройти процесс социализации.
Следует отметить, что теория социальных институтов, как структурных элементов общества, родилась задолго до Спенсера, но именно этот социолог занимаясь тщательной ее разработкой, создал единую доктрину, которая оказала огромное значение на формирование проблематики и методов социологии.3
Спенсер разработал несколько типов социальных институтов, которые имеют место быть в обществе:
1. домашний институт, который определял
проблематику брака и семьи, а
также воспитания спенсер
2. обрядовый институт, созданный в качестве регулятора обычаев, этикета;
3. политический, создание которого
предопределили конфликту
4. церковные институты, которые не имеют общего с религиозными институтами, а именно создаются, основываясь на функции духовенства, восходящего к действиям колдунов, чье зарождение способствовали войны. Затем данная каста превращается в организацию, основанную на вере и традициях, которая осуществляет контроль за социальной сферой;
5. профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда, а их значимость увеличивается в процессе перехода от военизированных обществ к индустриальным.4
В этой связи, стоит сделать вывод о том, что все социальные институты, которые были выделены Г. Спенсером, представляют собой нерушимую единую структуру всего общества. Функционирование одного института зависит от четкой работы другого института.
В целом же разработка социальных институтов выступала в качестве попытки системного исследования всего общества, в котором присутствует разделение сфер влияния и ответственности.
2. Эволюционизм Г. Спенсера
Стержневое воззрение всей концепции Спенсера является эволюционизм.
Эволюция рассматривается с точки зрения интеграции материи, благодаря которой бессвязная однородность переходит в связную однородность. Другими словами цельная социальность в которой целое является обществом не должно поглощать отдельного индивида.
Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам.
Социальные структуры, как считает Спенсер, рознятся между собой в зависимости типа сотрудничества, которое существует между индивидами и которое подчинено общей цели.
При этом сотрудничество может быть двух основных видов:
1. сотрудничество, осуществляемое в добровольном порядке;
2. сотрудничество, осуществляемое в принудительном порядке.5
Рассматривая социологию, как науку, Спенсер, так и не дал ей четкого определения, но при этом считал, что именно социология лишена всяческих классовых предрассудков и является в большей степени свободной в своем существовании в отличии от ряда других наук.
Его труд «Основания социологии» (1877 г.) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы на этнографическом материале. Он пытается теоретически реконструировать физическую, интеллектуальную и особенно религиозную жизнь первобытного человека, выяснить происхождение его основных идей и представлений.
Огромное значение Спенсер придал разработке аппарата социологии, основанного на понятиях и определениях. В своих работах данный ученый подвергает анализу множество социологических понятий, таких как социум, социальная структура, социальные функции.
Спенсер стал основоположником в разработке понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода.
Большое значение при этом сыграли исследования ученого в части сравнения социального мира и всех процессов, происходящих в данной социальном мире с биологическим организмом.
Подвергая анализу и сравнению всей социальной сферы с биологическим организмом, спенсер выявил, что эти две структуры рознятся между собой в том, что в биологическом организме все живое существует во имя целого, а в социальном мире происходит ровным счетом наоборот.
В своих трудах Спенсер отмечал, что существование социума обусловлено пользой для его индивидов.6 Социальный же институт Спенсер рассматривает, как некий механизм самоорганизации совместной жизни людей, благодаря которому асоциальный человек по своей природе приобретает те качества, которые подвигают его на общие действия и тем самым дают возможность пройти процесс социализации.
Следует отметить, что теория социальных институтов, как структурных элементов общества, родилась задолго до Спенсера, но именно этот социолог занимаясь тщательной ее разработкой, создал единую доктрину, которая оказала огромное значение на формирование проблематики и методов социологии.
Таким образом, социология у Спенсера выступает как всеобъемлющая наука, включающая общую теорию исторического развития или другими словами, эволюцию.
В «Основаниях социологии» Спенсера проводятся исследования духовной сферы первобытного общества и человека. Данный исследования, как считал сам Спенсер, имеют существенное значение для установления характера всей социальной жизни, так как преобразование мира возможно только благодаря чувствам, с помощью которых идеи могут воплотиться в реальность, а сама социальная структура образуется не за счет идей, а за счет характеров.
Данная работа посвящена анализу культуры, мировоззрения первобытного общества, а также вопросу о том, выступает ли данное общество неким организмом, или же представляет нечто иное.
Подвергая анализу данные сферы и находясь в поиске ответа на основной проблематичный вопрос об обществе и организме, который волновал ученого, он применял преимущественно сравнительно-исторический метод исследования.7
В этой связи, стоит подвести итог о том, что «Оснований социологии» Спенсера показывает, что он подчас чисто внешним образом соединяет взгляды, навеянные органической аналогией с результатами сравнительного изучения, этнографическими и историческими данными, которые рассматриваются с эволюционной точки зрения.
Это дает основание сказать, что в действительности социология Спенсера, ее содержание и смысл характеризуются не столько органической аналогией, сколько применением к изучению общественных явлений сравнительного метода. Именно он является у Спенсера исходной базой развития его социологической концепции.
Заключение
Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов.
Одним из самых выдающихся философов и социологов того времени являлся Г. Спенсер (1820-1903г.г.), который в своих научных и социологических исследованиях особое внимание уделял идеям эволюционизма.
Фундаментальную основу всех трудов Г. Спенсера составляет желание дать объяснение всем явлениям, которые имеют отношение к с социальной сфере с точки зрения эволюционного процесса, который неотъемлемо связан с теорией Ч. Дарвина.
Теория социальных институтов, как структурных элементов общества, родилась задолго до Спенсера, но именно этот социолог, занимаясь тщательной ее разработкой, создал единую доктрину, которая оказала огромное значение на формирование проблематики и методов социологии.
Все социальные институты, которые были выделены Г. Спенсером, представляют собой нерушимую единую структуру всего общества. Функционирование одного института зависит от четкой работы другого института.
В целом же разработка социальных институтов выступала в качестве попытки системного исследования всего общества, в котором присутствует разделение сфер влияния и ответственности.
Стержневое воззрение всей концепции Спенсера является эволюционизм.
Эволюция рассматривается с точки зрения интеграции материи, благодаря которой бессвязная однородность переходит в связную однородность. Другими словами цельная социальность, в которой целое является обществом не должно поглощать отдельного индивида.