Социология как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки.

Содержание работы

1. Социология как наука и учебная дисциплина……………………………...3
2. Объект общественных наук и специфика предмета социологии…………4
3. Место социологии в системе наук об обществе……………………………6
4. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе…7
5. Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии………………………………..8
6. Структура (уровни) социологического знания……………………………..10
7. Типы социологических теорий………………………………………………12
8. Основные функции социологии……………………………………………..14
9. Методы исследования социальных наук……………………………………16
10. Специфика исследовательского метода социологии……………………..18
11. Основные законы и категории социологии………………………………..19
12. Понятие «социального» и его роль в социологическом знании………….21
13. Социология в современной России: актуальные задачи………………….23
Список литературы………………………………………………………………26
1

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

9

В действительности так  оно и происходило. В 30-е и 50-е  годы социологию смешивали с буржуазной наукой, которой не находилось места в марксистском обществоведении. Поэтому вопрос о предмете социологии означал вопрос о существовании социологии в принципе. Под идеологическим давлением чисто научная проблема приобрела политическую окраску.

 

В США ничего подобного не происходило. Научные вопросы решались в рамках самой науки. А наука понималась как непрерывно текущая работа, в которой постоянно возникает нечто новое; старое пересматривается, а окончательную истину получить невозможно. Что понимать под социологией в целом или социологией труда в частности, такой вопрос редко дискутировался с той остротой, которая всегда была присуща отечественной социологии. Под социологией каждый волен понимать то, что он считает нужным. Вот характерный пример.

 

6. Структура (уровни) социологического знания.

 

В организационной структуре  социологии выделяют три относительно самостоятельных уровня.

 

1. Фундаментальный, общесоциологический  уровень. Он представлен общесоциологическими  теориями.

 

Они включают в себя проблемы:

• осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нём человека;

• гносеологические проблемы социологии;

• проблемы разработки методов  изучения социальных процессов и  явлений;

10

 

• проблемы построения математических моделей социальных общностей и процессов.

 

Концепции, выдвигаемые  на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При  этом, как правило, не выделяются для  изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или  социальный процесс.

 

Задача теории этого  уровня – раскрытие универсальных  закономерностей данной области, обоснование  наиболее общих принципов.

 

На фундаментальном  уровне осуществляются взаимосвязи  социологии с другими науками  и областями научного знания: философией, историей, культурологией и т.д.

 

2. Теории среднего  уровня (термин введён американским  социологом Р. Мертоном).

 

Они занимают некоторое  промежуточное положение между  фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической  информации.

 

Такие теории призваны обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д.

Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:

11

 

1) теории социальных  институтов (социального государства, политических партий);

 

2) теории социальных  общностей (теория социальной  стратификации, этносоциология, социология  малых групп);

 

3) теории специализированных  социальных процессов (теории  конфликтов, девиантного поведения).

 

Теории среднего уровня – своеобразный мостик между общесоциологическими теориями и эмпирическими данными.

 

3. Эмпирический уровень  – первичное обобщение эмпирических  данных.

 

На этом уровне осуществляется сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

Кроме внутренней дифференциации, социология в процессе своего развития вступала во взаимодействие с другими науками. Так возникли смежные науки на стыке социологии и других наук: социальная психология, социальная статистика, социальная антропология, социальная демография, социальный менеджмент.

 

7. Типы социологических теорий.

Социологические теории имеют специфическую структуру. В современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта

12

Мертона (т.е. с начала 20 века) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений  и соответственно три типа теорий:

 

 Первый – общая социологическая теория («общая социология»), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности. При этом теоретическим и методологическим базисом общей социологической теории выступает социальная философия.

 

Второй уровень предметного  рассмотрения – частные («среднего  ранга») социологические теории, имеющие  своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия своих объектов исследования частные теории оказываются представленными двумя относительно самостоятельными классами частных теорий – специальными и отраслевыми теориями.

 

Третий уровень - специальные теории исследуют сущность, структуру, общие  закономерности функционирования и  развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы  общественной жизни, понимая последнюю  как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т. д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает прежде всего как общая теория этого класса явлений. Отраслевые теории исследуют социальные (в указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни – экономической, политической, культурной. Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т. д.

13

В отличие от специальных  теорий отраслевые не являются общими теориями данных классов явлений, ибо  исследуют лишь один из аспектов их проявления – социальный. Для отраслевых теорий характерен «стыковочный» характер их исследовательской практики. В онтологическом плане все социологические теории подразделяют на три основных разновидности:

 

1) теории социальной  динамики (или теории социальной эволюции, развития);

 

2) теории социального  действия;

 

3) теории социального  взаимодействия.

 

8. Основные функции  социологии.

 

Функции социологии:

 

1. Познавательная - как  наука социология дает прирост  нового знания о различных  сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.

 

2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая  наука не только познает социальные  реальность, но и обладает управленческим потенциалом.Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего

14

совершенствования теоретической  социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.

 

3. Функция социального  контроля позволяет снять социальную  напряженность и кризисы в  обществе, информируя властные структуры  об усилении деятельности социального  контроля над процессами в обществе.

 

4. Идеологическая функция  в том, что данные социологии (знания) используются для выработки  определенного менталитета, ценностных  ориентаций, стереотипов поведения  , имиджей. Социологическое знание  может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.

 

5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в  способности вырабатывать прогнозы  о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

 

Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное  место в социальных науках.

Объект социологии - социальная реальность , современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов.

15

 

Социальная общность - базовая социологическая категория, которая должна стать главным  предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть "социум" в наиболее точном значении этого понятия.

 

Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует "социальный процесс", формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие).

 

Социология является наукой о современном обществе как  целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении  и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.

9. Методы исследования  социальных наук.

 

Выдвижение и проверка гипотез:

 

Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

16

 

В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана.

 

Наблюдение:

 

В социологических исследованиях  под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке.

 

Опрос:

 

 Опрос – самый  распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.

 

Выборочное обследование:

Принципы выборочного  лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование.В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяет делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы или оценки.

17

 

Качество оценок самих  результатов зависит от концептуально-аналитических  подходов экспертов, их идеологической ангажированности.

 

 Социальный эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий.

 

Контент – анализ:

Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан  на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений).

 

10. Специфика исследовательского  метода социологии.

В.И. Гараджа определяет 3 важнейших социологических метода для анализа религии: опрос, наблюдение, эксперимент. Автор отмечает, что  при использовании этих методов  исследователь может столкнуться с проблемой несовпадение рациональных действий и религиозных чувств, поскольку интервьюеры, чаще всего, бояться впустить чужого человека в интимный мир религиозный переживаний. Такое недоверие трудно преодолеть методами количественного анализа, специфика религиозных переживаний продается лучшему прочтению в свете качественных методов. Поиск смыслов, а не жестких логических структур в религиоведении, в том числе и полевом, более продуктивно. Душевное состояние подвергается не жесткому воздействию статистики или выборки, но обволакивающему включенному наблюдению. Качественные методы в данном контексте обладают лишь одним недостатком - ограниченностью пространственно-временного фактора - применение методов возможно либо в одной общности либо в течении определенного периода времени погружения. Именно в полевом

18

религиоведении кейс-стади, этнопсихологическая методика и  включенное наблюдение позволяет определить религиозное состояние, как отдельной  общности, так и индивида. При  работе в поле расширить эти рамки можно включив в инструментарий исследования глубинное интервью, биографическое интервью, глубокий анализ социально-исторического контекста, тактику детального описания и тактику построения теории случая.

Информация о работе Социология как наука и учебная дисциплина