Социология и ее понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки.

Содержание работы

Задание 1
1. Социология — наука об обществе 3
1.1. Понятие социологии в структуре социальных 3
1.2. Социология — система знаний 6
1.3. Структура социологии 8
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 11
2.1. Социология — наука о социальных отношениях
общества 12
2.2. Социологические исследования — инструмент познания
социальной реальности 13
2.3. Методы социального познания 14
2.4. Законы и категории социологии 16
2.5. Функции социологии 18
2.6. Социология в системе социальных наук 21
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Заключение
Литература 24

Файлы: 1 файл

КР Социология.docx

— 40.23 Кб (Скачать файл)

Вариант 1. Социология как наука

 

Задание 1. Социология как наука, ее объект, предмет и основные функции.

Задание 2. В левой колонке таблицы даются понятия, а в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.

 

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Фундаментальная социология

Формирует научные основы анализа  отдельных сфер общественной жизни  и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов  и законов их функционирования и  развития.

Отраслевая социология

Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой  области знания.

Эмпирическая социология

Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.


 

Задание 3. На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на человека. Первые утверждают, что предмет их изучения общество – важнее человека, оно определяет его судьбу и развивается по самостоятельным законам. Другие теории, напротив, подчеркивают нравственную, духовную и творческую значимость личности. Приведите примеры подобных теорий и определите, какую сторону заняли бы вы в этом споре: что «первично» - общество или личность.

Каждый человек любит  философствовать, но не каждый при этом является философом. Настоящие философы во все времена и эпохи брали  на себя функцию прояснения проблем  бытия, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в обществе.

В настоящее время существует очень много книг по философии, авторы которых ставят перед собой задачу выйти на мировой уровень философского знания, рассмотреть новые проблемы и их решения, характерные для  современной философии, довести  данные до человека в более доступной  форме, привлечь его внимание к проблемам, возникающим в обществе и во всем мире. В данной работе рассматриваются вопросы личности и общества; понятие личности; её свободы и ответственность.

Фрейд очертил следующую  структуру личности:                                                                            а) “Ид” (“оно”) – бессознательное  поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью  не осознаются.                                                                                                                  б) “Эго” (“Я”) – это осознание  человеком самого себя, своих желаний  и потребностей.              в) “Суперэго” – осознание человеком норм и правил общества.

        Из  теории Фрейда можно сделать  следующий вывод: личность –  это существо противоречивое. Конфликт  между бессознательным поведением  и нормами общества способствует  самореализации и развитию личности.

В споре, что важнее личность или общество -  я считаю,  что  важнее личность, т.к.   личности формируют  общество. Исходя из этого какие будут личности, такое будет и общество.     

Задание 4. Выберите правильный вариант ответа:

1. Социализацию можно охарактеризовать как:

А) процесс усвоения культурных норм, ценностей и освоения социальных ролей;

Б) социальный процесс, который заканчивается в зрелом возрасте;

В) социальное явление, связанное с поведенческими стереотипами.

 

2. Социальная структура – это:

А) совокупность взаимосвязанных экономически активных, трудоспособных людей общества;

Б) многомерное иерархически организованное социальное пространство, в котором группы и слои различаются социальным статусом;

В) совокупность устойчивых социальных общностей людей, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

 

3. Когда появилась социология как самостоятельная научная дисциплина:

А) после второй мировой войны;      

Б) в Древней Греции;     

В) в середине ХIХ века.

 

4. Творцом социологии считается:

А) Карл Маркс;                      

Б) Макс Вебер;                           

В) Огюст Конт.

 

5. Социология от обычного знания отличается тем, что:

А) она дает нам верные, несомненные, твердые знания;

Б) она дает нам систематизированные знания, имеющие эмпирические подтверждения;

В) она делает возможным научное управление государством.

 

 

 

 

Содержание

 

Задание  1

1.    Социология —  наука об обществе                                                   3

 

1.1. Понятие социологии  в структуре социальных                              3  

 

1.2. Социология — система  знаний                                                        6

 

1.3. Структура социологии                                                                      8

 

2.    Предмет и объект  социологии. Функции социологии                  11

 

2.1. Социология — наука  о социальных отношениях 

 

       общества                                                                                           12

 

2.2. Социологические исследования  — инструмент познания 

 

       социальной  реальности                                                                    13

 

2.3. Методы социального  познания                                                        14

 

2.4. Законы и категории  социологии                                                     16

 

2.5. Функции социологии                                                                       18

 

2.6. Социология в системе  социальных наук                                        21

 

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Заключение

Литература                                                                                                 24

 

 

 

Введение

 

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе  теорий, законов, категорий, принципов  и т. п. и выполняет особые функции  по отношению  к практике, исследует  определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в  общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями науки. Если,  абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  его отраслям. Но современное общество—не  механическое соединение различных  механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

    Что  же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономиче­ской и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и  свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной сфере  поставили в прямую зависимость результативность деятельности  предпринимателей — от  умения и  использования знаний о  конкретных  социальных механизмах, настроений и  ожиданий людей  и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать  общество, основу социального взаимодействия людей с целью   рационального использования  свободы  самоорганизации стала  социология.    

Ведь  социология изучала  общество, социальные отношения  и  социальные  общности, их деятельность, а философия хотя и  изучает  личность и социальные общности как  объекты и субъекты деятельности,  но делает это  на высоком уровне  обобщения —  на уровне раскрытия  их сущности, а не в развертывании  сущности  в действительности, выявлении  жизни  во всем  ее противоречивом  существовании как  это делает социология.

Социология  и ставит целью: помочь людям разобраться  самим в сложных проблемах  жизни. Ведь социология — это понимание  общества. Люди,  создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют  возможность  изменить  его, преобразовать, но прежде  познав. И  здесь-то на помощь приходит наука социология. 

 

 

 

 

1. Социология — наука о социальных отношениях  общества

 

Социология  — наука  о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных  отношениях между  общностями,  между  общностями  и личностью, наука  об обществе и общественных отношениях.

 Конечно   же, объектом социологического познания  есть общество. Но не просто  общество, а та сфера  социальной  действительности, на которую направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.  Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом  могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в  процесс социологического познания,  осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования  и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно  обращение к различным социальным объектам.

В  отличие  от объекта науки, ее предмет —  это существенные  свойства и  отношения объекта исследования, познание которых  необходимо для  решения теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает  с ним. Предмет социологического исследования обусловливается  свойствами объекта и характером проблем, стоящих  перед социологом, уровнем научных  знаний и средств познания, которыми он  располагает. Надо сказать, что  один и тот же социальный объект  может изучаться с целью решения  различных научных  проблем,  а  предмет исследования обозначает границы, в пределах которых  объект изучается  в конкретном исследовании. Согласно сложив шейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно  к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

Естественно, общество объективно состоит из различных  социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное  социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на  разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятель­ности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.    

 

2. Предмет  и объект социологии. Функции  социологии

 

Что же  представляет объект и предмет научного познания социологии?  Совпадают  ли объект  и  предмет социологии?  Нет, не совпадают. Объект  любой  науки  есть то, на что направлен процесс  исследования, а сфера предмета —  те стороны, связи и отношения, составляющие  объект изучения. Объект  социологии, как и других общественных наук —  социальная реальность, а поэтому  социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения  предмета социологии. Это лишь определение  объекта исследования, который часто  совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия  и др.). Социология наука о целостности  общественных отношений, обществе как  целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая  относительной завершенностью и  целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают  природа  и общества, которые соответственно и  изучаются естественными и  социально-гуманитарными отраслями  знаний. Каждый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные  части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении  объекта  и предмета социологии  как  науки состоит в том, как  понимать общество, процесс его  функционирования  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен  взгляд на общество  как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество представляется в виде  базиса и  надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы, ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных  социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение  общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования  личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и  важно определять общество  как  совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю  как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими  в своей жизни. Именно  цели есть специ­фическая  черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает   множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою  последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический  процесс рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла обоснование и развитие в трудах  многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития  общества  с разрешением противоречия между   стихийностью и сознательностью.    

Информация о работе Социология и ее понятие