Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:44, контрольная работа
Термин социология состоит из сочленения двух слов: латинского soci(etas) – общество и греческого logos – наука, знания, означая буквально «наука об обществе». Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ-позитивист Огюст Конт.
1) Объект и предмет социологии……………………………………………………………2
2) Структура социологии…………………………………………………………………….5
3) Функции социологии……………………………………………………………………...7
4) Основные понятия…………………………………………………………………………8
5) Литература………………………………………………………………………………….9
План:
Объект
и предмет социологии.
Термин социология состоит из сочленения двух слов: латинского soci(etas) – общество и греческого logos – наука, знания, означая буквально «наука об обществе». Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ-позитивист Огюст Конт.
Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект социологии столь же объективен, как объект изучения физики, биологии и других наук. Но он обладает и весьма существенными отличиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления, вплоть до мельчайших частиц. Не зависят ни в коей мере от сознания человека, т.е. является вполне и абсолютно объективным, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов и их групп. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположник социологии, французский мыслитель О.Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе.
С точки зрения немецкого социолога М.Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремиться понять и истолковать. Социальное поведение, по М.Веберу, – это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
В трудах Г.Спенсера, Дж.С.Миля, Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма, П.Сорокина, Т.Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюркгейм, в частности, отмечал решающую роль для определения предмета данной науки изучение «социальных фактов», К.Маркс – «общественных отношений» и «борьбы классов», Г. Зиммель – «социальных взаимодействий», П. Сорокин – «социальной структуры», Т. Парсонс – «социальной системы», Н. Луман – «коммуникационные процессы в системах», Э. Гидденс – структурационные действия социальных субъектов. П. Сорокин подчеркивал, что социология не единственная наука об обществе, ведь общество изучают и другие науки, например, история, политология, экономические науки. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен «хомо экономикус» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является «хомо политикус», религиоведение— «хомо религиозус». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдельный, пусть очень важный срез общественных процессов и отношений, но прежде всего человека как существо социальное, становящегося человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. феномен «хомо социалис». Поэтому она носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономической теории, политологии, психологии, юриспруденции, теории культуры. От психологии социология отличается тем, что она исследует не закономерности внутреннего, психического мира человека и его различные проявления, — познавательные, мотивационные, операциональные и др., а интересуется прежде всего социальными взаимодействиями, складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции ее основное отличие состоит в том, что первая специализируется на противоправном поведении, а вторая исследует все виды поведения.
Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что предмет социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которого являются, с одной стороны, общество как многосложная и многоуровневая система, а с другой, – человек, личность. Но общество не есть сумма изолированных и независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподобие картошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаимодействуют с другими людьми и только в процессе такого взаимодействия формируется и функционирует общество. Поэтому общество перед взором социолога предстает как многоплановая картина многообразных взаимодействий различных людей. Причем люди наряду с тем, что они связаны какими-либо отношениями с другими людьми (отношениями дружбы, родства, сотрудничества, соперничества, вражды и т.п.), еще и взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в определенные группы (семейные, предпринимательские, политические, спортивные и т.д.). А это означает, что социолог может с большей или меньшей степенью достоверности и точности изучить общество только в том случае, если исследует структурные связи между составляющими его элементами, т.е. получит знание о социальной структуре общества. К такому выводу подталкивает вполне очевидный факт: в своих взаимоотношениях друг с другом каждый из людей обладает определенным социальным статусом: президент, генерал, солдат, инженер, актер, доцент, студент, а следовательно, выполняет определенную социальную роль – отца, продавца, покупателя, учителя, ученика, руководителя и т.п.
Названные социальные статусы и роли чаще всего бывают соотносительными: ведь отцом можно быть по отношению к кому-то, руководителем – по отношению к подчиненным, продавцом – по отношению к покупателям, учителем – по отношению к своим ученикам. Взаимодействие людей в соответствии с их статусами и ролями свидетельствует о том, что индивиды объединяются для достижения своих целей, для удовлетворения своих потребностей и интересов в определенные группы - семейные, производственные, спортивные и др. Однако и сами индивиды, и свойственные им статусы, и роли, и образованные в результате их взаимодействия социальные группы не остаются неизменными, они изменяются, развиваются, т.е. обладают определенной динамикой. Сама же динамика в развитии индивидов и их групп зависит от социальных условий их существования.
Все
сказанное позволяет уточнить определение
предмета социологии как науки. Предметом
социологии является исследование взаимодействия
личностей и социальных групп в их структурных
взаимозависимостях в определенных условиях
их существования и в процессах их изменения
и развития в обществе.
Структура
социологии.
Как
и всякая другая наука, социология должна
пройти процесс внутренней институционализации.
Внутренняя институционализация означает
совершенствование
Данная
классификация позволяет
Наряду
с этими тремя уровнями, социологи
выделяют также внутри своей науки
макро- и микросоциологию. Макросоциология
исследует крупномасштабные социальные
системы и исторически длительные процессы.
Микросоциология изучает повсеместное
поведение людей в их непосредственном
межличностном взаимодействии. Эти уровни
не могут рассматриваться как находящиеся
на различных плоскостях и не соприкасающиеся
друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны,
так как непосредственное, повседневное
поведение людей осуществляется в рамках
определенных социальных систем, структур
и институтов. В таблице 1 детально показано,
каким образом различные уровни социологического
анализа пересекаются в различных плоскостях
человеческого взаимодействия.
Таблица
1
Уровень | Элементы | Примеры |
Межличностный | Типовое взаимодействие
(по правилам) |
Игра в футбол |
Ролевое поведение | Тренер – игрок | |
Социальный статус | Адвокат – собственник | |
Межличностные связи | Студенты института | |
Групповой | Первичная группа | Компания друзей |
Организация | Больница | |
Групповое отношение | Труд – управление | |
Продолжение таблицы 1 | ||
Социентальный | Институт | Религия |
Социальный порядок | Монархия | |
Класс и слой | Дворянство | |
Город и общность | Москва | |
Мировые системы | Международные отношения | ООН |
Межнациональные организации | Гринпис | |
Глобальный институт | Ислам | |
Мировая взаимозависимость | Производство нефти |
Например, группа – это люди объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство – это также группа, рассматриваемая на социетальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматривается отношение государства с другим государством.
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т.д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Все
крупные сферы общественной жизни
исследуются на основании социологических
методов. Например, социология труда
изучает труд как социально-экономический
процесс во всем многообразии его
связей с социальными институтами.
В ней органически связаны
теория и практика социального управления
трудовой деятельностью людей. В
поле зрения социолога находятся
социальные формы и условия труда,
его коллективный или индивидуальный
характер, социальная организация совместного
труда. Социология труда характеризует
различные социально-
Функции
социологии.
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.