Социология и психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

1.Функция планирования.
2.Роль и место планирования в организационном функционировании.
3.Структура процесса планирования.
4.Типология планирования и его принципы.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 29.13 Кб (Скачать файл)

12.Социология и психология управления.

1.Функция планирования

2.Роль и место планирования  в организационном функционировании

3.Структура процесса планирования

4.Типология планирования и его принципы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.Функция планирования

 

Планирование – это процесс определения того, что нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь с ресурсами, с временем и пространством. Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления. В широком смысле планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение решаемого результата, предусматривает следующее.

В связи с этим одной из наиболее важных функций управления является социальное планирование, которое представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и важнейших средств их претворения в жизнь. Важно отметить, что термин «социальное планирование» впервые употреблен в «Новом курсе», который был предложен президентом Ф.Рузвельтом для выхода США из жесточайшего экономического кризиса начала 30-х гг. двадцатого века. В дальнейшем в американской социологии это понятия чаще всего применялось при разработке методов обеспечения социальной защиты населения.

Социальное планирование целесообразно рассматривать как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а также видеть его специфику в тех или иных национально-территориальных регионах, социальных группах, сферах общественной жизни, на различных уровнях социальной организации - от общества в целом до конкретного производства (например, при планировании работы с персоналом предприятия).

Для оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям в планировании применяются качественные и количественные характеристики состояния, тенденций и направления развития, которые называются социальным показателями, социальными нормативами и социальными ориентирами (например, важным показателем работы банка является оптимальное соотношение его прибыли и рисков). Показатели, нормативы и ориентиры определяются и рассчитываются как на базе статистических данных, так и на основе потребностей или возможностей общества.

Эти характеристики помогают обнаружить необходимость изменения комплекса конкретных параметров, связанных с возвышением личности: условий и содержания труда, быта и обстоятельств воспроизводства общественных индивидов; профессиональных, интеллектуальных, культурных, национальных, географических и других признаков, определяющих жизнедеятельность человека и стимулирующих его самореализацию.

Планирование развития экономики помогло нашей стране в кратчайшие (по историческим меркам) сроки стать одной из двух великих держав мира, победив в войне с фашизмом и быстро преодолев послевоенную разруху. Анализ опыта социального планирования, которое особенно интенсивно развивалось в России в 70-е - 80-е гг., показывает, что в качестве объектов данного вида деятельности могут выступать не только такие социальные институты, как производство, культура, образование, семья, но и образ жизни, поведение людей, социальные аномалии и т.п.

К сожалению, в 90-е гг. (при насильственном внедрении так называемых «реформ») государство фактически отказалось от планового регулирования хозяйства и других сфер общественной жизни, что во многом способствовало технико-технологической, экономической, социальной, политической и духовной деградации, физическому вырождению населения. В то же время США, Япония, Франция и другие развитые страны мира успешно используют индикативное (рекомендательное) планирование для совершенствования системы управления социально-экономической сферой.

Необходимо особо подчеркнуть, что выход из системного кризиса, в который ввергла Россию команда «реформаторов», неизбежно потребует не только более активного использования государственных методов регулирования экономики, но и обращения к зарубежной и отечественной практике социального планирования с целью расширения адресной поддержки социально незащищенных групп населения.

 

2.Роль и место  планирования в организационном  функционировании.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения на определенных временных горизонтах. Любое планирование представляет собой оценку поставленной организацией цели с точки зрения того, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны тогда, когда это станет нужно, и в тех количествах, которые потребуются.

Независимо от того, какой «комплект» функций приписывается процессу управления, и какие бы трактовки функций управления ни предлагали теоретики, в числе основных все они называют планирование.

Роль планирования в деятельности организации связана с финансовыми ресурсами, в первую очередь с денежными. Однако достаточно вспомнить о проблемах, связанных с неурожаями, войнами, забастовками, чтобы понять, что хотя деньги и важны, они являются лишь одним из факторов, которые следует учитывать при планировании. Это достаточно сложная задача, поэтому сотрудники предприятия, которые готовят данные для анализа и планирования, должны быть знакомы с математическими, статистическими и прочими методами прогнозирования. Весьма актуальны эти методы и для проведения маркетингового анализа. Прогнозирование емкости рынка и объемов продаж продукции - это отправная точка любого процесса планирования в рыночной экономике. Мы оставим рассмотрение этих процедур за скобками, поскольку это отдельная, весьма объемная часть управленческого экономического анализа. Для нас принципиально другое - прогноз объемов реализации используется в каждом цикле бюджетирования как основа первого из функциональных бюджетов (бюджета продаж), но бухгалтер-аналитик использует его лишь как одно из исходных данных, не углубляясь в то, как этот прогноз был получен. Эти данные относятся к сфере ответственности руководителя маркетинговой службы, роль же бухгалтера-аналитика состоит в координации процесса бюджетирования и сведении воедино данных поступающих из разных источников.

Профессиональная подготовка производственных, сбытовых и инвестиционных планов является важным фактором успешной деятельности предприятия в рыночной экономике. Необходимость составления планов определяется многими причинами, главной из которых является неопределенность будущего. Именно эта фундаментальная особенность нашего мира требует специальных упреждающих действий для оптимизации экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании или предприятия было абсолютно предопределенным, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда, кстати, видно, что главная цель составления любого плана - не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Другая причина составления планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану; кроме того, и негативные финансовые последствия менее значительны.

Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых действий с учетом существующих экономических и производственных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсов, а также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим в течение срока действия плана1. Важными факторами, которые следует учитывать при разработке планов, являются также уровень конкуренции, характер отрасли, в которой действует экономический субъект, и размер самого предприятия. Не следует недооценивать и общий уровень экономического развития и стадию экономического цикла 8 стране, поскольку они накладывают серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности. Так, например, в периоды экономических трудностей наблюдается резкое падение продаж в сферах компьютерного обеспечения бизнеса и продаж новых автомобилей. Организациям, связанным с этими областями бизнеса, не следует быть слишком уж оптимистичными в своих планах в периоды экономического спада.

Значение планирования в деятельности предприятия трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится организация, и одновременно критерий успешности ее деятельности.

 

3.Структура процесса  планирования.

Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:

- с централизованными  функциями планирования

- с децентрализованными  функциями планирования.

Соответственно этим формам строится система плановых органов конкретно субъекта хозяйствования. Функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая отделом планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно президенту или вице-президенту, занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.

При централизованной системе   планирования легче координировать работу взаимосвязанных предприятий. Однако с расширением масштабов деятельности фирмы, усиление процесса диверсификации и появлением многоотраслевых концернов планировать их работу из одного центра становится невозможным.

При  внутрифирменном планировании, плановую работу осуществляют по трем уровням. На уровне высшего руководства компанией имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса своих предприятий.

В этом варианте централизация перспективного планирования и децентрализация текущего способствует повышению инициативы отделений и предприятий в использовании производственных возможностей.

 

4.Типология планирования  и его принципы.

Чем «ближе к началу» общего процесса и «выше в их иерархии» является тип плана, тем он обобщеннее. Эта классификация содержит типы, обозначаемые понятиями политика, тактика, методы, процедуры, курс действий, правила и программы. Наряду с уже рассмотренными понятиями миссии организации, ее целей и задач, они образуют общий «каркас» всего процесса планирования, дают его временную развертку. Однако они же являются основными «этажами» — уровнями его иерархии.

Выбор общей стратегии деятельности и развития организации требует ее конкретизации и трансформации из предельно общего вида (каковой по необходимости должна выступать стратегия) в систему более частных, а значит, более пригодных для непосредственного исполнения видов плановых заданий. В связи с этим в теории управления разработана определенная типология.

Она достаточно разнообразна и включает ряд классификаций, в которых используются различные критерии-основания. Главной является классификация, базирующаяся на сочетании двух важнейших критериев. Первый — процессуальный, означающий связь того или иного типа плана с определенной фазой планирования. Второй — иерархический, вскрывающий соотношение выделяемых типов планов по их значимости. Производным от критериев процессуальности и иерархичности является параметр обобщенности планов.

Чем «ближе к началу» общего процесса и «выше в их иерархии» является тип плана, тем он обобщеннее. Эта классификация содержит типы, обозначаемые понятиями политика, тактика, методы, процедуры, курс действий, правила и программы. Наряду с уже рассмотренными понятиями миссии организации, ее целей и задач, они образуют общий «каркас» всего процесса планирования, дают его временную развертку. Однако они же являются основными «этажами» — уровнями его иерархии.

«Политика» представляет собой общее руководство действий и ключевых ориентиров для принятия решений в организации. Это — своеобразный «метаплан», задающий собой характер, способы и определяющий общий стиль реализации всех иных планов в данной организации. Политика как стиль воплощает в себе «дух компании», ее имидж, общий подход к способам достижения ее целей и задач. Стратегия — способ реализации долгосрочного планирования; тактика, в основном, соотносится с краткосрочными планами. Тактика — «краткосрочная стратегия», но одновременно — также и способ, которым реализуется общая стратегия. В своей совокупности согласованные в рамках общей стратегии тактики образуют целостный курс действий, представляющий собой, таким образом, согласованные и синхронизированные индивидуальные деятельности (отдельных исполнителей и подразделений организации) в направлении достижения ее целей.

Курс действий предполагает использование ряда основных методов организации, учитывающих не только ее цели и задачи, но в еще большей степени — специфику сферы и содержания ее деятельности. Понятно, что способы достижения одних и тех же целей (например, увеличения прибыли) будут очень разными, в зависимости от того, в какой сфере бизнеса эта прибыль максимизируется (скажем, в посреднических или производственных организациях).

Далее, конкретизированные с учетом специфики той или иной внешней ситуации общие методы приобретают вид процедур. Процедура есть совокупность действий (их конкретный план), которые необходимо реализовать в данной конкретной ситуации.

Наконец, если процедура описывает последовательность действий в той или иной конкретной ситуации, то правила точно определяют, как должно быть осуществлено каждое отдельно взятое действие в этой последовательности. Последнее из «плановых» понятий — понятие программы, фактически, интегрирует в себе все предшествующие понятия. Дело в том, что программа задает не только все необходимые ориентиры выполнения по содержанию (что и как должно быть сделано), но и дает ориентиры по времени (когда и в каком порядке необходимо реализовывать действия). Программа, следовательно, — это уже своеобразный алгоритм действий, позволяющий однозначно перейти от фазы собственно планирования (включая все его переходные этапы и уровни) к фазе исполнения.

Наряду с рассмотренной существуют и другие классификации типов планов. Между тем в ряде случаев и для решения ряда других задач такого рода дополнительные классификации также бывают полезны. Каждая из них носит менее общий характер, но целесообразна для решения той или иной конкретной задачи в практике управления. Так, различают: 
— долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование; 
— планирование взаимодействий с внешней средой и внутриорганизационное планирование; 
— планирование качественных изменений и количественных показателей;  
— глобальное (общеорганизационное) и локальное (относящееся к какому-либо подразделению) планирование;  
— «жесткое» и «мягкое» (гибкое) планирование;  
— «первичное» и «вторичное» планирование (во втором случае планы составляются не на основе оценки наличной ситуации, а на основе плановых предположений относительно ее изменения в ближайшей перспективе);  
— детерминистское (рационалистическое) и стохастическое (вероятностное) планирование и т. д.

Информация о работе Социология и психология управления