Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:19, реферат
Целью данной работы является рассмотрение предпосылок возникновения социальных движений, их основные признаки и виды. А так же рассмотрение политического процесса и его структур.
Введение………………………………………………….………..2
1. Социальные движения………………………………………3
1.1 Структурные предпосылки возникновения социальных
движений…………………………………………………...……5
1.2 Признаки социальных движений…………………………….5
1.3. Классификация социальных движений……………………...6
1.4. Жизненные циклы социальных движений…………………...7
2. Политический процесс…………………………………….....
Введение………………………………………………….……
движений…………………………………………………...
Исследования последних лет показывают, что, вопреки пессимистическим прогнозам некоторых специалистов, граждане развитых демократий отказываются не от участия в политике, а от конвенциональных привычных форм участия (выборы, партийная деятельность и пр.) и все в большей степени используют неконвенциональные, прямые формы коллективного действия— петиции, демонстрации, забастовки, бойкот и т.п..
Коллективные действия, реализующиеся в новых социальных движениях (экологических, правозащитных, женских и др.), — это современные формы гражданской вовлеченности, представляющие собой неинституционализированный тип коллективного протестного действия, неформальные сети, базирующиеся на разделяемых всеми ценностях и солидарности, мобилизующие своих участников по поводу конфликтных проблем посредством регулярного использования различных форм протеста.
Проблема политической системы и политического процесса сама по себе не является привычной для нашей страны. Если в западных странах институты непосредственной и представительной демократии, участия народа осуществлении власти через политический процесс развивались давно, органично и постепенно; то в России реальный политический процесс конституируется лишь последние 10 лет. Новые общественные отношения требуют тщательного правового регулирования, прежде всего, конституционно-правового.
Конечно, нельзя говорить о полном становлении западного политического процесса, ведь политическая система, его база, всегда подвержена влиянию противоречивых факторов стабильности и динамизма. Скорее можно констатировать, что сложилась определенная модель или набор моделей политического процесса. Они строятся с теми или иными вариациями на таких китах как народовластие, плюрализм, верховенство закона, равенство граждан, разделение властей, политические права и свободы и т.д.
Целью
данной работы является рассмотрение
предпосылок возникновения социальных
движений, их основные признаки и виды.
А так же рассмотрение политического процесса
и его структур.
Обобщив
все социальные условия, благоприятствующие
возникновению и развитию социальных
движений, можно выделить основные предпосылки
их возникновения. Американский исследователь
социальных движений Д. Стокдейл отметил
пять таких основных условий, которые
он назвал структурными предпосылками
возникновения социальных движений: 1)
социальная неудовлетворенность; 2) структурная
блокада (барьеры в социальной структуре,
которые способствуют возникновению социальной
неудовлетворенности); 3) контакты и взаимодействия
между неудовлетворенными людьми; 4) уверенность
в том, что общие коллективные действия
могут ослабить социальную неудовлетворенность
и улучшить условия существования; 5) наличие
идеологии, оправдывающей предполагаемые
коллективные действия в социальных движениях.
Когда эти основные предпосылки появляются
у некоторой части общества, социальные
движения и соответствующие коллективные
действия становятся почти неизбежными.
В
стабильном, высокоинтегрированном обществе
с незначительными социальными напряжениями,
со слабой степенью отчуждения между социальными
группами очень редко возникают социальные
движения и немногие люди интересуются
ими. Тот, кто пришел к согласию с самим
собой и с обществом, вероятнее всего,
будет поглощен своими собственными заботами.
Эти люди смотрят на социальные движения
как на пустое развлечение и относятся
к ним равнодушно или враждебно. Но в изменяющемся
и постоянно дезорганизованном обществе
полностью удовлетворенные индивиды встречаются
редко, многие люди ощущают несправедливость
и неудовлетворенность. Недоверие к государственным
институтам, потерянность и отсутствие
устойчивых ценностей порождают взаимные
равнодушие, ненависть и недоверие; при
этом резко ощущаются границы, возникает
желание активно выступать против "чужих".
Все это служит прекрасной питательной
средой для самых разных социальных движений.
Вместе с тем существуют личности, наиболее
подверженные желанию выступать в социальных
движениях и активно изменять окружающую
действительность.
Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения. Каковы же основные условия, благоприятные для появления и развития социальных движений?
Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Концепция культурных течений была разработана американским социологом М. Герсковитцем (165, с. 581), определявшим культурное течение как процесс, в котором "небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден. Участвуя в культурных течениях, большинство людей развивают новые идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам. Можно также привести в качестве примера культурных течений постепенную эмансипацию женщин, тяготение людей к материализму или, наоборот, отход от материализма к духовной жизни и религии, наблюдающийся у некоторых категорий молодых людей.
Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие. В прошлом веке культурные течения в основном развивались в направлении достижения равных прав для всех видов социальных групп - мужчин и женщин, религиозных, политических, национальных меньшинств. Социальные движения, совпадавшие по своему направлению с культурными течениями, были весьма успешными, в то время как движения сопротивления культурным течениям терпели неудачу.
Социальная дезорганизация. Для уяснения значения дезорганизации для развития социальных движений приведем пример с лидерами. В каждом обществе в определенное время появляются сильные лидеры, которые ведут за собой некоторую, иногда даже большую часть общества. Однако, прежде чем появиться лидеру, должен существовать народ или социальная группа, нуждающаяся в нем. В стабильном, высокоинтегрированном обществе такие лидеры появляются весьма редко. Члены такого общества пребывают в благодушии и испытывают чувство безопасности, они не ощущают дискомфорта, весьма равнодушны к изменениям в общественной жизни, а потому редко присоединяются к социальным движениях. В изменяющемся, нестабильном обществе (безразлично, простое оно или сложное), как правило, процветают социальные движения.
Любое изменяющееся общество всегда в той или иной степени подвержено дезорганизации. Однако общества различаются по скорости происходящих в них изменений и по степени дезорганизующего воздействия этих изменений на культуру. Традиции же изменяющегося общества не имеют устоявшихся форм и потому не могут создавать устойчивое и управляемое поведение его членов. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Р. Мертон дал членам таких обществ некоторые основные социально-психологические характеристики: 1) чувство того, что те, кто управляет государством, равнодушны к чувствам и стремлениям его рядовых членов; 2) чувство того, что рядовой член общества не может достичь основных своих целей в обществе, которое видится как непредсказуемое и беспорядочное; 3) общее ощущение тщетности и бесполезности приложения усилий; 4) убеждение в том, что невозможно рассчитывать на какую-либо социальную и психологическую поддержку со стороны институтов данного общества (186, с. 672-682). Р. Мертон полагает, что комплекс чувств и мотивов такого рода можно рассматривать как разновидность аномии.
Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно демонстрирует несколько общих черт. Прежде всего оно базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. Во-вторых, всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. В-третьих, в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. В-четвертых, движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. Наконец, в-пятых, всякое социальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.
Реформистские — эти движения стремятся к изменениям лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами. Примерами таких движений могут являться профсоюзы, ставящие своей целью расширение прав работников; зеленые, выступающие с рядом экологических законодательных инициатив; движения, выступающие в поддержку введения смертной казни или права на аборт. Некоторые реформистские движения могут защищать изменения в обычаях или моральных нормах, такие как, например, осуждение порнографии и распространение некоторых религий.
Радикальные — такие движения выступают за изменения системы в целом. Они затрагивают вопросы фундаментальных общественных изменений, в отличие от реформистских. Примерами радикальных движений могут служить Движение за гражданские права в США, требовавшее полных гражданских прав и равенства перед законом для всех американцев, независимо от расы (это движение было довольно широким и включало в себя как радикальные, так и реформистские элементы); польская Солидарность — движение, требовавшее трансформации сталинистской политической и экономической системы в демократическую.
Прогрессивные (также используется термин инновационные) — движения, стремящиеся к внедрению в жизнь различных нововведений — новых институтов, законов, образа жизни, религиозных воззрений и т. д. К таким движениям можно отнести республиканские (по отношению к государственному устройству), социалистические, феминистские.
Консервативные (также используется термин ретроактивные) — движения, ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. К таким движениям относятся: экологические, фундаменталистские (в религиозном смысле), монархические.
Направленные на изменения социальных структур — движения, которые могут выступать, в частности, за изменения политической системы. Такие движения могут трансформироваться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако многие остаются за пределами реформистской политической системы.
Направленные
на изменения личности — к таким движениям
относятся религиозные движения, в том
числе сектантские.
Информация о работе Социология и политические движения в России