Социология как наука, ее место в системе наук об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.

Содержание работы

Введение
1. Социология как наука
1.1 Предмет социологии
1.2 Метод социологии
1.3 Структура социологического знания
1.4 Функции социологии в современном мире
1.5 Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
2. Место социологии в системе наук об обществе
2.1 Социология и социальная философия
2.2 Социология и история
2.3 Социология и психология
2.4 Социология и политическая экономия
2.5 Социология и политические науки
2.6 Социология и правовые науки
2.7 Социология и этика, эстетика
2.8 Социология и экология, медицина
2.9 Социология и естественные, точные науки
2.10 Социология и междисциплинарные науки
Заключение

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 58.77 Кб (Скачать файл)

Еще одним видом опроса является экспертный опрос, в котором в  качестве респондентов выступают эксперты-специалисты  в какой-нибудь деятельности.

Следующий важный метод сбора информации – наблюдение. Это метод сбора  первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюдения используются различные  формы и приемы регистрации: бланк  или дневник наблюдений, фото-, кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрирует количество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения и неодобрения, вопросы  к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы, в процессе определенной деятельности, иневключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности; наблюдениеполевое и лабораторное (экспериментальное); стандартизированное и нестандартизированное; систематическое и случайное.

Первичную социологическую информацию можно также получить, анализируя документы. Анализ документов - метод  сбора первичных данных, при котором  документы используются в качестве главного источника информации. В качестве документов выступают официальные и неофициальные документы, личные документы, дневники, письма, пресса, литература и т.д., выступающие в виде письменных, печатных записей, записи на кино- и фотопленке и т.д. Разработаны методы качественного иколичественного анализа документов. Среди них можно отметить биографический метод, или метод анализа личных документов, и контент-анализ, представляющий собой формализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и др.)

Огромное число социологических  задач связано с изучением  процессов, происходящих в малых  группах (бригадах, семьях, отделах  фирм и др.). При изучении малых  групп используются различные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений  между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности  различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятся  и оцениваются людьми, запоминающими  различное положение индивидов  в данной группе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено «субъективное измерение» отношений в группе. Этот метод был предложен американским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия.

И последний метод сбора данных - эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального  объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в  соответствии с программой и практическими  целями исследования. Может проводиться  натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и  мысленный эксперимент - манипулирование  с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.

Разработка программы исследования завершается составлением рабочего плана исследования, составляющего  организационный раздел программ. Рабочий  план содержит календарные сроки  исследования (сетевой график), обеспечение  материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного  исследования, методики сбора первичных  данных, порядок и обеспечение  полевого наблюдения, и обеспечение  подготовок к обработке и обработки  первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.

Составлением рабочего плана завершается  первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй - основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.

1.3 Структура социологического  знания

Социологическое знание неоднородно  и имеет свою достаточно сложную  многоуровневую структуру. Как и  многие другие науки, социология развивалась  в двух основных направлениях: фундаментальном  и прикладном.

Основанием для выделения фундаментальной  и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые  ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем  и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно  разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два взаимосвязанных  уровня познания: теоретический и  эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные  с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремиться ответить на вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической  социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: «для чего изучается?».

Эмпирическое исследование может  проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной  социологии, если его цель выработка  практических рекомендаций – к прикладной социологии.

Связь между теоретическим и  эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня – понятие, введенное американским социологом Робертом Мертоном в 1947 г. для  обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей:

1.      между обществом и данной сферой общественной жизни;

2.      внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.

Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно  условно разделить на три группы:

1.      теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.);

2.      теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, и т.д.);

3.      теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).

1.4 Функции социологии

Общественное предназначение и  роль социологии в современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет. В самом  общем виде функции социологии можно  разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) и мировоззренческую.

Теоретико-познавательная функция  заключается в накоплении, приращении знания об обществе, о его структурных  элементах и процессах. Значение этой функции социологии растет в  связи с ускорением развития человеческого  общества. Особенно большое значение приобретает эта функция в  нашей стране, где происходят очень  глубокие и быстрые преобразования. Только на основе объективных знаний о происходящих в нашем обществе изменениях, их характере и направленности, которые может дать социология, мы сможем преодолеть нынешний кризис и  обеспечить устойчивое развитие страны.

Добывая объективное научное знание о происходящих социальных процессах  в стране, социология неизбежно высвечивает  те острейшие социальные проблемы, с которыми сталкивается современное  общество. Хотя многие из нас в определенной мере осознают их существование, но научное  выявление данных проблем социологией  придает им большую отчетливость в нашем сознании. В этом проявляется  познавательная функция социологии.

Весьма многообразны конкретные проявления практической функции социологии. Практическая направленность социологии проявляется, в частности, в том, что социология, исследующая общество как целостную  систему, способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех  или иных социальных явлений или  процессов, что особенно важно в  переходный период развития общества.

Социологическое знание, как уже  отмечалось выше, базируется во многом на эмпирических исследованиях. Осуществляя  в ходе эмпирических исследований сбор, систематизацию и накопление социологической  информации, социология выполняет информационную функцию. Невозможно в современном  обществе осуществлять обоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения не имеют  достаточного информационного обеспечения. В противном случае все произойдет по известной формуле: «хотели как  лучше, а получилось как всегда». На основе собранной объективной  информации социологи вырабатывают предложения и рекомендации для  политики и практики.

К прикладной функции социологии можно  отнести также такие специфические  научно обоснованные виды деятельности как социальное обслуживание населения (социальная работа), социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и  т.п.). Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических  направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.

Социология, изучающая общество как  целостную систему, создавая более  или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном  мире, формирует у людей систему  взглядов на человеческий мир и место  в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные  этими взглядами жизненные позиции  людей, их идеалы. В этом проявляется мировоззренческая функция социологии.

Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы  человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге полностью  реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая  функция социологии.

1.5 Основные принципы научного  исследования, реализуемые в социологии

1.         Принцип верификации и основные виды его реализации

Верификация (от лат. verus – искать, facio – делаю, т.е. доказательство, подтверждение) – это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Необходимо различать непосредственную верификацию (прямая, непосредственная проверка утверждений, умозаключений) и косвенную верификацию (опосредованную).

Непосредственная верификация  применяется, когда речь идет о конкретных явлениях (например, уровень жизни  студентов, эффективность рекламы)

Косвенная верификация играет большую  роль в социологическом познании и используется, прежде всего, для  обоснования макротеоретических положений и концепций. Так, Э. Дюркгейм, изучая причины самоубийства, не только обосновал идею о возрастании числа самоубийств в условиях крушения разделяемых в данном обществе ценностей, норм, что приводит к «атомизации» личности, для которой утрачивается предсказуемость поведения окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и косвенно обозначил более широкую проблему – проблему основных условий поддержания порядка в обществе, роль ценностей, норм, которые объединяют людей в единое целое.

Косвенная верификация нередко  выполняет свою роль, так сказать, «задним числом». Примером этого  является учение М. Вебера о социальном действии, в котором особое значение придано мотивационно-культурной составляющей. Выдвинув ряд основных элементарных понятий социологии, исходным из которых  было понятие социального действия, Вебер, естественно, не мог их прямо  верифицировать, в том числе и  социальное действие. Это понятие, как  и любое другое элементарное понятие, не может напрямую ни обосновать, ни опровергнуть, ни одно эмпирическое исследование. Но Вебер подошел к пониманию  и выделению социального действия на основе множества уже проведенных  собственных социологических исследований, в которых был использован  богатый, в том числе исторический, материал. Его основная идея о существенной роли мотивационно-культурной составляющей в организации любых социальных взаимодействий, тем самым была обоснована как бы «задним числом» на основании  анализа элементарных явлений.

Вообще системы любых отправных  понятий, как правило, обосновываются не впрямую, а косвенно. Позволяет  ли предложенное понимание элементарных понятий (личность, этнос и т.д.) описать, истолковать уже полученные эмпирические результаты? Не противоречит ли оно  полученным данным? Если не противоречит, то мы как бы считаем эти понятия  косвенно верифицированными.

Важно удержаться от недооценки принципа верификации в социологии, попыток  принизить значение этого принципа как якобы неучитывающего своеобразие социальной реальности. Отказ от этого принципа может превратить социологию из научно-рационального, доказательного знания в умозрительно-спекулятивное. В то же время и абсолютизировать принцип верификации. Очень часто в своих исследованиях ученый вынужден частично отвечать требованиям верификации. Более того, попытки свести всю проблему достоверности социологического знания к чисто эмпирической проверяемости резко сужают возможности широкого общетеоретического поиска, выдвижения предположений, гипотез, могут чрезмерно «заземлить» социологическое мышление и воображение, примитивизировать его. Иными словами, приверженность принципу верификации не должна препятствовать теоретическому анализу, масштабному поиску исследователя. Использование не только прямой, но и косвенной верификации, гипотетических предположений, рассуждений должно предохранять социологию от другой крайности – превращения в социальную статистику, бухгалтерию.

Информация о работе Социология как наука, ее место в системе наук об обществе