Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 19:51, реферат
1). Социология как наука об обществе
2) Объект и предмет социологической науки.
3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.
Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних вопроса.
Рассмотрим их следующим образом
а) Социология и физико-химические науки
Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и биологическим процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение - распадение сил ”
Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от таких аналогий ? Всего лишь неточное сравнение.
Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.
Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда - социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д.
Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.
Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.
Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление ?
То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.
Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.
б)Социология и биология, в частности, экология.
Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология. имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма.
Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология - наука изучающая отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ).
и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество)
Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )
Не поглащается ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если люди ни чем не отличаются от а амеб и других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами Их можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив, 300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.
в)Социология и психология
1. Если говорить об
Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией.
Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “, которые изучает социология.
Ясно, что они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.
Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а со - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.
г) Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей.
Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.
Так, наука права изучает специальны
Объект политической экономии - совместная хозяйственная деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей
Мораль - определенный вид человеческого поведения и дает рецептуру должного взаимодействия
Эстетика - изучает явления
Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место.
Это объясняется следующим.
со является наукой об обществе, его явлениях и процессах
она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук
все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей
техника и методика изучения человека и его деятельность, методы социального измерения и т. д. разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. )
Положение социологии среди других
общественных и гуманитарных наук можно
проиллюстрировать следующей
Если имеется n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая то общее, что присуще всем этим объектам.
Со занимает общее, а не частное
место среди общественных и гуманитарных
наук, она дает научно обоснованную
об обществе и его структурах, обеспечивает
понимание законов и
д) Социология и история
В системе общественных наук есть дисциплина, с кот орой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история
И история, и со имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность..
Список литературы
1) Социология / Г. В. Осипов и др. М:Мысль,1990.
2) Марксиско - Ленинская социология. / Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во Московского ун-та,1989
3) Система социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).
4) Краткий словарь по
5) Предмет и структура
6) Основа социологии. Изд. Саратовского университета,1992.