Социология как наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

Каждый человек имеет свое понимание окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.

Содержание работы

Введение.
Основные подходы и направления в социологии.
Объекты, функции и методы социологии.
Новейшие подходы в социологии.
Заключение.
Литература

Файлы: 1 файл

социология реферат.docx

— 31.34 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  образовательное учреждение Уральский  государственный

Университет путей сообщения

Кафедра «Управления  персоналом и социологии»

                                        

 

 

 

     Тема реферата «Социология как наука об обществе»

 

 

 

 

 

 

 

  Научный руководитель:

Романова Е.А

Выполнил:

Студент гр. ТД-211

Почтов П.Ю

 

 

Екатеринбург

     2012

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение.
  • Основные подходы и направления в социологии.
  • Объекты, функции и методы социологии.
  • Новейшие подходы в социологии.
  • Заключение.
  • Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек имеет  свое понимание окружающей действительности и общества, в котором он существует, которое включает в себя представления  о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и иных атрибутах жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни.

Большинство современных  наук формировали свой предмет и  систему знаний в результате длительного  исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, зачатков новых направлений в развитии человеческой мысли.

Социология — относительно молодая наука. Термин «социология» появился лишь 170 лет назад. Однако за это время социология пережила ряд  серьезных кризисов, обновлений и  внутренних перестроек. Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные подходы  и направления в социологии

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. До появления социологии как науки развитие социальной мысли можно увидеть и в эпоху античности, и средневековья, и в эпоху Нового времени. Развитие социологии можно определить с момента появления ряда теоретических направлений, течений, школ.

Как одно из направлений  социологии хронологически первой выступает географическая школа. Она охватывает множество различных теорий, которые в той или иной мере подтверждают, что ведущую роль в социальном развитии играют факторы географической среды, такие как климат, рельеф, полезные ископаемые и другие ресурсы. Именно эти факторы определяют распределение и плотность населения на земном шаре, виды занятий и хозяйственной деятельности людей, их нравы и обычаи, характер общественного развития. Основоположником географического направления считается французский философ, историк Ш. Монтескье.

Расово-антропологическая  школа предполагает, что социальная жизнь и культура народов определяются расово-антропологическими факторами. Отправной точкой для этого направления является раса — исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения и общими наследственными физическими признаками, такими как форма головы, цвет кожи и волос и т. д. Сторонники данной школы считают, что именно биологическая наследственность обусловливает социальное поведение людей. Кроме того, расы не равны между собой по интеллектуальным, творческим и другим способностям, поэтому их смешение вредно для общественного и культурного развития. Представления о неравенстве рас возникли еще в эпоху рабовладения. Однако обобщающие теории появились только в середине XIXв. Сторонником данной школы являлся французский философ и дипломат Ж. Гобино, который обосновывал превосходство белой расы и неполноценность остальных. Позднее, в XXв., его идеи составили основу формирования идеологии нацизма и расизма.

Социальный дарвинизм  как направление характерен для  конца XIX—XXв. Сторонники дарвинизма сводят законы развития человеческого общества к законам биологической эволюции. В рамках данного направления можно выделить английского философа, социолога Г. Спенсера, который опирался на работы Ч. Дарвина. Спенсер считал, что органический мир развился из неорганического, однако человек и общество возникли из органического мира. Общество как организм состоит из клеток (индивидов), но живет дольше, чем эти клетки-индивиды. В обществе между отдельными его органами существует разделение труда, подобное тому, которое присуще органам живого существа. Сторонники дарвинизма стремились объяснить обществу изменения в общественной жизни «борьбой за существование». Теории социального дарвинизма основываются на представлении, что существует большое число биологически отличных друг от друга рас, из которых одни являются высшими, а другие низшими, одни способны, а другие неспособны к социальной жизни. Между этими расами ведется постоянная борьба, в которой высшие расы одерживают победу и принуждают низшие к покорности. При этом высшие расы способны создать государство, тогда как низшие обречены пребывать под властью других. Эта борьба непрерывна и приводит к вымиранию неприспособленных индивидов или рас. Таким образом, вступает в действие естественный отбор.

Психологическая школа объяснение общественных явлений искала в психике  человека. Основоположником ее был  американский социолог Л. Уорд, считавший, что действиями людей руководят  два основных желания: удовлетворение голода и стремление к продолжению  рода. Сторонником этого направления  являлся и австрийский врач 3. Фрейд. Согласно Фрейду все существенные социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения — полового. Половое влечение способно преобразовать энергию человека в позитивные или негативные формы. Позитивной формой выступает способность человека к науке, искусству, достижениям. Отрицательная энергия вызывает различные болезненные состояния, которые можно назвать неврозами.

В XIXв. на стыке психологии и социологии зарождается такое направление, как социальная психология. В этом направлении работал англо-американский психолог У. Мак-Дугл. Социальная психология изучает социально-психологическую характеристику личности, т. е. ее интересы, способности и ценности; характеристику групп, т. е. их виды, особенности и взаимовлияния; взаимодействие людей, т. е. мотивы поступков, взаимосвязь личных и общественных интересов. Исследования социальной психологии имеют большое практическое значение во всех сферах жизни общества. С их помощью определяют позиции и потребности людей, возможности для улучшения психологического климата в группах и т. д.

В социологии можно выделить два основных методологических подхода:

1. Позитивизм.

2. Антипозитивизм.

Позитивизм основан О. Контом в ХТХ в., который считал, что социологии не следует заниматься своими рассуждениями, поскольку они зачастую бездоказательны. Общество — это живой организм, поэтому его развитием управляют объективные законы. Из этого следует, что наука об обществе должна применять те же методы и средства, которыми пользуются биология, анатомия. Положительность социологии заключалась в том, что ее можно объяснить с помощью уже имеющихся законов.

Основоположником антипозитивнзма стал немецкий историк М. Вебер, который говорил о допустимости и даже необходимости субъективных оценок в социологии. Социология — это наука об обществе, а не о природе, поэтому должна применять свой особый метод познания. Ведь природные явления более стандартны, поэтому к ним можно применять обобщающие выводы. Общество же состоит из множества неповторимых людей, что требует индивидуального подхода и понимания.

Итак, если О. Конт пытался  объяснить развитие общества и все его изменения с помощью имеющихся законов, то М. Вебер стремился к пониманию социологии, субъективному подходу для того, чтобы найти свой особый метод познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты, функции  и методы социологии

Социология как самостоятельная  наука возникла в XIXв. И произошло это вследствие развития социальных исследований. Термин «социология» в научный оборот был введен французским философом О. Контом.

Объектами современной социологии являются: отдельная личность; социальная группа; национальное общество; мировое сообщество. Предметом социологии может считаться познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.

Социология — наука, изучающая  общество в целом, а также отдельные  социальные процессы, институты и  группы в их общей взаимосвязи  друг с другом. Социология является одной из множества общественных наук. В чем же ее особенность  и каковы ее функции?

Можно выделить четыре функции  социологии. Эмпирическая функция предполагает сбор и обработку практической информации, для чего проводятся различные исследования, социологические опыты, опросы. Полученные в результате сбора информации данные являются достаточно ценными. Ведь знание общественного мнения относительно того или иного решения, реформы может помочь политикам, чиновникам своевременно принять соответствующие меры.

Теоретическая функция состоит  в логическом обобщении и интерпретации полученных опытных данных. В результате рождаются научные знания об обществе. Теоретическая и эмпирическая функции взаимодействуют друг с другом, поскольку необходимы друг другу.

Прогностическая функция  предполагает работу социологов по разработке прогнозов предстоящего развития социальных процессов. Например, прогноз численности населения и его структуры, качества.

Прикладная функция предполагает применение социологии для решения практических задач, особенно в сфере производства и управления. Знание особенностей межгруппового взаимодействия поможет создать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе предприятия.

Изучая общество, его развитие, социология применяет как общенаучные  методы, так и свои собственные. Выделим основные методы, которыми пользуется социология:

1.Метод наблюдения предполагает  непосредственное восприятие социальных  явлений в их действительном  виде. Наблюдение может быть пассивным,  т. е. со стороны, и активным, когда наблюдатель сам участвует в том или ином наблюдаемом событии.

2.Эксперимент предполагает  проведение научного опыта, при  котором объект ставится в  специально созданные, «лабораторные» и контролируемые условия.

3.Моделирование предполагает  изучение социальных явлений  по их образцу, модели.

4.Метод анкетного опроса  предполагает сбор информации с помощью анкет. Анкета — это опросный лист, содержащий заранее запланированные вопросы и способ ответа на них.

5.Интервью. При этом методе  вопросы задаются устно в отличие от анкеты.

6. Системный метод. Здесь  объекты познания рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей единого целого, поэтому эти части взаимообусловлены.

7. Исторический и логический методы применяются в

единстве и предполагают изучение социальных процессов в их исторической последовательности и в логически обобщенном виде.

8. Метод индукции и  дедукции состоит из двух взаимосвязанных, но противоположных способов рассуждения. Индукция предполагает рассуждения от частных, отдельных фактов к общему выводу. Например, из фактов, что Иван, Максим и Олег учатся в каких-то конкретных учебных заведениях, следует вывод, что все трое являются студентами. Дедукция предполагает рассуждения от общих положений к частным выводам. Например, зная, что Иван, Максим и Олег являются студентами, можно заключить, что каждый из них учится в каком-то определенном учебном заведении.

9.Метод анализа и синтеза  предполагает изучение социальных явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

В социологии довольно четко  выделяются две ее составные части: теоретическая и прикладная. Задача теоретической социологии заключается в получении новых знаний об обществе, углублении теоретического понимания происходящих в нем процессов. Задача прикладной социологии — практическое применение разработок теоретической социологии, использование ее достижений для решения конкретных социальных проблем.

Социологическое мышление способно оказывать влияние на практическую политику и различные социальные реформы. Э. Гидденс выделяет три способа, с помощью которых происходит влияние:

1.Обеспечение более ясного  и верного понимания социальной  ситуации. Чем больше мы знаем,  почему бедность является распространенным явлением в каких-то конкретных регионах, тем больше вероятность того, что против нее будут предприняты эффективные действия.

2.Помощь в воспитании  культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое мышление развивает расовую и этническую терпимость.

3. Оценка последствий  принятия определенных политических решений.

Гидденс считает, что чем более адекватным самосознанием будут обладать общественные группы, тем более адекватно они будут реагировать на действия властей и других общественных групп.

Информация о работе Социология как наука об обществе