Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:44, лекция
1. Предмет социологической науки. Структура социологии.
2. Место социологии в системе современного научного знания.
3. Функции социологии, её роль в преобразовании общества.
1. Предмет социологической науки.
Структура социологии.
Социология - относительно молодая наука.
Она возникла лишь в первой половине ХIХ
века. Ее основатель - французский ученый
Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел и сам
термин "социология", сложив его из
латинского societas - общество и греческого
logos - слово, учение. Таким образом, дословно
социология - это наука об обществе.
Но есть и другие науки, изучающие общество
- философия, экономика, история, социальная
психология и др. Все они рассматривают
общество под своим углом зрения, находят
свой аспект, свой участок изучения. Рассмотрим
отличия социологии от всех прочих гуманитарных
и социально-экономических наук.
Во-первых, социологи рассматривают общество
не просто как сумму отдельных индивидов,
а как систему - то есть целостную совокупность
связанных между собой взаимозависимых
элементов, находящихся во взаимодействии
друг с другом. В качестве таких элементов
могут выступать как отдельные личности,
так и социальные общности и социальные
институты.
Во-вторых, социология изучает не любые
взаимодействия, а лишь социальные - то
есть такие, которые возникают в результате
совместной деятельности людей, в результате
чего проявляется их влияние друг на друга.
В-третьих, особенность социологии заключается
в том, что ее интересуют не конкретные
отдельные и уникальные события человеческой
жизнедеятельности, а устойчивые и повторяющиеся
образцы поведения людей в обществе. При
сходных обстоятельствах поведение людей
имеет склонность к повторению (например,
поведение преподавателя и студентов
в учебной аудитории). Социология изучает
общество в динамике, в развитии, но прежде
всего (в отличие от исторической науки,
например) в центре ее изучения тенденции
функционирования современного общества.
Необходимо указать на сложности в определении
предмета социологии, что связано с тем,
что предмет социологии изменялся с течением
времени.[1] «Для лучшего понимания существа
предмета социологии важно представить
общество как структуру, т.е. не как простое
скопление индивидов, случайно взаимодействующих
друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом
расположенных упорядоченных частей,
взаимодействующих между собой в строго
указанных границах. Эти части могут
включать в себя как простейшие элементы,
каковыми являются отдельные личности,
так и совокупности этих элементов, или
социальные общности, объединенные по
определенным признакам[2]». В.Г. Харчева
отмечает, что «в широком смысле социологию
можно определить как науку об обществе.
В узком смысле собственно предметной
областью этой науки является личность
в социальных взаимодействиях, социальная
жизнь людей, так как общество изучается
именно через человека и его социальное
поведение, оценки, мнения, интересы и
т.д.[3]» Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс
социальных явлений, вытекающих из взаимодействия
людей и общностей. Понятие «социальное»
расшифровывается как относящееся к жизни
людей в процессе их взаимоотношений.
Жизнедеятельность людей реализуется
в обществе в трех традиционных сферах
(экономической, политической, духовной)
и одной нетрадиционной - социальной. Три
первые дают горизонтальное сечение общества,
четвертая - вертикальное, подразумевающее
деление по субъектам общественных отношений
(этносам, семьям и др.). Эти элементы социального
устройства в процессе их взаимодействия
в традиционных сферах и составляют основу
социальной жизни, которая во всем своем
многообразии существует, воссоздается
и изменяется лишь в деятельности людей.
Люди взаимодействуют, объединяясь в различные
общности, социальные группы. Их деятельность
носит преимущественно организованный
характер. Общество можно представить
как систему взаимодействующих и взаимосвязанных
общностей и институтов, форм и методов
социального контроля. Личность проявляет
себя через совокупность социальных ролей
и статусов, которые она играет или занимает
в этих социальных общностях и институтах.
При этом под статусом понимается положение
человека в обществе, определяющее доступ
к образованию, богатству, власти и проч.
Роль можно определить как ожидаемое от
человека поведение, обусловленное его
статусом. Таким образом, социология изучает
социальную жизнь, то есть взаимодействие
социальных субъектов по проблемам, связанным
с их социальным статусом.
Социология изучает разные уровни социальной
реальности и в силу этого имеет определенную
структуру. В современной социологии сосуществуют
три подхода к структуре данной науки.
Первый
(содержательный) предполагает обязательность
наличия трех основных взаимосвязанных
компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических
исследований, ориентированных на сбор
и анализ реальных фактов социальной жизни
с использованием специальной методики;
б) теории
- совокупности суждений, взглядов, моделей,
гипотез, объясняющих процессы развития
социальной системы в целом и ее элементов;
в) методологии
- системы принципов, лежащих в основе
накопления, построения и применения социологического
знания.
Второй
подход (целевой). Как и многие другие
науки, социология развивалась в двух
основных направлениях: фундаментальном
и прикладном[4]. Основанием для выделения
фундаментальной и прикладной социологии
служит различие в целях и задачах, которые
ставятся перед социологическими исследованиями. Фундаментальная
социология (базовая, академическая)
ориентирована на прирост знания и научный
вклад в фундаментальные открытия. фундаментальное
исследование ставит своей целью преимущественно
разработку научных теорий, развитие основополагающих
принципов социологии, выявление универсальных
взаимозависимостей и закономерностей.
Она решает научные проблемы, связанные
с формированием знания о социальной действительности,
описанием, объяснением и пониманием процессов
социального развития. Прикладная социология ориентирована
на практическую пользу. Прикладное исследование
направлено на решение каких-либо практических
проблем и задач. Это совокупность теоретических
моделей, методов, процедур исследования,
социальных технологий, конкретных программ
и рекомендаций, нацеленных на достижение
реального социального эффекта. Как правило,
фундаментальная и прикладная социологии
вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.
Третий
подход (масштабный) делит науку на макро-
и микросоциологию.
На макроуровне социология изучает крупномасштабные
социальные явления (этносы, государства,
социальные институты, группы и др.) и происходящие
в них исторически длительные процессы.
На микроуровне социология исследует
сферы непосредственного социального
взаимодействия, изучает поведение индивидов
в их непосредственном межличностном
взаимодействии, анализирует социальные
явления и процессы в относительно небольших
социальных системах (межличностные отношения,
процессы общения в группах, сфера повседневной
реальности). Макро- и микроуровни социологии
тесно взаимосвязаны, так как повседневное
поведение людей осуществляется всегда
в рамках определенных социальных систем
и институтов.
В социологии выделяются также содержательно-структурные
элементы разного уровня: общее социологическое
знание; отраслевые социологии (экономическая,
индустриальная, политическая, досуговая,
управленческая и др.); самостоятельные
социологические школы, направления, концепции,
теории.
Таким образом, социология представляет
собой разветвленную систему знания. Она
включает общую социологическую теорию
о становлении, развитии и функционировании
общностей различных уровней и об отношениях
между ними, исследует массовые социальные
процессы и типичные социальные действия
людей; теории среднего уровня (отраслевые
и специальные социологические теории),
имеющие более узкую предметную область
сравнительно с общей теорией; эмпирические
исследования. Социология как система
знания опирается на изучение фактов социальной
действительности, а ее теоретические
обобщения связываются воедино на базе
фундаментальных принципов истолкования
социальных явлений и процессов.
2. Место социологии в системе современного
научного знания.
Социология развивается не изолированно,
а в постоянной взаимосвязи с другими
общественными науками, занимая при этом
ведущую роль в системе общественных наук.
Во-первых, социология дает другим общественным
наукам научно обоснованную теорию общества
и его структурных элементов. Во-вторых,
представляет другим наукам технику и
методику изучения человека и его деятельности,
а также методы измерения этой деятельности.
Это проявляется, в частности, в том, что
другие общественные науки “социологизируются”,
в результате чего в их недрах формируются
новые направления исследований – социальные:
социально-экономические, социально-психологические,
социально-политические, социально-демографические
и др.
Политология, экономика, право и другие
общественные науки изучают лишь какую-то
одну сферу жизни общества, социология
же «изучает общество в целом как единую
целостную систему, как особый и единый
организм[5]» с присущими ему свойствами,
отношениями и закономерностями функционирования,
которые проявляют себя в любой сфере
жизнедеятельности, будь то экономической,
правовой или политической. В то же время
любой общественный процесс, изучаемый
специальными науками, входит как неразрывная
часть в обобщенный, целостный социальный
процесс.
Поэтому можно сказать, что социология
– это генерализирующая (обобщающая),
по словам П.А. Сорокина, наука по отношению
к другим наукам, изучающим общество и
человека. С другой стороны, в своих генерализирующих
функциях социология зависит от открытий
в других науках, таких, например, как история,
экономика, политология.
Наиболее близкими по предмету исследования
к социологии наукам считают обычно социальную
антропологию и социальную психологию.
Однако социальная антропология занимается
изучением локальных, простых, доиндустриальных
культур и обществ для определения происхождения
и процессов развития человеческого рода
и человеческой культуры. Социология же
изучает современные сложные общества.
Кроме того, социальная психология исследует
психологические причины, механизмы и
закономерности поведения людей в группах
и обществах, а также психологические
характеристики индивидов, групп и общностей.
Исторически тесная связь существует
между философией и социологией. Философское
познание было первой попыткой на абстрактном
уровне не только обеспечить, но и изучить
социальную реальность, став тем самым
предшественницей социологии. В силу этого
философия и социология имеют общие аспекты
в изучении социальной реальности, ибо
и та, и другая наука рассматривают общество
в целом, в его системности. При этом социальная
философия выступает как общетеоретическая
и методологическая основа социологии.
Например, при изучении какой-либо этнической
общности социология базируется и на философских
концепциях, которые позволяют раскрыть
универсальные основания бытия любого
этноса. С другой стороны, социология,
давая конкретный анализ различных проявлений
общественной жизни, поставляет материал
для философских обобщений. Однако философия
и социология различаются между собой
предметом, а также целями и задачами исследования.
Основное различие социологического и
философского подходов состоит в том,
что социология уделяет главное внимание
осмыслению полученного эмпирического
материала, а философия – сосредотачивается
на философском осмыслении теоретических
источников.
Немало общего есть между социологией
и историей. Обе науки изучают общество
как целое во всех его конкретных проявлениях,
основываясь на исследовании конкретных
фактов общественной жизни. Однако, если
историческая наука изучает только то,
что уже свершилось, то социология переносит
центр тяжести своих исследований на современность.
Социология отличается от истории и по
предмету исследования: если история изучает
все стороны, формы проявления общественной
жизни, то социология – только “социальное”
в обществе. Кроме того, социология отличается
от истории и социологии по своей природе
и сущности: социология выявляет повторяющееся,
типичное, сущностное в данном ряду социальных
явлений, и процессов, история же – конкретно-хронологический
ход событий во всей их индивидуальности,
неповторимости.
Тесная связь существует между социологией
и политологией. Политология в стремлении раскрыть
закономерности политической жизни как
одной из сфер жизни общества, не может
не учитывать особенности общества как
целостной социальной системы, на что
направлен социологический анализ. Вместе
с тем общество нельзя понять и тем более
реформировать без учета воздействия
на его развитие политических структур
и политических режимов. Особенно четко
проявляется связь социологии и политологии
в появлении такой специальной социологической
теории, как социология политики. Политическая
социология в то же время является частью
политологического знания. Однако, социология
и политология – разные науки: социология
исследует социальную жизнь, политология
– политическую реальность, политическую
жизнь.
Следует отметить, что взаимная связь
существует также между социологией и
экономическими науками, социологией
и правовыми науками, социологией и этикой,
социологией и педагогикой. Поэтому можно
сказать, что в широком смысле все общественные
науки взаимосвязаны и составляют одну
совокупную науку об обществе, взаимообуславливают
существование друг друга, хотя выделяют
различные аспекты исследования.
3. Функции социологии, её роль в преобразовании
общества.
Значение социологической науки определяется
в первую очередь теми функциями, которые
она выполняет в обществе.
Социология как самостоятельная от знаний
реализует все присущие общественной
науке функции: теоретико-познавательную, критическую,
описательную, прогностическую, преобразовательную,
информационную, мировоззренческую.
Вообще функции, гуманитарных наук принято
делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные,
и собственно
социальные.
Гносеологические функции социологии
проявляются в наиболее полном и конкретном
познании тех или иных сторон социальной
жизни. Социальные функции раскрывают
пути и способы их оптимизации. Существуют
и действуют функции только во взаимосвязи
и взаимодействии.
Основная из гносеологических функций
социологии – теоретико-познавательная, критическая.
Теоретико-познавательная функции подразумевает,
что социология - область научного знания,
т.е. отлична от обыденного знания, теологических
представлений, идеологии и представляет
знание специализированное, объективное,
доказательное. Это знание связано с использованием
специального языка и специальных методов
установления фактов и передаваемое посредством
образования. Реализуя критическую функцию,
социология дифференцированно подходит
к действительности. С одной стороны показывает,
что можно и нужно сохранить, упрочить,
развить ведь не все надо менять перестраивать,
и т. п. С другой стороны выявляет то, что
действительно требует радикальных преобразований.
Теоретико-познавательная, критическая
функция, естественно, состоит в том, что
социология накапливает знания, систематизирует
их, стремится составить наиболее полную
картину социальных отношений и процессов
в современном мире. К теоретико-познавательной
функции социологии относятся объективные
знания об основных социальных проблемах
развития современного общества. Что же
касается прикладной социологии, то она
призвана обеспечить надежную информацию
о различных процессах, происходящих в
разных социальных сферах общества, а
именно, об изменении социальной структуры,
семьи, национальных отношений и т. п. Очевидно,
что без конкретных знаний о процессах,
происходящих внутри отдельных социальных
общностей или объединений людей, обеспечить
эффективное социальное управление невозможно.
Степень системности и - конкретности
знаний социологии определяет эффективность
реализации ее социальной функции.
Описательная
функция социологии - это систематизация, описание исследований
в виде аналитических записок, различного
рода научных отчетов, статей, книг и т.
п. В них имеются попытки воссоздать идеальную
картину социального объекта, его действие,
взаимосвязи т. п. При исследовании социального
объекта требуется высокая нравственная
чистота и порядочность ученого, потому
что на основе данных, фактов и документов
делаются практические выводы и принимаются
управленческие решения. Эти материалы
есть точка отсчета, источник сравнения
для будущих поколений человечества. Социология
не только познает мир, она позволяет человеку
внести в него свои коррективы. Но человек
должен всегда помнить, что преобразование
общества - не самоцель, и преобразования
нужны лишь тогда, когда соответствуют
потребности и ценностям людей, ведут
к улучшению благосостояния и общества
и людей. Как бы ни была хороша полученная
социологами социальная информация, она
автоматически не превращается в решения,
рекомендации, прогнозы. Познавательная
функция социологии находит продолжение
в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая
функция социологии - это разработка научно обоснованных
социальных прогнозов. Прогноз опирается
на выявление тенденции и закономерности
развития социального явления, решающие
факторы, способные повлиять на прогнозируемый
объект. Обычно социологические исследования
завершаются образованием краткосрочного
или долгосрочного прогноза изучаемого
объекта. Краткосрочный прогноз опирается
на скрытую тенденцию развития социального
явления, а также на зафиксированную закономерность
в открытии фактора, который решающе воздействует
на прогнозируемый объект. Открытие такого
фактора - сложный вид научного исследования.
Поэтому в социологической практике чаще
всего используются краткосрочные прогнозы.
В современных условиях развития, когда
научному обоснованию социальных проблем
придается большое значение, социальный
прогноз занимает важное место в исследованиях
о развитии социального объекта.
Информационная
функция социологии представляет
сбор, систематизацию и накопление информации,
полученной в результате исследований.
Социологическая информация - самый оперативный
вид социальной информации. В крупных
социологических центрах она концентрируется
в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи,
руководители объектов, где проводились
исследования. В установленном порядке
информацию получают государственные
и другие управленческие и хозяйственные
учреждения.
Мировоззренческая
функция социологии вытекает из того,
что она объективно участвует в социально-политической
жизни общества и своими исследованиями
содействует прогрессу общества. Подразумевается,
что социальное знание, как и социально-гуманитарное
знание в целом, способствует оценочной
деятельности человека, т.е. выработке
его ориентации в обществе, его отношения
к себе и к другим. Мировоззренческая функция
социологии выражается в воздействии
на общественное сознание, создание ценностной
системы, культивирование правил и норм
поведения людей. История свидетельствует,
что в большинстве социальных революций,
реформ, реконструкций и трансформаций
именно социологические концепции того
или иного рода выступали ведущими в общественном
развитии. Социологические взгляды Джона
Локка сыграли важную роль в революции
1688г. при установлении либерально-демократического
режима в Англии, труды Франсуа Вольтера,
Жан Жака Руссо и других энциклопедистов
сыграли преобразующую роль во Франции
и т.п. Длительный период идеология марксизма
выступала ведущим интеллектуальным направлением
в России. Расистская идеология стала
основой нацистского путча и третьего
рейха в Германии.
Суть преобразовательной
функции социологии в том, что выводы,
рекомендации, предложения социолога,
его оценка состояния социального субъекта
служит основанием для выработки и принятия
определенных решений. Но социология лишь
наука, ее функция - разработка практических
рекомендаций. Что же касается их внедрения
реализации - это прерогатива органов
управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство,
что многие весьма ценные и полезные рекомендации,
разработанные социологами по преобразованию
современного общества, так и не нашли
на практике реализации. Более того, нередко
органы управления поступают вопреки
рекомендациям ученых, что приводит к
тяжелым последствиям в развитии общества.
При рассмотрении вопроса о роли социологии
в преобразовании общества следует подчеркнуть,
что социологические знания активно проникают
в широкие слои общества. Растущее число
специалистов применяют свою социологическую
подготовку в различных правительственных
учреждениях. Методы, разработанные социологами
и другими обществоведами, изучаются и
используются различными специалистами.
Яркий пример – опросы общественного
мнения. Разработанные и примененные главным
образом социологами и статистиками, они
стали важным методом исследования рынка
и опросов общественного мнения. Помимо
уже рассмотренных областей применения
социологии, деятельность социологов
и других обществоведов обеспечивает
поступление обширной информации, которая
важна для принятия решений в социальной
политике. Кроме того, социологическое
исследование может помочь определить
результаты мер социальной политики после
их реализации[6].
Кроме того, следует отметить, что для
развития социологии, так же как и других
наук, нужен определенный политический
климат, способствующей ее совершенствованию
и процветанию. «Для получения нового
знания необходимы свобода исследования,
свобода публиковать его результаты независимо
от того, как к ним могут отнестись, а также
уверенность в невозможности преследования
по религиозным и политическим мотивам.
В тоталитарных обществах развитие социологии
и других общественных наук парализовано
в результате периодического вмешательства
и репрессий со стороны властей[7]».
По мнению Э.А. Капитонова, социология
слишком долго находилась под влиянием
традиций прошлого, что приводило к несоответствию
между реальностью и социологическими
теориями. «Выражалось это в разрыве, между
тем, что может дать социологическая наука
на определенном этапе, и требованиями
реальности. Кроме того, в неспособности
понять и предвидеть новые социальные
изменения[8]».
Прямое воздействие на развитие социологии
оказывают общественные проблемы и кризисы.
В период Великой депрессии 30-х годов социологи
сосредоточились на исследовании безработицы
и ее влияния на семейную жизнь; в настоящее
время социологи уделяют большое внимание
проблемам секса и неравенства мужчин
и женщин. Эти примеры показывают, в какой
мере социология отражает проблемы общества
в целом. В то же время именно тот факт,
что социологи проводят исследования
каких-то явления или процессов, подтверждает
серьезность связанных с ними социальных
проблем. Классическое исследование расовых
отношений в США, проведенное Гуннаром
Мирдалом, результаты которого были опубликованы
в 1944г., оказало огромное влияние не только
потому, что убедительно подтвердило униженное
положение негров в этой стране, но и потому,
что наглядно продемонстрировало, насколько
такая ситуация противоречит идее равенства,
провозглашенной в Америке[9].
Состояние социологии в России отражает
противоречивость развития нашего общества,
где элементы прогресса соседствуют с
кризисными явлениями. На фоне ведущихся
исследования, расширения и дифференциации
подготовки социологов, освоения западного
опыта, издания журналов и монографий,
функционирования институтов, факультетов
и кафедр, коммерческих центров, звучат
пессимистические голоса об отсутствии
теоретической социологии. Ощущается
неудовлетворенность ролью социологии
в обществе, невостребованностью и ее
манипуляцией[10].
Как отмечает Т.И. Заславская, социология,
как и другие общественные науки, несет
определенную ответственность за то, как
именно осуществлялись реформы в России,
поскольку она была и остается их активным,
хотя и далеко не главным участником[11].
Российские социологи не часто обсуждают
на конференциях проблемы своей социальной
роли и ответственности. В отличие от западных
коллег, постоянно рефлектирующих по поводу
места социологии в обществе, ее взаимодействий
с различными институтами, ее участия
в осуществлении различных реформ, в России социология
социологии не получила заметного
развития. По мнению Т.И. Заславской, это
ошибка российских социологов. Для того
чтобы социология была действительно
полезной и нужной, ученые обязаны систематически
оценивать, обсуждать и, если надо, корректировать
свое участие в социальной трансформации
России[12].
Сложившаяся в России ситуация повышает
одновременно значение и ответственность
науки, профессионально изучающей процесс
социальной трансформации общества, преобразования
его структур и институтов, механизмы
взаимодействия социальных сил, определяющих
общественное развитие. Социологическое
сообщество должно выработать ясное представление
о подлинном (в отличие от декларируемого
политиками) социальном содержании осуществленных
и проектируемых реформ, всесторонне и
объективно оценить их общественные итоги
и вероятные последствия.
Т.И. Заславская считает, что современная
российская социология выполняет три
главных функции. «Первая, носящая собственно научный характер, заключается
в приращении фундаментальных и конкретных
знаний о строении и функционировании
общества и его крупных частей. Ее можно
назвать научно-познавательной. Вторая функция, которую я назвала
бы политической,
отражает взаимодействие социологии с
властными органами и состоит в содействии
эффективному руководству общественным
развитием. В основном она сводится к обеспечению
"обратных связей" управления путем
информирования органов власти о том,
как принимаемые ими решения реализуются
на местах, к каким результатам это приводит,
и как можно повысить эффективность реформ. Третья
функция нашей науки связана с формированием
гражданского общества. Она заключается
в методически надежном, доступном широкой
публике и регулярном информировании
общества о сущности происходящих процессов,
их причинах и результатах. Назовем эту
функцию гражданской[13]».
Однако достигнутый уровень развития
нашей науки еще недостаточен для полноценного,
профессионального участия в научном
обосновании реформ. Главные причины этого
заключаются, во-первых, в отсутствии достаточно
полного, надежного и конкретного знания
социальных структур, институтов и механизмов
функционирования современного российского
общества. Во-вторых, в неразработанности
общей теории или генеральной концепции постсоветского
общества, которая могла бы составить
методологическую основу специальных
отраслей социологического знания, наподобие
того, как это делал марксизм. Формирование
такой концепции — центральная задача
не только социологии, но и других общественных
наук. Однако ее решение упирается в проблему
не только времени, но и рождения новых
крупных талантов[14].
Наибольшие сложности связаны с выполнением
политической функции социологии. Обычно
наука и власть ориентируются на разные
ценности и говорят на разных языках. Поэтому
они плохо понимают друг друга даже в спокойные
времена, не говоря о таких конфликтных
и сложных периодах, как переживаемый
в настоящее время. Бесспорно, социология
как наука об обществе должна содействовать
повышению социальной эффективности проводимых
реформ. Естественной функцией ученых-обществоведов
является научное консультирование тех,
кто облечен правом так или иначе экспериментировать
над обществом. Однако, профессиональное
участие социологов в реформировании
общества затрудняется тем, что современный
правящий слой не заинтересован в сотрудничестве
с наукой и не склонен выслушивать ее мнения.
По мнению Т.И. Заславской, «самый естественный
способ взаимодействия социологии с властью
— это независимый объективный анализ
происходящего и, в случае необходимости,
информирование властных органов о фактических
результатах их действий и об общественной
реакции на принимаемые ими решения. Быть
может, к этому надо прибавить высказывание
собственного мнения о том, что следовало
бы поправить или сделать иначе. Но все
же наука, на мой взгляд, не должна прямо
работать на правительство, иначе она
перестанет быть наукой[15]».
Литература.
1. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании
России. http://www.msses.ru/tiz/
2. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону,
1996. – с. 364
3. Основы социологии. Курс лекций. Ч. 1/
Отв. ред. Эфендиев А.Г. – М., 1994.
4. Радугин А.А., Радугин К.А, Социология:
Курс лекций. – М., 1995.
5. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
6. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М.,1994.
7. Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник.
– М., 1997.
8. Яковлев И.П. О "точках роста" в социологии.//
Социс, 1999, – №1.
Информация о работе Социология и е роль в познании и преобразовании общества