Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:12, контрольная работа
Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.
Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования “ Белорусский государственный технологический университет ”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
По “Социологии”
Тема: “Социология как наука, её предмет и функции”
ШИФР 24991
Впервые в научный
оборот понятие социологии
Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.
Объектом социологического
знания является общество. Объектом
социологической науки
И в этом
отношении все социологи
Общество − объект
изучения многих наук, которые
имеют каждая свой предмет
исследования. В общем виде −
объектом изучения является
Предмет изучения
социологии − это особенные,
специфические законы и
Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.
В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Социология изучает
специфические социальные
Также социология
изучает различные социальные
системы и структуры,
Процессы функционирования
общества подчинены
Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:
•в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;
•каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.
Объект социологии
− социальная реальность, которая
изучается специальными
Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.
1. С философией. Это две самостоятельные
науки с основополагающими
2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.
3. Экономика, право, психология,
педагогика, демография и т.д.
Социология дает этим наукам
научно-обоснованную теорию о
современном обществе и
Функции социологии.
1. Познавательная.
2. Прогностическая.
3. Управленческая.
4. Ценностно-ориентирующая
5. Мировоззренческая.
Социологическое значение неоднородно
и имеет свою достаточно сложную,
многоуровневую структуру, обусловленную,
прежде всего различием ресурсов
и уровней изучения социальных явлений
и процессов. Так, например, социология
исследует эти явления и
а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;
б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);
в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания − соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии − в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.
Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между макро- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.
Социологическое знание, включает в
себя системный анализ, общенаучные
методы, количественные оценки, может
рассматриваться как
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).
2) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.
3) социальная инженерия − уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)
Социология как
Особенно повышается роль социологии
в условиях преобразования нашего общества,
так как каждое принимаемое решение, каждый
новый шаг, предпринимаемый властями,
задевают социальные интересы, меняют
положение, поведение множества взаимодействующих
групп. В этих условиях органам управления
крайне необходима полная, точная и правдивая
информация о реальном положении дел в
любой сфере общественной жизни, о потребностях,
интересах, поведении общественных групп
в той или иной ситуации, а также о возможном
влиянии их поведения на общественные
процессы.
Не менее важной задачей социологии является
обеспечение надежной «обратной связи»
управления обществом. Ведь принятие самого
правильного и необходимого решения высшими
органами управления представляет собой
первый шаг преобразования действительности.
Это делает необходимым постоянный социологический
контроль выполнения решений, протекания
конкретных процессов в обществе.
Нельзя забывать также и о такой важнейшей
задаче социологии, как формирование у
людей социального мышления, а активизация
деятельности человека, социальной энергии
масс и направление ее в нужное обществу
русло. Эта задача адресована в первую
очередь социологам.
Задачи, которые стоят перед социологической
наукой, определяют ее функции.
Социология выполняет в обществе множество
различных функций. Главные из них таковы:
1) теоретико-познавательная — дает новые
знания об обществе, социальных группах,
индивидах и закономерностях их поведения.
Особое значение принадлежит специальным
социологическим теориям, которые раскрывают
закономерности, перспективы социального
развития общества. Социологические теории
дают научные ответы на актуальные проблемы
современности, указывают реальные пути
и методы социального преобразования
мира;
2) прикладная — предоставляет конкретную
социологическую информацию для решения
практических, научных и социальных задач.
Вскрывая закономерности развития различных
сфер общества, социологические исследования
дают конкретную информацию, необходимую
для осуществления контроля над социальными
процессами;
3) социальный прогноз и контроль — предупреждает
об отклонениях в развитии общества, прогнозирует
и моделирует тенденции общественного
развития. На основе социологических исследований
социология выдвигает научно обоснованные
прогнозы относительно развития общества
в будущем, которые являются теоретической
основой построения перспективных планов
социального развития, а также дает практические
рекомендации, разрабатываемые социологами,
для более эффективного управления социальными
процессами;
4) гуманистическая — разрабатывает социальные
идеалы, программы научно-технического,
социально-экономического и социально-культурного
развития общества.
Информация о работе Социология как наука, её предмет и функции