Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы установить, в чем заключается концепция социально-классовой структуры общества.
Для реализации заданной цели поставлены следующие задачи:
- дать определение обществу;
- определить понятие социальной структуры общества;
- проследить историю происхождения классов, а также рассмотреть деление общества на классы основанное на марксистском учении о классах.

Содержание работы

Введение
1. Что такое общество?
2. Понятие социальной структуры общества
3. Происхождение классов. Деление общества на классы. Марксистское учение о классах
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Помимо основных и неосновных классов структурным элементом  общества являются социальные слои. Социальные слои – это промежуточные или  переходные социальные группы, не имеющие  ярко выраженного отношения к  средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (например, интеллигенция).

Плодотворной представляется идея о том, что стабильность иерархической  структуры общества зависит от удельного  веса и роли среднего класса. Занимая  промежуточное положение, средний  класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.

Заключение

В недавнее время, в нашей стране, в условиях идеологического  диктата, в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское  определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, но, тем не менее, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи и отношения. Ведь социально – классовая структура  общества  предполагает рассмотрение общества как целостной системы,  имеющей внутреннюю  дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой.  Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов,  например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов. Вся сложная  совокупность  социальных общностей,  которая существует в современных условиях, представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил,  а органическую социальную систему,  качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества,  что в ней различные социальные общности, взаимопроникая,  переплетаясь,  взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Библиографический список

1. Радаев В.  В., Шкаратан О. И. Социальная  стратификация: Учебник для вузов.  – М., 1996.

2. Г. В. Осипов  Социология – М., 1990.

3. Э. В. Тадевосян  Социология. Учебное пособие. –  М., 1995.

7.5. Социально-классовая структура общества 

Социально - классовая  структура определяется на основе экономических  признаков и их отражении в  остальных сферах общественной жизни (политической, социальной, духовной). При определении социально-классовой структуры в период существования СССР в ней выделялось два дружественных класса - промышленные (рабочий класс)  и сельскохозяйственные  рабочие  (крестьянство); слои - интеллигенция, служащие, военнослужащие, духовенство и т.п.; деклассированные элементы - бомжи, проститутки, тунеядцы. Зарубежные ученые подвергали резкой критике такой подход, как не соответствующий действительности, как надуманный. По законам логики и диалектики если есть рабочий и,  тем более наемный рабочий, то должен быть и работодатель.

В существовавшем в бывшем СССР и советской России социалистическом способе производства все средства производства были национализированы, то есть практически вся собственность находилась в руках государства. Управление государственной собственностью на средства производства осуществляли так называемые представители партии и правительства на местах, распределяя совокупный общественный продукт между социальными общностями, группами, личностями. Иллюзия реального управления развитием общества всеми его членами создавалась под давлением идеологических установок коммунистической партии при помощи партийных и других видов собраний в системе всеобщего избирательного права только тех кандидатов для осуществления реального управления, которые одобрены партией. Государство практически отождествлялось с понятием советского общества.

Но в соответствии с законом единства и борьбы  личного и общественного должна была быть личность, обладающая какой-то личной, частной собственностью, которая сводилась в основном к владению только личными предметами потребления. Действие объективных законов существования, функционирования и развития общества невозможно отменить. По этому в обществе реально существовала объективная предпосылка в функционировании и развитии личности, которая выражалась в тенденции формирования частной собственности на средства производства, которая сдерживалась силовыми методами со стороны государства, отменяясь декретами, юридическими нормами и законами, постановлениями партии и правительства. В сущности проводимых периодических “чисток”, репрессий на различных уровнях общественной иерархии можно увидеть и реализацию  цели - не допустить перераспределение собственности и формирования частной собственности на средства производства. Все это проводилось от имени народа. Реальное изучение объективной социальной реальности не проводилось, социология как наука была официально запрещена , исторический материализм, как составная часть марксистско-ленинской (была еще трактовка - учение ”Маркса - Ленина - Сталина”), стал апологетом (защитником) существовавшего общественно-политического строя, превратился из научной идеологии в политическую. Вот по этому и родилась представленная выше “научно обоснованная” социально-классовая структура общества, основанная не на объективных законах существования, функционирования и развития общественных систем, а на субъективных установках, на выдавании желаемого за действительное.

Основываясь на признаках классов по Ленина В.И. и стратификаций по Сорокину П.А. (рис. 12), на положениях экономической теории, в экономической сфере жизни общества  выделяются основные фазы ее функционирования - производство, обмен, распределение и потребление. Все живущие люди участвуют в процессе потребления, но не все люди профессионально занимаются процессом материального производства благ, в процессах обмена и распределения в современном российском обществе (дети, инвалиды пенсионеры и т.п.). При этом существуют    общности    людей,   которые обеспечивают функционирование конкретного способа производства, обмена и распределения (служащие и работники здравоохранения, педагоги, ученые, военнослужащие, милиция и т.д.), а так же изолированные и отстраненные от участия в этих процессах (так называемые деклассированные элементы: заключенные, безработные, психически больные и т.п.). Социально - классовая структура охватывает, в первую очередь, работоспособное (трудоспособное) население, то есть занятое в общественном производстве, или которое по общественным нормам должно быть занято.

Рис. 23. Модель социально-классовой  структуры общества 

 

В философии и социологии советского периода в качестве основного признака определялось отношение людей, социальных групп к средствам производства и, в первую очередь, отношениями государственной собственности. В соответствии закону единства и борьбы противоположностей, который в социальной трактовке гласит, что общество и личность существуют в своем единстве и борьбе, личного и общественного. Присвоению общественного продукта также присуще данное противоречие. Если есть общество, значит, есть и общественная собственность, общественная форма присвоения, если существует личность, то должна существовать и частная собственность, частная и личная форма присвоения.

Более ста лет назад  К. Маркс в своем знаменитом труде  “Капитал” определил основное направление  развития современного ему общества - капиталистическое общество движется в направлении обобществления средств производства. Основное обобществление в истории человечества осуществлено на базе социально - политического института - государства, данный процесс в истории получил название национализации. Другой формой обобществления в развитии выступило акционирование собственности. В настоящее время государство является основным монополистом общественной собственности. В соответствии экономическим законам монополист это тот, кто концентрирует в своих руках более 50% объема собственности, который может быть выражен и через акции. Государственной собственностью распоряжаются так называемые “народные избранники”, которые осуществляют реальное распределение общественного богатства среди членов своего общества. На основе права распределения общественно - государственной собственности формируется социальный класс управляющих государственным имуществом во всех сферах общественной жизни: в промышленности, в сельском хозяйстве, в торгово - посреднической деятельности, в банковском деле, в здравоохранении, в образовании, в обороне и т.д. Одних общество “уполномочивает” распоряжаться общественным достоянием, других последние назначают.

Собственность, не являющаяся монополией государства, распределяется на основе рыночных отношений между отдельными лицами и социальными группами. Личности, которые сосредотачивают в своих руках монопольный объем собственности (более 50%) или большую часть от всего объема, получили в истории название предприниматели (буржуа). Они владеют, управляют средствами производства, которые принадлежат им. Этот класс в истории получил название предпринимательского класса (предприниматели или буржуазия). Предпринимательский класс пронизывает все основные сферы общественной жизни -  есть промышленные и сельскохозяйственные, торговые и посреднические предприниматели, банкиры - предприниматели, медики - предприниматели, предприниматели шоу бизнеса, система частного образования, частные охранные бюро и т.д.

Другое отношение  к средствам производства выражается не во владении ими на праве собственности, а во владении ими на основе права их эксплуатации, применения. Водитель автобуса, фуры и т.п., пройдя социальное тестирование,  имеют право управления и эксплуатации автобусов, автопоездов, летчик -  право управления и эксплуатации самолетов и вертолетов, учитель - право учить, военнослужащий - право эксплуатации оружия, средств вооруженной борьбы, бухгалтер - право на проведение финансовых расчетов и т.д. В этом случае социальное тестирование включает в себя от контроля состояния здоровья, уровня образования и подготовленности, сдачи квалификационных экзаменов до приобретения социального опыта. В качестве пользователей средств производства выступают социальные группы непосредственно работающие на средствах производства - рабочие и группы обеспечивающие процесс производства - служащие.  По отношению к рабочим и служащим работодателями выступают частные лица (собственники), государство - они их нанимают. Поэтому эти группы называютнаемными рабочими и служащими. Они могут быть промышленными и сельскохозяйственными рабочими и служащими, банковскими и торговыми работниками, работниками сферы образования, здравоохранения, науки и т.п., служащими силовых структур государства (военнослужащими, служащими министерства внутренних дел и т.д.), государственными служащими федерального, регионального местного уровня и т.п.

Каждая социальная группа получает свою долю общественного  богатства конкретным способом: в частном секторе посредством рыночных отношений, в государственном секторе посредством системы государственного распределения и перераспределения. Во многом определяет характер способа возможность присвоения труда других людей. Если государство отражает основные интересы (или, по крайней мере, должно), то присвоение результатов труда идет на удовлетворение общих потребностей. Частное лицо, присваивая труд других, развивая общественное производство, не на последнее место ставит удовлетворение свих потребностей. Уровень удовлетворенности потребностей, уровень жизни богатых резко отличается от основной части населения, и это вряд ли кто-нибудь будет оспаривать. Служащие и  рабочие, получая свою долю, часть “отдают” в виде прибавочного рабочего времени, в виде налогов на нужды общества и тех лиц, которые их нанимают (см. закон соотношения прибавочного и необходимого рабочего времени).

Социально - классовая  структура это динамическая структура, то есть она находится в постоянном развитии. Конкретные люди, социальные группы могут осуществлять перемещения  внутри ее, образуя новые социальные группы, например, на основе дальнейшего разделения труда и научно - технического прогресса. Но также образуются группы, которые “выпадают” из нее, некоторые временно, а некоторые “стабилизируются” в межклассовом состоянии, образуя так называемые деклассированные элементы: безработные, изолированные элементы (заключенные, психические больные), тунеядцы, бомжи и т.д., которые могут “вернуться” в социально - классовую структуру, а могут и остаться в данной группе людей, например, безработный может найти новую работу (по прежней квалификации, или переучившись), а может “стабилизироваться” в состоянии тунеядца. В настоящее время достаточно спорным остается вопрос причисления к деклассированным элементам проституток. Сторонники причисления их к рабочему классу выдвигают следующее основное обоснование: рабочий, нанимаясь к предпринимателю, государству, продает свои руки (навыки, умения), служащий - свои “мозги” (знания, умения), а проститутка - свое тело.

Особое место в жизнедеятельности  общества играет социокультурный (социально - духовный) институт  - церковь. В соответствии правовым нормам церковь отделена от государства, но она может оказывать и оказывает сильное влияние на развитие социальных систем. В каждом обществе существует достаточно большая группа людей, которая считает своим долгом служить богу. Служа богу они, по своим убеждениям, обеспечивают нормальное, положительное развитие человечества. Эту социальную группу в виду многообразия существующих религиозных течений можно назвать служащие религиозных культов (духовенство).

Таким образом, по признаку места в системе общественного  производства в современном обществе можно выделить в качестве основных групп классов

производственные  классы (осуществляющие процесс материального производства),

коммерческие классы (осуществляющий процесс обмена),

государственно - распределительные классы (осуществляющие процесс распределения и перераспределения),

обеспечивающие (обслуживающие) классы (осуществляющие обеспечение нормального протекания процессов производства, обмена и распределения),

деклассированные элементы (изолированные и отстраненные от участия в выполнении вышеперечисленных функциональных предназначений) (рис. 23). 

Основой любого конкретного способа  производства является производство материальных благ, которые изготавливаются в промышленности и сельском хозяйстве. Этот процесс осуществляют промышленные и сельскохозяйственные классы. В настоящее время в России очень модными словами стали “новые русские”, предприниматели, благодаря официальной социально-экономической политике государства, формированию общественного мнения средствами массовой информации, анекдотам и т.п. Но за этими терминами стоят реальные люди, которые формируют (производят, организуют, институализируют) новые для нашего общества отношения, то есть создаются новые общности  людей, которые основаны на частной собственности на средства производства, то есть создаются новые классы.

Информация о работе Социология как наука об обществе