Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:29, реферат
Каждый человек имеет свое понимание окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.
Введение.
Основные подходы и направления в социологии.
Объекты, функции и методы социологии.
Новейшие подходы в социологии.
Заключение.
Литература
Федеральное агенство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение Уральский государственный
Университет путей сообщения
Кафедра «Управления персоналом и социологии»
Тема реферата «Социология как наука об обществе»
Научный руководитель:
Романова Е.А
Выполнил:
Студент гр. ТД-211
Почтов П.Ю
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Каждый человек имеет свое понимание окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.
Большинство современных наук формировали свой предмет и систему знаний в результате длительного исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, зачатков новых направлений в развитии человеческой мысли.
Социология — относительно молодая наука. Термин «социология» появился лишь 170 лет назад. Однако за это время социология пережила ряд серьезных кризисов, обновлений и внутренних перестроек. Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе.
Основные подходы и направления в социологии
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. До появления социологии как науки развитие социальной мысли можно увидеть и в эпоху античности, и средневековья, и в эпоху Нового времени. Развитие социологии можно определить с момента появления ряда теоретических направлений, течений, школ.
Как одно из направлений социологии хронологически первой выступает географическая школа. Она охватывает множество различных теорий, которые в той или иной мере подтверждают, что ведущую роль в социальном развитии играют факторы географической среды, такие как климат, рельеф, полезные ископаемые и другие ресурсы. Именно эти факторы определяют распределение и плотность населения на земном шаре, виды занятий и хозяйственной деятельности людей, их нравы и обычаи, характер общественного развития. Основоположником географического направления считается французский философ, историк Ш. Монтескье.
Расово-антропологическая
школа предполагает, что социальная
жизнь и культура народов определяются
расово-антропологическими факторами.
Отправной точкой для этого направления
является раса — исторически сложившаяся
группа людей, объединенных общностью
происхождения и общими наследственными
физическими признаками, такими как форма
головы, цвет кожи и волос и т. д. Сторонники
данной школы считают, что именно биологическая
наследственность обусловливает социальное
поведение людей. Кроме того, расы не равны
между собой по интеллектуальным, творческим
и другим способностям, поэтому их смешение
вредно для общественного и культурного
развития. Представления о неравенстве
рас возникли еще в эпоху рабовладения.
Однако обобщающие теории появились только
в середине XIXв. Сторонником
Социальный дарвинизм как направление характерен для конца XIX—XXв. Сторонники дарвинизма сводят законы развития человеческого общества к законам биологической эволюции. В рамках данного направления можно выделить английского философа, социолога Г. Спенсера, который опирался на работы Ч. Дарвина. Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, однако человек и общество возникли из органического мира. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), но живет дольше, чем эти клетки-индивиды. В обществе между отдельными его органами существует разделение труда, подобное тому, которое присуще органам живого существа. Сторонники дарвинизма стремились объяснить обществу изменения в общественной жизни «борьбой за существование». Теории социального дарвинизма основываются на представлении, что существует большое число биологически отличных друг от друга рас, из которых одни являются высшими, а другие низшими, одни способны, а другие неспособны к социальной жизни. Между этими расами ведется постоянная борьба, в которой высшие расы одерживают победу и принуждают низшие к покорности. При этом высшие расы способны создать государство, тогда как низшие обречены пребывать под властью других. Эта борьба непрерывна и приводит к вымиранию неприспособленных индивидов или рас. Таким образом, вступает в действие естественный отбор.
Психологическая школа объяснение общественных явлений искала в психике человека. Основоположником ее был американский социолог Л. Уорд, считавший, что действиями людей руководят два основных желания: удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Сторонником этого направления являлся и австрийский врач 3. Фрейд. Согласно Фрейду все существенные социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения — полового. Половое влечение способно преобразовать энергию человека в позитивные или негативные формы. Позитивной формой выступает способность человека к науке, искусству, достижениям. Отрицательная энергия вызывает различные болезненные состояния, которые можно назвать неврозами.
В XIXв. на стыке психологии и социологии зарождается такое направление, как социальная психология. В этом направлении работал англо-американский психолог У. Мак-Дугл. Социальная психология изучает социально-психологическую характеристику личности, т. е. ее интересы, способности и ценности; характеристику групп, т. е. их виды, особенности и взаимовлияния; взаимодействие людей, т. е. мотивы поступков, взаимосвязь личных и общественных интересов. Исследования социальной психологии имеют большое практическое значение во всех сферах жизни общества. С их помощью определяют позиции и потребности людей, возможности для улучшения психологического климата в группах и т. д.
В социологии можно выделить два основных методологических подхода:
1. Позитивизм.
2. Антипозитивизм.
Позитивизм основан О. Контом в ХТХ в., который считал, что социологии не следует заниматься своими рассуждениями, поскольку они зачастую бездоказательны. Общество — это живой организм, поэтому его развитием управляют объективные законы. Из этого следует, что наука об обществе должна применять те же методы и средства, которыми пользуются биология, анатомия. Положительность социологии заключалась в том, что ее можно объяснить с помощью уже имеющихся законов.
Основоположником
Итак, если О. Конт пытался объяснить развитие общества и все его изменения с помощью имеющихся законов, то М. Вебер стремился к пониманию социологии, субъективному подходу для того, чтобы найти свой особый метод познания.
Объекты, функции и методы социологии
Социология как
Объектами современной социологии являются: отдельная личность; социальная группа; национальное общество; мировое сообщество. Предметом социологии может считаться познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.
Социология — наука, изучающая общество в целом, а также отдельные социальные процессы, институты и группы в их общей взаимосвязи друг с другом. Социология является одной из множества общественных наук. В чем же ее особенность и каковы ее функции?
Можно выделить четыре функции социологии. Эмпирическая функция предполагает сбор и обработку практической информации, для чего проводятся различные исследования, социологические опыты, опросы. Полученные в результате сбора информации данные являются достаточно ценными. Ведь знание общественного мнения относительно того или иного решения, реформы может помочь политикам, чиновникам своевременно принять соответствующие меры.
Теоретическая функция состоит в логическом обобщении и интерпретации полученных опытных данных. В результате рождаются научные знания об обществе. Теоретическая и эмпирическая функции взаимодействуют друг с другом, поскольку необходимы друг другу.
Прогностическая функция предполагает работу социологов по разработке прогнозов предстоящего развития социальных процессов. Например, прогноз численности населения и его структуры, качества.
Прикладная функция
Изучая общество, его развитие, социология применяет как общенаучные методы, так и свои собственные. Выделим основные методы, которыми пользуется социология:
1.Метод наблюдения
2.Эксперимент предполагает
проведение научного опыта,
3.Моделирование предполагает изучение социальных явлений по их образцу, модели.
4.Метод анкетного опроса предполагает сбор информации с помощью анкет. Анкета — это опросный лист, содержащий заранее запланированные вопросы и способ ответа на них.
5.Интервью. При этом методе вопросы задаются устно в отличие от анкеты.
6. Системный метод. Здесь
объекты познания
7. Исторический и логический методы применяются в
единстве и предполагают изучение социальных процессов в их исторической последовательности и в логически обобщенном виде.
8. Метод индукции и
дедукции состоит из двух
9.Метод анализа и синтеза
предполагает изучение
В социологии довольно четко выделяются две ее составные части: теоретическая и прикладная. Задача теоретической социологии заключается в получении новых знаний об обществе, углублении теоретического понимания происходящих в нем процессов. Задача прикладной социологии — практическое применение разработок теоретической социологии, использование ее достижений для решения конкретных социальных проблем.
Социологическое мышление способно оказывать влияние на практическую политику и различные социальные реформы. Э. Гидденс выделяет три способа, с помощью которых происходит влияние:
1.Обеспечение более ясного
и верного понимания
2.Помощь в воспитании культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое мышление развивает расовую и этническую терпимость.
3. Оценка последствий
принятия определенных
Гидденс считает, что чем более адекватным самосознанием будут обладать общественные группы, тем более адекватно они будут реагировать на действия властей и других общественных групп.