Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:50, реферат
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каж-дая наука возникает как ответ на потребности общественного раз-вития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII -- начала XIX столетия.
Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И нау-ка не об обществе вообще (общество изучают и социальная фило-софия, и история, и политология, и юридические науки, и культу-рология), а обществе в его социально-человеческом обличии. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе -- вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действитель-ность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние, как макросреды, так и микросреды.
Введение 3
1. Социология Э. Дюркгейма 5
1.1. Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма 6
1.2. Специальная монография Э. Дюркгейма 9
Заключение 14
Список используемой литературы 16
Обратившись к данным официальной статистики, исследованиям социологов и криминологов, Э. Дюркгейм выделил ряд эмпирических закономерностей: процент самоубийств выше летом, чем зимой; мужчины чаще заканчивают жизнь самоубийством, чем женщины; старые чаще, чем молодые; солдаты чаще, чем гражданское население; протестанты чаще, чем католики; одинокие, вдовые и разведенные чаще, чем семейные; горожане чаще, чем жители сел. Чем же объясняются эти закономерности? Стремясь ответить на этот вопрос, Э. Дюркгейм поочередно рассматривал предлагаемые в научной литературе причины самоубийств, отбрасывая несостоятельные. Так, опровергая бытующее представление о том, что самоубийство обязательно связано с психическими расстройствами, Э. Дюркгейм приводит такой пример: число женщин в психиатрических клиниках намного превышает число мужчин, в то время как число самоубийств среди мужчин выше, чем среди женщин. Другой аргумент - процент самоубийств увеличивается с возрастом, в то время как психические расстройства достигают своей высшей точки в годы зрелости - между 30 и 45 годами. Подобным образом социолог рассматривает и другие предлагаемые причины самоубийств - генетические, расовые, климатические и т.п. Отмечая их мнимость, Э. Дюркгейм подчеркивает, что они в лучшем случае могут лишь косвенно влиять на процент самоубийств. Итак, с точки зрения Э. Дюркгейма, единственными причинами самоубийств могут быть только социальные факторы. На примере исследования того, как то, или иное вероисповедание влияет на самоубийство, Э. Дюркгейм демонстрирует и доказывает эту свою идею. Католицизм, например, более старая и традиционная система верований и обрядов. Она обладает, по сравнению с протестантизмом, гораздо большей целостностью, силой убеждений, непримиримостью к новшествам, разрушающим общий дух. Все это обусловливает большую сплоченность религиозной группы (церкви) католиков. Протестантизм же связан с упадком традиционных верований, проникнут «духом свободомыслия» и критицизма. Его возможность объединять верующих значительно меньше, чем в католицизме, оттого и процент самоубийств среди протестантов выше. «Перевес на стороне протестантизма в сфере самоубийств происходит оттого, что эта церковь по существу своему менее целостна, чем католическая».
Таким образом, вопрос о причинах самоубийств сводится к вопросу о степени социальной интеграции индивида и факторах, разрушающих или поддерживающих эту интеграцию человека в человеческое сообщество. «Число самоубийств, - пишет Э. Дюркгейм, - обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид». Семья, дети, сельская жизнь - вот те социально интегрирующие факторы, которые предохраняют индивида от чувства социальной изоляции, следовательно, и от возможности самоубийства. «Мы предохранены от самоубийства лишь в той мере, в какой мы социализированы», - заключает Э. Дюркгейм. С другой стороны, более высокий процент самоубийств среди военных по сравнению с гражданскими лицами социолог считает следствием избыточной, чрезмерной интеграции военных и регламентации их жизни.
Интересна предложенная
Э. Дюркгеймом типология самоубийств
с точки зрения их причин. Социолог
выделяет три типа: эгоистическое, аномическое
и альтруистическое самоубийство.
Эгоистическое самоубийство. Его вызывает отделение, отчуждение индивида от общества, социальных групп, утрата социумом возможности регулировать поведение человека, воздействовать, влиять на него. «Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабляется его связь с обществом». Разрыв социальных связей, отсутствие поддержки со стороны коллектива, состояние разобщенности, ослабление уз, привязывающих человека к обществу, утрата социальной группой контроля за индивидом и его поведением - таковы причины эгоистического самоубийства. В этом контексте Э. Дюркгейм анализирует эгоизм, показывает, что он и связанный с ним крайний индивидуализм изолируют человека от общества. Однако истинными причинами самоубийства являются не они, а именно «больное общество», «коллективное бесчувствие», «социальная тоска», - это и порождает индивидуализм. По мнению Э. Дюркгейма, такой вид самоубийств распространён среди интеллигенции.
Альтруистическое
самоубийство. Характеризуя этот тип
самоубийств, Дюркгейм пишет: «Если, как
мы только что видели, крайний индивидуализм
приводит человека к самоубийству,
то недостаточно развитая индивидуальность
должна приводить к тем же результатам.
Когда человек отделился от общества,
то в нем легко зарождается
мысль покончить с собою; то же
самое происходит с ним и в
том случае, когда общественность
вполне и без остатка поглощает
его индивидуальность». Этот тип
самоубийства социолог анализирует
главным образом на примерах «низших»
обществ. Он говорит о датских
воинах, которые считали для себя
позором умереть в своей
Аномическое самоубийство.
Оно характерно для эпох быстрых и бурных
общественных перемен, например, периодов
экономических кризисов, когда рушатся
и теряют свое значение прежние нормы,
ценности, идеалы. Состояние общества
характеризуется аномией, то есть безнормием,
отсутствием общезначимой ценностно-нормативной
системы. Аномия порождает моральную неустойчивость
индивидов, она сопровождается неспособностью
людей адаптироваться к быстрым социальным
изменениям, неустойчивостью социального
положения индивидов, общественной и духовной
дезорганизацией общества. Аномическое
самоубийство рассматривается Э. Дюркгеймом
как бы с двух сторон. На общественном
уровне оно порождено социальной дезорганизацией.
«В момент общественной дезорганизации
- будет ли она происходить в силу болезненного
кризиса или, наоборот, в период благоприятных,
но слишком внезапных социальных преобразований
- общество оказывается временно неспособным
проявлять нужное воздействие на человека».
На индивидуальном - определенными свойствами
торгового и промышленного мира, его представителей,
которых социолог считает наиболее подверженными
этому типу самоубийства. Стремление к
наживе, необузданные стремления, неограниченные
желания, быстрые взлеты и падения, не
встречающие регламентирующего воздействия
со стороны общества нарушают моральное
и психическое равновесие человека, которое
часто и заканчивается самоубийством.
«В конце концов даже одно ощущение усталости
способно породить безнадежное разочарование,
ибо трудно не почувствовать всей бессмысленности
погони за недостижимым»Выделив три типа
самоубийств, Э. Дюркгейм, указывал, что
во многих конкретных случаях происходит
сочетание аномии и эгоизма, эгоизма и
альтруизма и т.п.
Заключение:
Социология -- это не
только теория, но и методология, т.е. такой
уровень теоретического знания, который
интерпретирован на языке социологии,
позволяющем оперировать информацией,
переложенной на язык индикаторов и показателей.
Например, сознание может быть представлено
через набор таких компонентов, как знание,
оценка, настроение, мотивы, ценности,
установки, ориентации и т.п. Именно оперирование
этими конкретными показателями позволяет
наполнить «кровью» и «плотью» некоторые
понятия, которые на уровне социальной
философии или социальной психологии
не требуют такой детализации и конкретизации.
Помимо методологии
для социологии очень важна методика
познания социальной реальности. И
не только потому, что она этим серьезно
отличается от других наук, а потому,
что она предполагает использование
статистико-математического
Между тем социология
отражает качественный этап в истории
человечества, когда общество предстало
перед нами в человеческом измерении,
когда не просто люди, а каждый человек
становился субъектом исторического
процесса, чему положили начало великие
буржуазные революции. Именно с этого
периода начина-ется новое осмысление
роли человека, всех без исключения людей
во всех ипостасях их сознания и поведения
и превращение их в активных участников
экономических, социальных, политических
и культурных изменений. Конечно, этот
процесс происходил постепенно, с трудом,
со срывами и отступлениями, но несомненно,
что человеческое измерение общества
пробивало себе путь и затем нашло отражение
в научной мысли. Конечно, этот этап в развитии
социальной мысли не мог начаться вдруг,
с открытого листа -- предпосылки иного
подхода к человеку и обществу созревали
исподволь. Но этим предпосылкам надо
отвести подобающее место, а не делать
пещерных людей представителями социологии
в период охоты на мамонтов или сбора урожая
с ветвей дикорастущих плодовых деревьев.
Социология как
наука призвана оперировать не умозрительными
схемами, а реальными проявлениями
жизни, что, прежде всего, находит отражение
в состоянии общественного
Список использованной литературы:
1. Гофман А.Б. Семь
лекций по истории социологии:
Учеб. Пособие. - М.: Кн. дом «Университет»,
1999. - 208с.
2. Кравченко А.И.
Социология: Учебник. - М.: Логос, 2000. - 382с.
3. Радугин А.А., Радугин
К.А. Социология: Курс лекций. - М.:
Центр, 2000. - 244с.
4. Российская социологическая
энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. - М.:
НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 672с.
5. Социология: Учебник
/ Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2000.
- 407с.
6. Тадевосян Э.В.
Социология: Учеб. пособие. - М.: Знание,
1999. - 272с.
7. Тощенко Ж.Т. Социология.
Общий курс: Учебник. - М.: Прометей, Юрайт,
1998. - 511с.
8. Фролов С.С. Социология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 344с.